Великобритания: «преемник»

 

Смена караула на Темзе

 

Продолжается процесс «смены поколений» мировых лидеров. За последние два года «первые лица» сменились в Германии, Италии, Франции. Теперь настал черед Великобритании. Правда, здесь о «смене поколений» в буквальном смысле говорить не приходится: на смену 54-летнему Тони Блэру пришел 56-летний Гордон Браун. В этом крылась интрига всего 10-летнего правления лейбористов. Считалось, что в правительстве работают два примерно равных по силе лидера, и второй – канцлер казначейства (министр финансов) Браун – все время оставался в тени первого – премьер-министра Блэра. Был бы второй моложе первого, можно было ждать, а так… можно было и не дождаться: последние годы на пятки лейбористам наступают консерваторы, и не исключено, что на ближайших выборах в парламент лейбористы утратят власть. Но вот, наконец, – дождался.

 

Нельзя сказать, что 10-летнее правление лейбористов во главе с Блэром воспринимается англичанами как неудачное, скорее, наоборот. Тони Блэр стал единственным лейбористом, три раза подряд выигравшим выборы, и cравнялся с Маргарет Тэтчер по политическому долгожительству. Главной заслугой Блэра было настойчивое и терпеливое движение к установлению мира в Северной Ирландии. За одно это, как пишут обозреватели, ему обеспечено место в истории. Он также показал себя крупным реформатором, как в экономике, так и во внутренней политике. Ему удалось (надо сказать, вместе с Брауном) достичь самого продолжительного за 200 лет периода роста в экономике, создания 2,5 млн. новых рабочих мест, утроения инвестиций в науку и технологии, улучшения государственного образования и здравоохранения. Он покончил с анахронизмом, лишив мест в верхней палате парламента сотни лордов, обладавших ими по наследству. Его правление отмечено также расширением автономии Шотландии и Уэльса.

 

Парижская «Figaro» писала в день сдачи им караула 27 июня: «Тони Блэр вызывает восхищение, прежде всего, своей динамичностью и нетипичным политическим стилем. В нашей памяти он останется политиком, который сначала провел реформу собственной партии, а затем модернизировал страну и дал ей возможность в полной мере пользоваться плодами глобализации... Отличительными чертами периода правления Блэра были разрыв с типичной политкорректностью левых, стремление к конкретным результатам, усиление социального акцента в экономической революции, начатой Маргарет Тэтчер».  

 

28 июня в парламенте Блэра приветствовали стоя, его прощальная речь удостоилась аплодисментов как со стороны лейбористов, так и со стороны консерваторов, что, как отмечают газеты, бывает крайне редко.

 

И, несмотря на все это, многие англичане, включая часть членов его собственной партии, в последние годы хотели его ухода с постов председателя партии и премьер-министра. Говорили, что страна «устала» от Тони Блэра. Отчасти в этом сказалась общая черта демократических стран: не любят избиратели в них, чтобы руководители слишком долго засиживались на своих постах, хотят перемен. Даже самого успешного руководителя они не станут умолять «остаться на третий срок», знают – на нем свет клином не сошелся.

 

Но главная причина была в другом, и звалась эта причина – Ирак. Та же «Figaro» писала: «Британцы никогда не простят Тони Блэру того, что он заставил их поверить в существование доказательств, подтверждающих наличие в Ираке оружия массового поражения».

 

У Роберта Бернса есть двустишие, которое в переводе Самуила Маршака звучит так:

 

Мятеж не может кончиться удачей –

В противном случае его зовут иначе.

 

То же самое можно сказать о военных интервенциях в другие страны. За время правления Блэра английские вооруженные силы участвовали в нескольких военных операциях – в Африке, в бывшей Югославии, в Афганистане. Все они были относительно успешными. Но, как рассказывал Аркадий Райкин в одной интермедии:

 

Высунулся птенчик из гнезда: раз – мошка. Хо-ро-шо!

Высунулся второй раз: раз – кошка…

Мораль: раз на раз не приходится.

 

Вот и в Ираке у Блэра (как и у Буша) случился облом. Но что его в Ирак занесло? Оказывается, он верующий христианин (что в Британии, вообще-то, большая редкость), и он (опять же – как и Буш) считал своим религиозно-этическим долгом борьбу со злом во всем мире, не исключая применения в необходимых случая силы. Но: раз на раз не приходится…

 

Пришлось ему покинуть «большую политику» в расцвете сил. Конечно, тоскливо. Ему, правда, занятие нашли: в день его отставки было объявлено о назначении Блэра специальным посланником «квартета» миротворцев на Ближнем Востоке в составе США, ООН, ЕС и России. Конечно, это для него пост скорее «утешительный»…

 

Но обратимся ко второму персонажу этой драмы – дождавшемуся своего часа Гордону Брауну. Он шотландец, происходит из семьи проповедника шотландской церкви. Известен большим трудолюбием, его девизом со школьных лет было «Стараться изо всех сил». Его манера поведения на публике, как пишут, «весьма отлична от сладкоречивой гладкости Блэра». Интроверт. Один близко знающий его человек так отозвался о нем: «По сравнению с ним Сфинкс выглядит многословным».

 

Друг и экономический консультант Брауна, бывший президент Федеральной резервной системы США Ален Гринспен однажды сказал, что Брауну «нет равных среди творцов экономической политики в мире». Его вклад в «британское экономическое чудо» последнего десятилетия общепризнан. Менее искушен он во внешней политике. У него много близких друзей в американских политических кругах. Тем не менее, по утверждению лондонских аналитиков, ядовитые чувства значительной части британского общества к Бушу и иракской войне означают, что Брауну придется держать некоторую дистанцию с Белым домом, по крайней мере, до президентских выборов 2008 года.

 

Перед Брауном стоит непростая задача – отбить наступление консерваторов, для чего следует продемонстрировать избирателям, что лейбористы и сами готовы к переменам, и потому незачем менять их на соперников. Уже 25 июня на чрезвычайной конференции лейбористской партии, где он был избран ее председателем, Браун объявил, что лейбористская партия будет партией перемен, и намекнул, что грядут масштабные реформы в ключевых отраслях политики.

 

В области жилищной политики он пообещал, что местные власти, как и представители частного сектора и жилищные ассоциации, будут строить новые дома. Он также пообещал продолжить реформы в сферах образования и здравоохранения. В частности, он объявил о решимости повысить государственные расходы на образование до уровня, который получают ученики в частных учебных заведениях, что явится революционным шагом.

 

Сенсационное заявление – по крайней мере, для нас, выходцев из России и других стран СНГ –Браун сделал в своем программном выступлении 3 июля перед депутатами Палаты общин. Вы помните, что еще Блэр расширил автономию Шотландии и Уэльса? Так вот, Браун объявил, по сути, что он собирается собственными руками еще больше ослабить – страшно вымолвить – вертикаль власти!

 

Он предложил провести в стране конституционную реформу и принять официально оформленную конституцию страны. Как известно, последней традиционно в Британии не существует, а есть лишь совокупность законов и правовых прецедентов. «Я поручил министру юстиции начать публичные консультации по проекту "писаной" Конституции», – заявил Браун.

 

Конституционная реформа, по его словам, должна быть направлена на ограничение исполнительной власти, что необходимо для укрепления демократии и повышения доверия населения к институтам власти. Он считает необходимым передать от премьер-министра парламенту право объявлять войну от имени Великобритании, а также принимать решения о роспуске парламента, о созыве его внеочередных сессий, о ратификации международных договоров и соглашений, назначении тех или иных лиц на ключевые общественные должности. Всего Браун готов сократить полномочия исполнительной власти в 12 сферах.

 

Что касается Ирака, новый премьер-министр несколько туманно пообещал «устранить разногласия, вызванные в партии лейбористов и в стране в целом» этой войной. Еще до вступления в новую должность Браун заявлял, что решение проблемы Ирака лежит в сфере экономики: нужно побороть вопиющую бедность и огромную безработицу. Так-то оно так, но для начала, вероятно, следует побороть острейшую межконфессиональную усобицу и царящий в стране террор.

 

Впрочем, исламские террористы неплохо «поздравили» Брауна со вступлением в новую должность в его собственной стране. Уровень угрозы национальной безопасности повышен в стране до «критического» – самого высокого. Этот уровень означает, что террористическая атака в стране «может произойти в любой момент». 3 июля Скотланд-Ярд сообщил о задержании всех подозреваемых в подготовке терактов в Лондоне и Глазго.

 

Всего по этому делу в Британии задержано восемь человек. Им от 25 до 30 лет, все они выходцы из стран Ближнего Востока и Азии. Семеро из них врачи, работавшие в британской системе здравоохранения, или получавшие медицинское образование. Главным вдохновителем террористической ячейки, по данным газеты «The Guardian», был 26-летний иорданский нейрохирург палестинского происхождения 26-летний Мохаммед Аша, который жил и работал в графстве Стаффордшир. В Австралии по запросу британской полиции задержаны два человека. Один из них тоже врач. Все это хорошая иллюстрация к фальшивому тезису, что исламский терроризм есть детище бедности и нищеты в мусульманских странах.

 

«Die Welt» в связи с этими событиями писала 2 июля: «Исламским экстремистам отлично известны самые слабые места западного общества. Попытки терактов в Англии и Шотландии, очевидно, являются  ответом на присуждение писателю Салману Рушди звания рыцаря Британской империи. Террористы изволили напомнить, что вынесенный писателю в 1989 году смертный приговор все еще действует. Не было случайностью и то, что попытки терактов были предприняты сразу после утверждения Гордона Брауна в должности главы правительства Великобритании. Исламисты, как видно, намекнули, что новому правительству следует поторопиться с выводом британских войск из Ирака».

 

«Sueddeutsche Zeitung» в тот же день попыталась оценить разницу в реакции на аналогичные ситуации нового главы британского правительства и его предшественника: «По первой реакции премьер-министра было заметно, что он в шоке. Браун воздавал хвалу героизму полицейских и гражданских служб, выдавал стереотипные фразы об опасности международного терроризма. Тони Блэр обладал инстинктивной способностью почувствовать настроения народа в моменты драматических событий, таких, как гибель принцессы Дианы или теракты в Нью-Йорке и Лондоне, и мог найти слова утешения. Браун же выглядел как американский шериф, который пытается убедить граждан оказывать помощь полиции в обеспечении правопорядка». Но, может быть, не стоит торопиться с оценками?

 

Должен признаться, очень порадовала меня реакция газеты «Der Tagesspiegel», которая написала: «Кто втихую, а кто и открыто будет теперь злорадствовать: мол, британцы сами виноваты, не вторглись бы вместе с американцами в Ирак, не было бы и машин с бомбами на площади Пикадилли. Такая заносчивость при данных обстоятельствах совершенно неуместна. Каждый немец знает, хоть многим и неприятно, когда им на это указывают, что именно Великобритания внесла существенный вклад в борьбу с нацистским террором в Европе. Британцы помогали мирному строительству и восстановлению Германии, проигравшей Вторую мировую войну. Эти общие страницы истории крепко связывают наши народы. Разногласия, вызванные тем или иным кризисом не способны разорвать эти узы».

 

Меня не первый раз поражает способность лучшей части немецкого народа стать на позиции бывших противников, искренне признать, что разгром ими нацистского режима, при всех понесенных им в связи с этим жертвах немецкого народа, был и в его интересах. Меня опять обвинят в том, что я уподобляюсь тому римскому сенатору, который к месту и не к месту провозглашал «Карфаген должен быть разрушен», и все же я скажу: какой контраст с тем, что наблюдается в иной стране, правители которой все еще льют слезы по давно рухнувшему преступному режиму.

 

Для тех, кто, возможно, все же злорадствует по поводу проблем с террористами в Великобритании, я приведу слова из заявления директора Европола Макса-Петера Ратцеля, опубликованного 23 июня в газете «Neue Osnabrueker Zeitung»:

 

«Положение серьезнее, чем когда-либо. Подготовка терактов со стороны исламистов уже находится в продвинутой стадии. Многое указывает на это». По его словам, в Европе растет число фанатичных исламистов. Террористическим группировкам пока удается относительно просто «тихо пристраивать потенциальных террористов и их помощников в мусульманских общинах европейских стран». Он призвал не обманываться по поводу «малого числа терактов», которые были осуществлены в Европе, поскольку «общественность ничего не знает о случаях, которые предотвращаются на самых ранних стадиях». Глава полицейской службы ЕС сообщил, что число подобных преступлений, в расследовании которых участвует Европол, неуклонно растет: «В 2005 году их было 40, в 2006 году – 60».

 

Через считанные дни были обнаружены бомбы в Лондоне. Не стоит забывать и те, которые в прошлом году были обезврежены в городах Германии. Все мы сидим в одной лодке…

 

И. Зайдман