Политика

 

ИНКОГНИТО ИЗ ПЕТЕРБУРГА

 

У меня есть своя версия, почему Путин так упорно не соглашается на третий срок. В самом деле, при поверхностном рассмотрении подобное поведение президента кажется потерей чувства самосохранения – ведь понятно, что, едва он окажется не у власти, как тут же перестанет быть «наши всем» для российской элиты. Я уже писал об этом в предыдущем номере. В демократических странах потеря власти не означает жизненной катастрофы, потерю всего и вся. В странах же авторитарных, в лагерь которых Путин вернул Россию, потеря власти оборачивается всякими неприятными последствиями. Так что у Путина, казалось бы, один выход – оставаться на третий срок. Он, представляется, стал заложником своего президентства.

 

Могут возразить – для того он так тщательно и подбирает себе преемника, чтобы наверняка обезопасить свое будущее и даже каким-то образом продолжать оставаться у власти и влиять на политику. Ну, во-первых, замечу: для чего такие сложности? – Если бы Путин действительно рассчитывал остаться реально в политике, не проще ли было-таки пойти на третий срок, тем более все холуи у трона только об этом и просят – у них как раз с чувством самосохранения всё в порядке. А во-вторых, и главное: для знакомых хотя бы понаслышке с российской историей версия а-ля Дэн Сяо Пин звучит просто смешно. Все вожди России – возьмите хоть проклятое царское прошлое, хоть светлое советское с его генсеками – забирали всю полноту власти в свои руки, какими бы изначально слабыми они не были, вернее, не казались слабыми тем, кто приводил их к власти. Из царских времен самым ярким примером может служить императрица Анна Иоанновна (царствовала в 1730 – 40-х годах). Здесь стоит хотя бы вкратце напомнить вехи ее вхождения во власть – они очень поучительны для тех, кто полагает, будто преемник Путина будет каждый свой шаг сверять по Путину или – еще более экзотично и невероятно – станет этаким зитц-президентом, сторожащим трон для В.В. до 2012 года.

 

Анна Иоанновна, выйдя в 1710-м году, при Петре I, замуж за курляндского герцога, 19 лет прожила вне России. Это была одна из причин, по которой в 1830-м году, когда умер внук Петра I Петр II, не оставивший наследника, выбор Верховного тайного совета (тогдашнего политбюро) пал именно на нее как на наследницу российского престола. Вот как мотивы, которыми руководствовались члены совета, описаны в энциклопедии «История России» (изд-во «Аванта +», 2000 г.): «Кандидатура Анны устраивала всех прежде всего потому, что в России ей не на кого было опереться. Кроме того, за 19-летнее отсутствие Анну в России просто забыли: в Москву она наезжала довольно редко. Всё это позволяло надеяться, что императрица будет послушной игрушкой в руках тех, кто посадит ее на трон. У Анны явно не хватит ни ума, ни сил поступать по-своему. Так полагали члены Верховного тайного совета».

Мало того, непременным условием избрания Анны на престол «верховники» выдвинули подписание ею так называемых «кондиций», которые резко ограничивали ее власть, сводя по сути роль императрицы, говоря сегодняшним языком, к представительским функциям; реальной же властью наделялись, разумеется, сами верховники.

 

И что же Анна? О, она была чрезвычайно сговорчива и покладиста! Обратимся опять к энциклопедии: «Ответ Анны на послание верховников был написан в таких выражениях, будто бы она сама, принимая императорскую корону, ставит себе условия, ограничивающие ее же власть». Это было в январе 1730-го. А вот что случилось спустя всего месяц, после коронации: «Императрица велела принести „кондиции“ и собственное письмо с согласием их выполнять. Взяв в руки документы, она стала не спеша рвать их. Со своими недругами и всеми, кто им помогал и сочувствовал, она расправится позже: одних подвергнет опале и ссылке, других заточит в тюрьму, третьих отправит на плаху».

 

Последний же в российской истории пример, который у всех на памяти и этапы которого потому нет надобности здесь приводить – «дорогой Леонид Ильич». Так вы говорите, преемник будет стеречь для Путина трон?

 

На фоне этих разговоров весьма поучительно мнение испанского посла в России барона де Босворта, который 20 января 1730 г. писал своему королю о вероятности того, что Анна Иоанновна примет предложенный трон с урезанными полномочиями: «…Я не сомневаюсь, что примет, потому что, не говоря уже о приятности царствовать, однажды получивши власть, она легко сбросит иго». Человек почти три столетия назад все понимал про природу власти, наши же дипломированные политологи спорят, кто именно будет охранять трон для Путина. История в очередной раз ничему не учит…

 Анна Иоанновна рвет «Кондиции».

Иллюстрация из энциклопедии «История России».

Итак, для Путина получается одна альтернатива: пан – или пропал; третий срок (а лучше вообще пожизненный, пока все – и королевская рать, и народ – за) – или непредсказуемые последствия. И все-таки Путин с настойчивостью, заставляющей верить его словам, уверяет, что он уйдет. В чем же загадка?

 

Помните «Ревизора»? Насытив голодное брюхо, покутив, отоспавшись на барских перинах, набрав взяток и даже поволочившись за губернаторской дочкой, Хлестаков внял предостережениям слуги Осипа: «Уезжайте отсюда. Ей-богу, уже пора». Сначала, правда, повозражал – «...видишь, дурак, как меня угощают и принимают?» – куда ж, мол, от такого благоденствия уезжать? Но Осип был настойчив: «Погуляли здесь два денька (читай – два срока – В.З.) – ну и довольно. Что с ними долго связываться?... не ровен час, какой-нибудь другой наедет...»

 

По-моему, Путин понял: хватит уже. Он выдавил максимум из губернии под названием Россия и пора сматывать удочки. Пока не приехал настоящий ревизор или обман не вышел наружу каким-нибудь другим образом. В виде настоящего ревизора может оказаться и оппозиция и даже народ, когда он прозреет и увидит наконец связь между чиновниками, депутатами, которые сейчас «все сволочи», и Путиным, который весь такой чистый и честный, и только он один «мажет бутерброд – сразу мысль: а как народ?». Но, честно говоря, пока что опасность исходит не отсюда. Третий срок Путин мог бы получить без проблем, народ проголосует. (Хотя, замечу в скобках, кто летом 2004 года мог предположить, что через несколько месяцев на Украине случится «померанчова» революция?)

 

Ревизор, скорее, может нагрянуть совсем с другой стороны. Тот самый, из-за которого рухнул Советский Союз. А именно: цены на нефть. Их падение. Некоторые эксперты предсказывают снижение цен к 2009-му году. 5 июня бывший советник Путина по экономике Андрей Илларионов провел пресс-конференцию, одно название которой избавляет от необходимости говорить о ее содержании: «Предчувствие катастрофы». Другой эксперт недавно заметил, что экономика России сейчас настолько завязана на высоких нефтяных ценах, что даже снижение их всего на 20 % окажется для нее губительным! Такого обвала, который случился накануне перестройки, не потребуется!

 

Справедливости ради следует заметить, что другие эксперты предсказывают, наоборот, еще большее увеличение цен на нефть. Вот совсем недавно передали, что через четыре года Запад столкнется с нехваткой нефти. Подобный разнобой мнений создает нервозную обстановку. Цены могут то ли вырасти, то ли упасть. А если упадут – что останется в этом случае от мифа об экономическом чуде в России – скажет даже школьник. Упавшие цены на нефть, точно сброшенные одежды, явят россиянам голого короля! Может ли Путин допустить такое развитие событий? Поэтому: цены, конечно, так скоро может еще и не упадут, но не лучше ли не рисковать и уйти, чтобы наверняка остаться в истории России творцом экономического чуда?! 

 

А вот если цены упадут при преемнике – это уже не страшно, это уже совсем другой коленкор! Для мифа о путинском экономическом чуде в некотором роде даже полезно, чтобы цены при преемнике упали (как, кстати, на перспективу это полезно и для самой России). Свалившиеся проблемы только выгодно оттенят миф о Путине-благодетеле и о «золотом веке» при нем. Скажут: как было при нем хорошо, а пришел бездарный преемник и всё испортил! И в истории как созидатель останется именно он, Путин!

 

Таким образом, решительно отказываясь от третьего срока, Путин выбирает наименьшее зло. Конечно, теряется самое главное: власть (вряд ли Путин заблуждается насчет того, возможно ли ее сохранить после отставки), но, в конце концов, на безбедную, мягко говоря, жизнь хватит, и он останется в истории как положительный герой (так, по крайней мере, представляется ему). Конечно, ему хотелось бы максимально минимизировать возможные потери в результате отставки. Оттого такие мучительные поиски преемника. Но тут я, пожалуй, не откажу Путину в неком бессребничестве. Наверняка он понимает, что с самым надежным преемником можно ошибиться. И тем не менее он рискует, отдает власть ради того, чтобы его образ спасителя отечества, при котором «Россия встает с колен», остался в истории незапятнанным.

 

Но во всем этом сценарии есть одна опасность. Для Путина. Что, если цены на нефть не захотят ждать мая 2008 года? И поползут вниз раньше времени? Конечно, это маловероятно, но ведь не исключено? Вдруг он пересидит? Хлестаков, как известно, смылся очень удачно, в самый последний момент. Выход есть, могу подсказать. Владимиру Владимировичу следует не слушать холуев, которые поют ему о третьем сроке, а, наоборот, уйти раньше времени, как это сделал Борис Ельцин. Всем будет лучше – и ему, и стране.

 

Вадим ЗАЙДМАН

Сергей Мигицко в роли Хлестакова

в фильме Леонида Гайдая «Инкогнито из Петербурга»