Украина

 

В Украине рванула бомба замедленного действия

 

Бомба эта была заложена года три назад, в конце кучмовского режима. Бомба эта называлась «политреформа». Суть ее заключалась в переходе от президентско-парламентской формы правления к парламентско-президентской. Говоря упрощенно, при первой форме главной фигурой в стране является президент, при второй – премьер-министр.

 

Поначалу эта реформа задумывалась «под Кучму». Поскольку в странах СНГ первые лица государства «незаменимы», имелось в виду, что по истечении второго срок его президентства он станет премьер-министром и будет и далее осчастливливать Украину своим «керивныцтвом» (руководством). Но к концу второго срока становилось все более ясно, что страна его керивныцтвом сыта по горло, и более его к власти не допустит. Становилось, однако, также ясно, что следующим президентом может стать Ющенко. И тогда в соответствующих кругах было решено, что та же «политреформа» может стать неплохой бомбой замедленного действия под него.

 

В принципе, переход к парламентско-президентской форме правления – дело прогрессивное, она более соответствует сути демократии, «обучает» избирателей и дисциплинирует политиков и партии. Но Украине, разделенной, по политическим пристрастиям избирателей, на две практически равные части, полезно было бы после «оранжевой» революции хотя бы один срок остаться при старой форме правления. Не судилось. Расчет политических «взрывотехников» был правильным, и вот – бомба рванула…

 

Надо отдать должное «оранжевой» элите: она, сделала все, что от нее зависело, чтобы бомба не осталась лежать втуне. Дикая свара внутри нее, особенно между двумя ее ведущими членами – Юлией Тимошенко и Петром Порошенко – жестоко разочаровали избирателей. Популистская политика Тимошенко в бытность ее премьер-министром привела к снижению экономических показателей и насторожила предпринимательский класс. В тех 186 мандатах, которые честно получила на мартовских 2006 года выборах в парламент Партия регионов Януковича, пара десятков – «заслуга» Юлии Владимировны. А ведь без них Янукович вряд ли бы стал премьером.

 

А потом, после этих выборов, последовал бесконечный, многомесячный торг за посты премьер-министра и председателя Верховной Рады. Ющенко, конечно, очень не хотелось видеть на посту премьера Януковича, но и перспектива второго пришествия на этот пост Тимошенко не очень его вдохновляла. Был вариант сохранения на этом посту Еханурова – при создании коалиции ющенковской «Нашей Украины» с Партией регионов. Некоторые эксперты считают, что в той ситуации это был наилучший выход. Вряд ли эта коалиция продержалась бы долго. Но, так или иначе, Ющенко на «предательство интересов „оранжевой“ революции» не решился.

 

А потом «оранжевый» лагерь совершил, и опять при активном участии Тимошенко, самую крупную на том этапе ошибку, отказавшись предоставить пост спикера Верховной Рады лидеру социалистов Александру Морозу. Должен признаться, я и сам считал, с чего это ему, при его пяти или шести процентах мандатов, отдавать этот пост. Это все – результат унаследованной от «совка» низкой политической культуры, неумения «делиться». В западных странах это обычное дело: если получившей наибольшее число мандатов партии немного недостает их до абсолютного большинства, в коалицию привлекается партнер, которому, независимо от числа представляемых им голосов, отдаются второй по значению пост в правительстве и еще несколько портфелей.

 

Ну, а в Украине произошло то, что произошло: раздосадованные неуступчивостью партнеров, социалисты (по упорным слухам, хорошо еще «подмазанные» регионалами финансово) переметнулись в противоположный лагерь, перевесив чашу весов в его пользу. В итоге Мороз получил вожделенное спикерское кресло, а правительство сформировала не «оранжевая», а «антикризисная» коалиция из регионалов, коммунистов и социалистов. Жадность фраера сгубила…

 

Надо сказать, «политреформа» предусмотрела некоторую балансировку ветвей власти: по Конституции Украины, назначение трех важных министров правительства – обороны, иностранных дел и внутренних дел – является прерогативой президента страны. Но, придя к власти, Янукович со товарищи принялись методично вытеснять назначенцев Ющенко: вынудили уйти из МВД Юрия Луценко и из МИДа – Бориса Тарасюка. Ющенко назначил на место Тарасюка Владимира Огрызко, но и того вынудили уйти. Получалось, что правящая коалиция подрывает основы разделения властей, то есть основы самой Конституции. Ющенко возмущался, но ничего не предпринимал.

 

Зато бурную активность, особенно с февраля этого года, развила Юлия Тимошенко. Ее вдохновляли, видимо, два обстоятельства. Первое заключается в том, что правительство Януковича приняло ряд непопулярных решений, в частности, о повышении тарифов на газ, электроэнергию, коммунальные услуги. Естественно, это должно понизить рейтинг его партии, что и подтверждалось некоторыми опросами. При этом оказывалось, что ее БЮТ ненамного отстает от Партии регионов, а вместе с «Нашей Украиной» заметно ее превосходит. Важно еще, что, по данным тех же опросов, нынешний союзник Партии регионов – Социалистическая партия во главе с «предателем» Морозом – выходит из игры: ее поддержка избирателями снизилась до примерно 2%, а проходной балл в Верховную Раду составляет 3%. Поддержки одних коммунистов регионалам и после последних выборов было недостаточно для завоевания большинства в Раде, а теперь, когда они сами получат меньше голосов, тем более ее будет недостаточно. Значит, большинство будет за объединенными «оранжевыми», а поскольку в их коалиции у БЮТ будет, по меньшей мере, вдвое больше мандатов, чем у ее союзницы «Нашей Украины», сами понимаете, кто станет премьер-министром…

 

Вторым обстоятельством, вдохновившим леди Ю, был прием, коего она в первых числах марта удостоилась в США. Прежде всего, она была счастлива уже тем, что ее в США не арестовали. Она так и заявила на брифинге 5 марта: «Я думаю, что именно мой визит и двукратные заявления посольства США доказали, что я имею к делу Лазаренко такое же отношение, как и к Октябрьской революции. Это точка на всех провокациях, и я счастлива, что эту точку мы поставили».

 

Несколько отвлекаясь от основной темы, скажем, что заявления посольства и даже мнение самого президента США в подобных случаях не так много значат. Например, в свое время (кажется, это было в январе 2005 года) по официальному приглашению правительства США в качестве почетного гостя на церемонию инаугурации президента Буша в США прибыл бывший кремлевский завхоз Павел Бородин. И тут же в аэропорту был арестован. Иммиграционной службе США нет никакого дела до того, кто и зачем тебя пригласил, – если твое имя значится в соответствующем списке, ты будешь арестован. Между прочим, газета «The Sunday Times» 12 марта в статье «Убийства могут спровоцировать международное преследование Путина» пишет, что после того, как Путин уйдет в отставку и утратит иммунитет как глава государства, он рискует быть арестованным за границей. Так что Тимошенко имела все основания радоваться. Кстати, в 2005 году она была с визитом в России, и там ее тоже заверили, что в отношении нее никаких обвинений нет.

 

На том же брифинге она сообщила, что «обсудила с вице-президентом США Диком Чейни и госсекретарем Кондолизой Райс возможность проведения досрочных парламентских выборов на Украине». По ее словам, они заявили, что «если этот путь будет правовым, то такой путь будет поддержан». Но за пару дней до этого Ющенко, выступая в Тбилиси, высказался за «диалог» и «консолидацию» между политическими силами Укpаины, заявив, что «не шантаж, а взаимоуважение и разум являются путем урегулирования нынешней ситуации на Украине. Досрочные выборы – это дорога в никуда».

 

Но Тимошенко, увлекая за собой не только блок своего имени (БЮТ), но и пропрезидентскую «Нашу Украину», развила настоящее наступление на правительственную коалицию. Обе фракции в парламенте выдвинули правительству 17 требований (как они сами признавали в кулуарах, заведомо невыполнимых) и покинули заседания Верховной Рады, объявив ей бойкот – пока их ультиматум не будет правительством выполнен. Как заметил директор Киевского института глобальных стратегий Вадим Карасев, Верховная Рада превратилась в парламент Востока Украины.

 

Ющенко все еще колебался. Но тут Тимошенко здорово помогли бело-голубые (это цвета Партии регионов) и их союзники. Бывший президент Украины Леонид Кравчук однажды (С. Боровиков. «Еврейская газета», март 2004 г.) сделал откровенное признание: «Нет ни одного депутата, который бы когда-то не продавался: „В торговом доме, которым является парламент, о чести и достоинстве не говорят“». Леонид Макарович и сам был депутатом нескольких созывов, так что знает, о чем говорит. Нравы в Верховной Раде с тех пор, видно, не сильно изменились.

 

После того, как бело-голубым улыбнулась фортуна, и они сформировали правительство, они от этой неожиданной победы обнаглели и стали переманивать к себе депутатов из оппозиционных фракций. Пока депутаты перебегали поодиночке, Ющенко терпел. Но в середине марта Мороз заявил, что скоро за счет перебежчиков коалиция достигнет конституционного большинства – 300 депутатов из 450. И как бы в подтверждение этого 22 марта ушло сразу 11 человек, в том числе в полном составе (8 депутатов) входившая в блок «Наша Украина» Партия промышленников и предпринимателей во главе с экс-премьером Анатолием Кинахом, которому Янукович предложил пост министра экономики. За две предшествовавшие недели коалиция увеличила свой состав с 238 до 262 человек. Лидер фракции социалистов Иван Бокий заявил, что примкнуть к власти готовы еще 20-25 депутатов из БЮТ.

 

И тут Ющенко осознал всю серьезность угрозы: достигнув конституционного большинства, коалиция сможет (как «Единая Россия» в РФ) делать все, что угодно, со страной и с ним самим: менять Конституцию, принимать и отменять любые законы, превратить его в «английскую королеву» или вовсе упразднить пост президента. Не буду пересказывать все детали происшедшего, скажу лишь: 2 апреля Ющенко издал указ «О досрочном прекращении полномочий Верховной Рады Украины», назначив внеочередные парламентские выборы на 27 мая 2007 года.

 

Главным основанием для роспуска Рады названо переманивание правительственной коалицией депутатов из оппозиционных фракций, что, как сказано в указе, «является грубым нарушением статьи 83 Конституции, предусматривающей формирование коалиции депутатских фракций в Верховной Раде Украины по результатам выборов и на основе согласования политических позиций исключительно депутатскими фракциями». Но статья 83 Конституции определяет, что в Верховной Раде «формируется коалиция депутатских фракций, в состав которой входит большинство народных депутатов от конституционного состава Верховной Рады». То есть, несмотря на то, что коалиция формируется из фракций, в ее состав входят депутаты, но не фракции. Кроме того, в Конституции указано, что «основы формирования коалиции» устанавливаются регламентом Верховной Рады. А регламент прямо разрешает индивидуальное членство.

 

Таким образом, основание роспуска Рады надо признать сомнительным, что отмечают и многие западные СМИ, несмотря на их в целом благожелательное отношение к «прозападному» президенту Ющенко. Но при этом некоторые из них считают, что более общие основания для роспуска парламента у него были: препятствуя осуществлению права президента на назначение определенных Конституцией министров, массовым переманиванием депутатов правительственный лагерь, по сути, вел дело к конституционному перевороту. Директор Киевского института проблем управления Кость Бондаренко в интервью агентству «Интерфакс» так оценил ситуацию: «Президент пошел на прямое нарушение конституции», но к этому добавил: «При том правовом беспределе, который существует в стране, от президента было сложно ожидать другого».

 

В телевизионном обращении к народу вечером 2 апреля президент сказал, что «решение о роспуске парламента он подписал, чтобы защитить нацию от посягательств на конституционный порядок Украины». «Это крайнее мероприятие, но оно стало неминуемым», – добавил он. Понятное дело, Верховная Рада, точнее ее «восточная» половина (большая половина), отказалась подчиниться указу президента, запретила СМИ его печатать, заблокировала финансирование новых выборов. Рада также приняла постановление об отзыве действующего состава Центризбиркома и, что самое удивительное, о восстановлении того его состава 2004 года во главе с Сергеем Киваловым, который допустил фальсификацию результатов президентских выборов! Это постановление Рады было тут же, по иску членов нового Избиркома, решением Печерского суда отменено. В то же время Рада, идя навстречу президенту, запретила переход депутатов из одной фракции в другую. Президентская сторона этим уже не удовлетворилась.

 

Обе стороны обратились с заявлениями о незаконности действий своих «оппонентов» в Конституционный суд. В любой стране с устоявшейся демократией решение Конституционного суда развязало бы кризис. Но в Украине долгое время суд этот вообще не работал из-за своей неукомплектованности (кстати, по вине партии Януковича). Теперь же недавно избранный председатель Конституционного суда Украины Иван Домбровский, оказавшись под давлением с обеих сторон, 4 апреля заявил о сложении с себя полномочий и немедленно слег в больницу. Избравшие его члены суда отказались принять отставку, но все равно решение суда появится не скоро. Как выяснилось, только для предварительного заключения относительно наличия оснований для открытия конституционного производства по делу, согласно регламенту КС, отведено 15 дней. Понятно, что в сложившейся ситуации это заключение будет вынесено в последний, 15-й день…

 

А события тем временем разворачиваются. Сторонники бело-голубых митингуют в Киеве на Европейской площади, блокируют резиденцию президента. Их противники, оранжевые, на сей раз почти не митингуют: Тимошенко призвала своих вместо этого начать подготовку к выборам. Уже создаются избирательные штабы, формируются списки наблюдателей на выборах и т. д. Бело-голубым придется что-то решать, иначе они могут оказаться к выборам неподготовленными.

 

Силовые структуры оказались поделенными, по подчиненности, между сторонами: на стороне правительства – 300 тысяч милиционеров и 10 тысяч военнослужащих внутренних войск, на стороне президента – 200-тысячная армия и 12 тысяч служащих СБУ. Естественно, 200-тысячная армия – это сила помощнее 300 тысяч милиционеров. Министр обороны Анатолий Грищенко сразу заявил, что вооруженные силы «будут действовать исключительно в рамках действующего законодательства и выполнять приказы своего верховного главнокомандующего президента страны Виктора Ющенко». Сообщается, что в частях отменен «дембель». Но это – чистая демонстрация силы. Большинство наблюдателей сходятся на том, что ни одна из сторон на ее применение не пойдет, чего-либо, подобного тому, что произошло в России в 1993 году, не будет: и расклад сил не тот, и вообще украинские элиты более склонны к компромиссу.

 

5 марта Янукович уже выразил согласие на новые выборы парламента, но в более поздние сроки. Скорее всего, они все же состоятся 27 мая. Но принесет ли это успокоение стране? Во-первых, нет никаких гарантий победы «оранжевых». Во-вторых, в случае их победы, премьер-министром станет опять Тимошенко. Извлекла ли она уроки из своего премьерства 2005 года, и не начнутся ли опять дрязги в стане «оранжевых»? Надо признать, что бело-голубые демонстрируют большую сплоченность. А, главное, страна-то по-прежнему останется расколотой на две равные части, а с ней – и парламент. Кто теперь помешает спровоцировать кризис его «восточной» половине?

 

И все же, можно надеяться, страна понемногу осваивает науку демократии. По крайней мере, украинская милиция остережется уже скручивать в бараний рог сегодняшних оппозиционеров – знает: завтра они могут опять оказаться у власти. Шаг за шагом…

 

И.З.

 

Украина – Россия

 

Несмотря на истерические заявления сторонников Януковича здесь, в Москве, несмотря на грозную риторику участников конфликта с той и с другой стороны, идет нормальный для условий кризиса политический процесс. Конфликтующие стороны встречаются. Ведут переговоры, маневрируют, взаимодействуют с прессой; всё это происходит буквально в прямом телевизионном эфире, а в стране продолжается в общем нормальная жизнь. Всё это так непохоже на Россию...

 

Украина – самое больное место Путина. Больнее ЮКОСа и Чечни. Украина – средоточие неудач путинской внешней политики. Путин, как анти-Ельцин, хотел если не стать, то хотя бы выглядеть современным Иваном Калитой, собирателем бывших советских земель вокруг Москвы, а в результате распугал всех, даже Белоруссию. Но неудачи в отношениях с Минском не так обидны, как с Киевом – все-таки мать городов русских.

 

...Вся российская политика подчинена одной навязчивой идее: не допустить Майдана в Москве, не допустить появления русского Ющенко, русских «оранжевых». И хотя всем здравомыслящим политикам, политологам, журналистам всегда было ясно, что едва ли хоть что-то подобное возможно в России, антиоранжевая паранойя продолжает «править бал», диктуя власти чуть ли не каждое второе решение.

 

Кризис на Украине, скорее всего, будет урегулирован тем или иным способом. Мирно, без крови, на основе компромисса. Какие бы страсти ни бурлили в Верховной Раде или на улицах Киева, в кабинетах сторонников Ющенко и Тимошенко, украинская элита научилась жить в условиях реальной политики; настоящей, а не виртуальной политической борьбы, где есть место и аппаратной интриге, и популистской площадной политике, и переговорам с участием международных посредников, и всё это под прицелом независимых СМИ. В результате компромисс будет найден, антиоранжевые истерики останутся ни с чем, а России преподнесут еще один пример того, как можно развиваться альтернативным демократическим путем, на который нам еще не скоро предстоит вернуться.

 

Евгений Киселев,

«Власть», 6 апреля