Украина: свет в конце кризиса?

 

Наконец-то можно сказать нечто внятное о политическом кризисе в Украине: 4 мая два Виктора – президент Ющенко и премьер-министр Янукович – договорились о проведении новых выборов в Верховную Раду Украины в течение 60 дней. Оба лидера заявили, что нужно сделать все, «чтобы выборы прошли честно и демократично». Создана рабочая группа, которая, как предполагалось, за два дня должна подготовить документы, чтобы разблокировать избирательный процесс. В группу вошли со стороны президента лидеры БЮТ и «Нашей Украины» Юлия Тимошенко и Вячеслав Кириленко, экс-спикер парламента Иван Плющ, первый заместитель руководителя секретариата президента Иван Васюнык, со стороны правительственной коалиции – первый вице-премьер Николай Азаров, координатор парламентского большинства Раиса Богатырева, первый вице-спикер парламента Адам Мартынюк. Рабочая группа, как сказал Ющенко, «должна положить на стол все предложения, чтобы открыть заседание Верховной Рады для принятия документов, необходимых для проведения выборов». Заседание это должно было состояться 8 мая, для чего президент согласился на один день отменить Указ о роспуске Рады.

 

Представители крупных политических блоков – «Нашей Украины», БЮТ и Партии регионов – выразили поддержку договоренности, расценив ее как непростой, но необходимый компромисс.

А вот союзники Партии регионов – коммунисты и социалисты – назвали достигнутое соглашение капитуляцией Януковича перед президентом и предательством партнеров по коалиции. При этом коммунисты пообещали подумать, стоит ли им вообще оставаться в коалиции. Громче всех о предательстве кричат социалисты, которые совсем недавно сами предали «оранжевых» партнеров. Вкрай раздосадованный депутат от соцпартии в Раде Василий Волга даже назвал Украину «государством понятий и больного на голову лидера государства». Гнев социалистов понятен: опросы предрекают им «не прохонже» в новый состав парламента…

 

Вечером 7 мая президент Ющенко высказал предположение, что «представители рабочей группы не успеют подготовить необходимые документы до следующего утра», а в секретариате президента отметили, что «результатов работы группы, вероятно, следует ожидать к 10 мая». Если же и к этому времени их не будет, то, как заявил заместитель главы секретариата Иван Васюнык (сам член группы), Виктор Ющенко будет принимать «адекватные решения».

 

Несколько ранее стало известно, что одним из камней преткновения в группе стала дата выборов. Координатор парламентского большинства Раиса Богатырева от имени коалиции предлагает провести их осенью, поскольку избиратели тогда смогут в «более эффективной обстановке принять участие в голосовании». Председатель «Нашей Украины» Вячеслав Кириленко заявил, что он ориентируется на указ президента от 26 апреля, в соответствии с которым выборы были назначены на 24 июня. По его словам, партия готова согласиться с переносом этой даты на две недели (на 8 июля). Однако больше, считает он, ждать нельзя, поскольку «страна должна скорее выйти из политического кризиса». Между прочим, Янукович тоже призывал к быстрейшему выводу страны из кризиса.

 

Юлия Тимошенко уже сообщила, что рассчитывает на изменение «соотношения политических сил в парламенте» после новых выборов. Судя по всему, у нас будет еще время обсудить перспективы каждой из сторон в новом составе Рады.

 

Но что можно уже сейчас отметить, так это явное отличие политических нравов, даже, можно сказать, политического темперамента в России и Украине. В России кризисные ситуации разрешаются с калейдоскопической быстротой. Вспомним август 1991 года, октябрь 1993 года. Да, пожалуй, и самый конец декабря 1999 года легко встраивается в этот ряд: передача власти в огромной стране из одних рук в другие произошла, по сути, за считанные минуты, на глазах телезрителей. В Украине же политический процесс отличается большой вязкостью. В конце 2004 года марафон по выборам президента страны растянулся на невиданных, вероятно, нигде в мире три тура, после парламентских выборов в марте 2006 года на формирование правительства ушло более трех месяцев, и нынешний кризис длится уже скоро полтора месяца, и никто не может сказать, сколько еще веревочке виться…

 

И. Зайдман