Украина

Украина: кризис, но бархатный

 

В день, когда газета попадет к вам в руки, исполнится три месяца с начала политического кризиса в Украине, точнее – его открытой фазы, ибо исподволь он назревал уже давно. А, может быть, еще точнее будет сказать, что кризис этот протекает, то притупляясь, то вновь обостряясь, уже два с половиной года, с того момента, когда Виктор Ющенко пошел на вынужденный компромисс: в обмен на третий тур выборов президента, который сулил ему победу, согласился на политреформу, замысел которой, как теперь видно, состоял в том, чтобы эту его победу украсть с черного хода.

 

Суть реформы состояла в переходе от президентской к парламентско-президентской форме правления. Правительство ныне формирует премьер-министр, которого избирает парламентское большинство, но несколько ключевых членов кабинета – министров обороны, иностранных и внутренних дел, а также главу службы безопасности – назначает президент, но тоже с одобрения парламента. Казалось бы, можно радоваться: в верховной власти появились, как в порядочных странах, сдержки и противовесы. Но что для других стран стало бы благом, для расколотой практически точно пополам Украины стало бедствием: стрелка политических весов в парламенте склоняется влево или вправо от малейших изменений конфигурации представленных в нем сил.

 

Ситуация усугубляется крайне низким моральным уровнем тех, кого называют украинской элитой (что, впрочем, характерно для всей СНГ-овнии). В одной из предыдущих статей мы приводили оценку, которую дал народным депутатам Украины Леонид Кравчук, ее первый президент, а затем и сам народный депутат ряда созывов. Он признал, что среди них нет ни одного, который бы хоть раз не продался. К этому могу добавить штришок из собственного опыта общения с этим «цветом нации». Один народный депутат (из демократов) в доверительной беседе поделился такой информацией. В Раде обсуждался закон о повышении народным избранникам то ли зарплаты, то ли пенсий (с той беседы прошло уже лет десять, и я точно не помню). И когда он спросил коллегу по фракции, как он будет голосовать, тот ответил: «Выступать буду против, а голосовать – за» (голосование-то тайное). Я бы сильно не удивился, если бы это он сам так поступил…

 

После парламентских выборов марта прошлого года небольшой перевес в Раде получили партии «оранжевого» лагеря. Они и должны были сформировать правительство, но… никак не могли разделить руководящие посты. Торг длился несколько месяцев, чем воспользовались «бело-голубые», то есть Партия регионов, переманив к себе небольшую фракцию социалистов во главе с Александром Морозом, предложив последнему пост спикера Верховной Рады (который жмотились отдать ему «оранжевые») и к нему, по слухам, 300 миллионов зелененьких, естественно, «на нужды партии». В итоге большинство оказалось у «бело-голубых», которые и сформировали правительство.

 

Но, как известно, аппетит приходит во время еды. Новые победители стали сманивать к себе депутатов из «оранжевого» лагеря с прицелом на достижение конституционного большинства (2/3 депутатских мандатов плюс 1), что дало бы им возможность перекраивать Конституцию, в частности, превратить президента в чисто декоративную фигуру, наподобие английской королевы.

 

Учитывая вышеизложенное, понятно, что больших проблем с поиском желающих перейти в другой лагерь у них не было. Не всем за это даже нужно было платить. Нашим читателям не надо, вероятно, объяснять, что для бизнесмена в любой из стран СНГ означает принадлежать к партии власти. После победы на президентских выборах «оранжевых» много их набилось в соответствующие партии, особенно в БЮТ. Пишут, что за «проходной» номер в списке кандидатов в депутаты этого блока на парламентских выборах бизнесмены вносили в избирательный фонд БЮТ по 5 млн. долларов. А после парламентских выборов они оказались вместе с Юлией Владимировной на жестких скамьях оппозиции! Могли люди вынести такое издевательство? И именно из фракции БЮТ было много перебежчиков в лагерь победителей. Словом, руководители «оранжевых» и сам президент Ющенко почувствовали, что почва уходит у них из-под ног.

 

Дальнейший ход событий, я полагаю, читателям известен. За соблюдением буквы Закона ни одна из сторон конфликта не гналась. Но надо отдать должное украинскому политикуму: несмотря на накал страстей и высоту ставок, до серьезного насилия дело ни разу не дошло. Много раз «находили компромисс», конечно, в интересах сохранения единства Украины, жали перед объективами фотокамер друг другу руки, а на следующий день все начиналось сначала. Последний раз компромисс, казалось, действительно окончательный, был найден в ночь на 27 мая. «Бело-голубые» уступили в том, что согласились на досрочные выборы. «Оранжевые» пошли им навстречу в отношении даты выборов: те хотели в октябре, назначили на 30 сентября. Но «бело-голубые» еще настаивали на том, чтобы роспуск парламента произошел не просто по волюнтаристскому указу президента, а в результате сложения своих полномочий не менее чем 151 депутатом от «оранжевых». Дескать, тогда уж точно по Конституции парламент должен быть распущен. Согласовали все детали, что и в какой последовательности следует делать. С выходом из кризиса украинских политиков поздравили ЕС, Совет Европы и его Парламентская Ассамблея…

 

А через день-два все вернулось на круги своя. 30 мая первый заместитель председателя Исполкома пропрезидентского блока «Наша Украина» Игорь Жданов сообщил о том, что противная сторона задействует целый сценарий по срыву достигнутых договоренностей. Один из его элементов – это, опять же, подкуп депутатов (по таксе 5 млн. долларов за голову), но не за переход на сторону «бело-голубых» (это теперь запрещено), а за такой пустячок – чтобы они не подписывали заявления о снятии с себя депутатских полномочий. А если «оранжевые» не наберут 151 этих заявлений, тогда нет оснований распускать парламент и, соответственно, проводить новые выборы. Спикер Верховной Рады А. Мороз уже объявил, что многие заявления признаны им недействительными, ибо они написаны одной рукой или отпечатаны на машинке (важно ведь не это, а кем они подписаны). «Бело-голубыми» предпринимается еще целый ряд маневров в том же направлении.

 

Видно, они все-таки опасаются новых выборов. Но, думается, несмотря на все их маневры, выборы 30 сентября все же состоятся.

 

И.З.