Здоровье

 

Мудрость старого доктора

 

О том, что известный всему миру доктор Залманов родился в Гомеле, я узнал совсем недавно, уже живя здесь, в Германии. Этот факт был для меня весьма отраден, поскольку Гомель мой родной город, я жил в нем до войны и после неё, вплоть до хрущевской «оттепели». Но нигде в этом городе: ни в краеведческом музее, ни в одной из статей местной газеты «Гомельская правда» – не было упоминаний об Александре Залманове, личном враче вождя мирового пролетариата и его семейства. И это было для советского периода естественным отношением к человеку, пусть даже и выдающемуся, который в начале двадцатых годов прошлого столетия при первой же возможности покинул Россию навсегда.

 

Врач, ученый, философ Александр (Абрам) Соломонович Залманов родился в 1875 году, как мы уже упомянули, в Гомеле, где он с отличием окончил гимназию и поступил в Московский университет на медицинский факультет. А чтоб иметь возможность оплачивать учебу, пришлось ему подрабатывать на разных непрофильных его будущей профессии работах – быть и судебным хроникером, и контролером в поездах, и мастером на стройках, и даже автором любительских пьес.      

 

Одновременно он с упоением изучает медицину. Но такое продолжалось лишь первые три года. Достигнув четвертого курса, он оставляет медицинский факультет и переходит на первый курс юридического факультета, совмещая занятия юриспруденцией с изучением философии и русской литературы. И в дальнейшей его продолжительной жизни подобные «зигзаги» будут не редкостью.

 

Но всё-таки любовь к медицине взяла свое. После исключения Залманова из университета за участие в студенческой стачке он уезжает на учебу в Германию, в Гейдельберг. Там он посещает лекции крупных ученых-медиков. И завершив учебу, получает диплом доктора медицины. На полтора года он становится ассистентом крупнейшего невропатолога и интерниста профессора Эрба, а затем в этой же клинике получает должность заведующего отделением. Впоследствии доктор Залманов получает еще два медицинских диплома – итальянский и русский.

 

Живя и работая на Западе (несколько лет он руководил санаторием близ Женевы), этот ненасытный до знаний человек проявлял кипучую энергию для углубления своих медицинских познаний и клинического опыта. Он посещает многие знаменитые клиники, прославленные институты, знакомится с крупными  специалистами в разных областях медицины в Риме, Вене, Берлине, Париже, Кельне и получает там бесценные медицинские знания. Но в тоже время чувствует, что ему  не хватает цельного, панорамного постижения человеческого организма.

 

С началом первой мировой войны доктор Залманов отправляется в Россию. Здесь ему открываются большие возможности в реализации своих медицинских знаний  и опыта. Он работает  руководителем санитарных поездов, оперирует раненых, сам получает ранение, его даже награждают медалью.

 

В 1918 г. новые власти в России назначают Залманова начальником Главного курортного управления и председателем Госкомиссии по борьбе с туберкулезом. В том же году его допускают к семье Ульяновых – доверяют лечить Ленина, Крупскую, Марию Ильиничну.

 

«В доме у них не было лифта, писал в своих письмах Залманов. Надежда Константиновна страдала базедовой болезнью. Сердце было расширено, и мне стоило больших трудов настоять, чтобы был сооружен подъемник, так как подниматься на третий этаж ей было очень трудно. С трудом удалось мне отвезти Крупскую на один-единственный месяц в детскую санаторию в Сокольниках. Изредка после долгих напоминаний удавалось мне уговорить Ленина покататься в открытом автомобиле. Пациент он был на редкость непослушный. Оба они и Ленин, и Крупская были не в состоянии долго лечиться...»

 

Как-то в один из вечеров Ленин, довольный своим лечащим врачом, спросил того о его желании, которое вождь обязался выполнить. И доктор Залманов по своей просьбе получает от властей разрешение на выезд в Германию.

 

Неугомонный характер исследователя  вновь понуждает его к работе в различных клиниках и госпиталях крупнейших городов Европы. Он не удовлетворен состоянием современной медицины, с ее узко специализированным подходом к болезни без взгляда на состояние физиологических процессов в организме в целом. Он становится противником бесконтрольного применения химико-фармацевтических препаратов, частых внутривенных инъекций, калечащих стенки кровеносных сосудов и изменяющих состав крови, не всегда оправданных операций. Он верит в «великую мудрость организма», в фантастическую его способность к самоисцелению.

 

После смерти Ленина в 1924 году Залманову уже не суждено было вернуться на Родину. Хотя он этого хотел всю жизнь и до конца своих дней сохранил российское гражданство и считался на Западе «русским доктором». Можно только представить себе, какая судьба ожидала бы врача Абрама Залманова с его критическим отношением к многим методикам официальной медицины при тоталитарном сталинском режиме!

 

А на Западе Залманов продолжает свою научную деятельность, направленную  на поиски методов лечения не отдельных органов, а организма в целом без применения отравляющих его лекарств и калечащих процедур.

 

«Придет время, пишет он, когда биологи, физиологи, врачи, расширяя свою несовершенную оптику, познают с восхищением мудрость организма, столь хрупкого и в то же время столь способного к сопротивлению. Глубокое понимание мудрости жизни проникнет в философию и науку. Врачи могут многое сделать для сохранения и продления жизни, если они будут всегда уважать эту „мудрость организма“».

 

А вот что пишет о Залманове его ученик и последователь итальянский профессор М.Манчини: «Он изучал, работая с крупнейшими учеными, все области медицины; его осведомленность, без преувеличения, исключительна и выходит за пределы обычного. Он захотел ввести единство и логику в область, где господствует разделение. Он захотел расшифровать то, что специализация сделала недоступным для этой расшифровки: человеческое тело в его торжественной целостности и нераздельном единстве».

 

Свои поиски и надежды А.С.Залманов связывает с монографий датского физиолога Августа Крога, посвященной физиологии капилляров, и удостоенным за эту работу Нобелевской премии. Эта работа побудила в нем желание основательно заняться вопросами капиллярного кровообращения и обмена веществ на уровне клетки.

 

Именно в этих, тончайших, звеньях организма доктор Залманов видит решение главной задачи медицины – победы над болезнью, оздоровления и омоложения человека.

 

«В противовес утверждениям о локальных заболеваниях, болезнях отдельных органов, Залманов утверждает, что болезнь всегда поражает всего человека, исходит из динамики живого, пульсирующего организма и указывает на значение кровообращения и физиологии капилляров», сказал о нем немецкий профессор Ф.Фридберт.

 

Мысль о том, что, омолаживая капилляры, можно лечить сложнейшие болезни и успешно бороться со старостью, ни на минуту не покидала его. Он разрабатывает и свой клинический метод – капилляротерапию. И в качестве универсального медицинского средства предложил целебные ванны, с добавлением особых раствора и эмульсии, основанных на скипидаре. И это дало поразительный лечебный эффект. Большинство заболеваний, ранее считавшихся неизлечимыми, стали отступать.

 

В Париже он открывает первую клинику, где успешно применяет свои открытия и разработки на больных, которым не смогла помочь лекарственная терапия. «Ванны по Залманову» с применением разработанных им скипидарных растворов и эмульсий, гипертермических ванн с подбором лекарственных трав, горячие обертывания грудной клетки пациентов для лечения определенных болезней, завоевывают поклонников во Франции. И одним из них стал  министр здравоохранения этой страны. О «ваннах по Залманову» взахлеб пишут газеты разных стран. В санаториях Италии, Германии, Швейцарии ванны «доктора из России» тоже приобретают оглушительную популярность и с успехом применяются до сих пор.

 

Даже вожди Третьего рейха высоко ценили такие ванны. Несмотря на то, что изобретателя их звали Абрам Соломонович!      

 

А как же обстояли дела с лечением по Залманову в Советском Союзе? Его методики использовали лишь энтузиасты. Один из них – полковник медицинской службы Юрий Яковлевич Каменев, с которым мне доводилось общаться в Ленинграде. Уже в годы «перестройки» ему с большим трудом удалось пробить у начальства одну палату на 4 койки в Военно-морском госпитале, где он и применял методы естественного исцеления, рекомендованные Залмановым. В те же годы Ю.Я.Каменев по предсмертному волеизъявлению своего духовного учителя и его потомков был посредником в передаче архива А.С.Залманова и его библиотеки из Парижа в Ленинград, в фонд Военно-медицинской академии. Доктор Каменев основал в Санкт-Петербурге Фонд имени А.С.Залманова и многие годы возглавлял Медицинский центр здоровья имени своего учителя.

 

Залманов сам регулярно принимал ванны и остался верен своему лозунгу «умереть молодым в 90 лет». До последнего дня он много работал, отпускал шутки, интересовался женщинами и повторял, что мощь человеческого организма и его способность к самовосстановлению неисчерпаема. Он дожил до глубокой старости в здравом уме и твердой памяти, продолжая до самого конца руководить своими многочисленными клиниками.

 

Абрам Соломонович Залманов скончался в Париже в 1964 году на 90-м году жизни.

 

Свои взгляды и мысли, результаты своего многолетнего клинического опыта доктор Залманов изложил в трех книгах: «Секреты и мудрость тела» (1958 г.), «Чудо жизни» (1960 г.) и «Тысяча путей к выздоровлению» (1965 г.).      

 

Эти книги, написанные простым языком, на темы, близкие всем людям, представляют большой интерес как для медиков, так  для  неспециалистов.

 

Здесь уместно привести некоторые основополагающие взгляды старого доктора, высказанные им в его книгах.  

  

«В начале нашего века наряду с революцией в области физики и химии и дальнейшим развитием математики мы наблюдаем значительное отставание медицинской науки. В медицине мы находимся в еще в предреволюционном периоде. Одна концепция сменяет другую...

 

Вместо того чтобы в заболевшем организме поднять энергетический баланс, современная клиника старается поддержать горячую войну против различных агрессий, совершенно пренебрегая значением энергетического баланса организма. Уровень же жизни человеческого организма пропорционален объему энергии.

 

Если организм преодолевает все нападки на него, то здоровье человека вполне обеспечено. Если же энергетический баланс ниже среднего, организм не может сопротивляться болезненным агрессиям и безнадежно заболевает. Незнание этой простой, но первостепенной физиологической истины, которую предугадала старая клиника, лишило современную медицину направляющей идеи, общей для всей патологии.

 

Бесчисленные антибиотики против различных видов микробов и вирусов, ультразвук, внутривенные инъекции, опасным образом изменяющие состав крови, рассматриваются как великие достижения терапии.

 

Создана слепая, бесчеловечная химико-физическая технология без всякого уважения к цельности и неприкосновенности бедного организма...

 

Медицина калечащая должна уступить место медицине, старающейся повысить энергетический баланс».

  

«Вся наша земная жизнь – жизнь растений, животных и человека – зависит от крошечной клеточки – зернышка хлорофилла, представляющего собой единственный источник жизненной энергии... Живой организм прежде всего является системой ручьев, сплетением каналов, путей, в которые вливаются элементы газа, жидкостей, световые и звуковые волны, приходящие извне, которые поглощаются каждой точкой организма... если вникнуть в смысл космической жизни, то отдаешь себе отчет в том, что каждое существо, каждое растение, веточка, травинка, каждая амёба – каждое существо должно рассматриваться как поглощающая бездна, приемник, трансформатор и передатчик бесчисленных пучков излучения космической энергии... Разветвление кровеносных сосудов, бронхиол, нервов воспроизводит геометрическую структуру дерева. Мы наблюдаем один и тот же план архитектурной структуры для дерева и животного. Существует ли какая-либо философская материалистическая система, которая могла бы объяснить это геометрическое структурное единства, если отказаться от идеи Единого плана Архитектора?»

 

«В течение целого столетия научный мир и мир философский, как подвергнутые курсу сонной терапии, избегают даже выдвижения проблемы о единстве мироздания и вполне удовлетворены гипотезой существования так называемых физико-химических законов, управляющих Вселенной, жизнью Земли и биологическими явлениями.

 

И все-таки Оппенгеймер, всемирный авторитет в области ядерной физики, на заседании конгресса «За свободу культуры», созванного в 1959 г. в Швейцарии, не задумываясь, бросил свою взрывную формулу: «Поведение живой материи не может быть объяснено физико-химическими законами». Мы надеемся, что биологи, не погрязшие в бесчисленных поисках деталей в биохимии, найдут время подумать над значением этого утверждения, бьющего по рутине и философской инертности, которые характеризуют современную биологическую мысль... Физико-химические законы установлены или Богом Случая, или Великим Законодателем. Третьего не дано!..)

  

Я от души советую читателям газеты «Рубеж» почитать книги Александра Залманова. Уверен, что они обогатят каждого ценными знаниями о физиологии и здоровье человека.

 

Исай ШПИЦЕР,

г. Мюнхен