Наука на службе политики

 

Мишка на севере,

или слон в посудной лавке

В первые дни августа мировую прессу сотрясают статьи на «арктическую» тему. Вот только некоторые заголовки за пятницу 3 августа: российский «КоммерсантЪ»  – «Холодная война пришла на север»; британская «Daily Telegraph»  – «Полярный империализм»; немецкая «Handelsblatt»«Борьба за сокровища под Северным полюсом»; еще одна британская «The Times»«Мир должен отвергнуть претензии России на захват подводных территорий»; И после уик-энда в понедельник 6 августа с новой силой: та же британская «The Times»«Россия устремляется к полюсу с ледовой станции „Путин“»; германская «Frankfurter Rundschau»«Наступление на Северный полюс пугает Канаду»; испанская «El Pais»«Сокровище, скрытое подо льдом Арктики»; российская «Новая газета»«Почему арктическая экспедиция Чилингарова превратилась в спектакль „Седьмой континент“ и мир его освистал».

  

Что случилось, откуда такая буря? Для начала позволим себе небольшой ликбез. Принятая в 1982 году и вступившая в силу в 1994 году Конвенция ООН по морскому праву установила 12-мильную зону территориальных вод, которая считается продолжением территории государства, и 200-мильную экономическую зону, где право судоходства имеют все, но право проведения любых работ и исследований принадлежит исключительно соответствующему государству.

 

Казалось бы, все ясно. Но авторы Конвенции внесли в нее небольшое примечаньице: экономическая зона может быть расширена, если будет доказано, что континентальный шельф (подводная часть материка) в границах данной страны простирается дальше 200 миль (320 км). Совершенно непонятно, из чего исходили, внося его, составители Конвенции. То, что территория освоенная, обжитая тем или иным народом, принадлежит ему, представляется вполне естественным. Установление двух названных зон – территориальной и экономической – представляется целесообразным, ибо позволяет избегать конфликтов между странами. Но примечание не имеет под собой никаких оснований: в протяженности шельфа никаких заслуг населения данной страны нет, то есть за этим не стоит никакое естественное право. А с точки зрения целесообразности это примечание – хуже не придумаешь: оно может стать источником неиссякаемых конфликтов между странами, это натуральная мина замедленного действия, заложенная под человечество.

 

Начало событий следует отнести к декабрю 2001 года. Тогда Россия тихо подала в Комитет ООН по морскому праву заявку, в которой излагала претензию на Северный полюс и на более чем 1 млн. квадратных километров его окрестностей. Обосновывалась заявка тем, что подводный хребет Ломоносова является продолжением евразийского континента. Комитет заключил, что для обсуждения российских претензий необходимы дополнительные научные данные. Конкретно: является ли подводная горная цепь в Арктике аналогом именно евразийских геологических образований.

 

В 2007 году, видимо, в контексте своей общей шумно-наступательной кампании, Кремль решил, что настало время взорвать и эту мину. Впрочем, сначала был произведен небольшой пробный взрыв: 26 июня было опубликовано сообщение под заголовком «Россия может "обрасти" новой территорией: 1,2 миллиона квадратных километров, богатых нефтью и газом». Далее сообщалось: «В прошлом году ученые работали в районе Новосибирских островов, на хребте Менделеева и доказали, что кора там – континентального типа. Сейчас исследование проходит на хребте Ломоносова. Хребет Ломоносова… пересекает центральную часть океана и простирается примерно на 1800 км от Новосибирских островов до острова Элсмир в Канадском Арктическом архипелаге… Экспедиция ВНИИ "Океангеология" в мае отправилась на борту атомного ледокола "Россия" из Мурманска в Северный ледовитый океан. В ее составе было 50 человек, их плавание продлилось 42 дня… Теперь Россия на основе собранных ими данных должна будет научно обосновать свои претензии на гигантскую территорию».

 

Затем следует самое радостное: «Площадь континентального шельфа, который будет считаться российским, сравним с общей площадью трех европейских стран: Франции, Германии и Италии». Но заметьте: только что говорилось, что Россия «должна будет научно обосновать свои претензии», и тут же, как о несомненном факте сообщается, что этот шельф «будет считаться российским». Скромность, однако…

 

Но это еще не предел «скромности». Тут же приводится сообщение РИА «Русбалтсевер»: «По мнению члена высшего совета партии "Единая Россия", президента Ассоциации полярников Артура Чилингарова, Россия имеет все законные права на шельф Северного Ледовитого океана. "Россия не намерена поступаться своими законными интересами в прилегающих к ней арктических территориях. Речь идет о закреплении за РФ законных прав на шельф Северного Ледовитого океана. Проведенные научные исследования подтверждают полную обоснованность этих прав"».

 

И подтвердят, можете не сомневаться. Я не сразу вспомнил, что мне так живо напомнили эти априорные заявления. Помните, когда после вторжения американских войск в Ирак спецслужбы США не смогли найти доказательств того, что Хусейн обладал оружием массового поражения. Как Путин тогда издевался над Бушем, который выставлял это оружие в качестве главного оправдания операции в Ираке. Российский президент тогда сказал: «Я бы уж обязательно что-нибудь нашел!» И, конечно, нашел бы и доказал, никаких сомнений.

 

Но мы отвлеклись. Тот «пробный взрыв» большого эффекта не имел. И через месяц последовал более мощный, точнее, – более зрелищный. 24 июля 2007 года из Мурманска к Северному полюсу на двух судах – флагмане российского научного полярного флота «Академике Федорове» и атомном ледоколе «Россия» – отправилась Высокоширотная глубоководная арктическая экспедиция под руководством, понятное дело, Артура Чилингарова. «Академик Федоров» вез с собой два глубоководных обитаемых аппарата «Мир», которые имели задачу аккурат на полюсе спуститься на дно океана, произвести научные исследования дна и – siс! – установить там российский флаг.

 

Вот тут и началось! Уже 25 июля немецкий «Spiegel» писал: «В гонке за арктическими территориями имеется элементарный расчет: из-за глобального потепления в следующем году большая часть льда в этом регионе растает. Арктические сырьевые ресурсы станут доступнее, чем раньше. А то обстоятельство, что другие запасы нефти и газа по всему миру истощаются, делает месторождения Северного полюса еще более привлекательными. Сюда же относятся предполагаемые залежи минералов и алмазов в арктических глубинах – а также перспектива получить значительно более короткие маршруты судов через освобожденный ото льда Северный полюс…Тот, кто взглянет на карту, сразу поймет, что российские заявления весьма смелы: принадлежащая Дании Гренландия и канадский остров Элесмер расположены ближе к Северному полюсу и хребту Ломоносова, чем российская территория. Даже норвежцы – благодаря расположенному далеко на севере архипелагу Свальбард – могут заявить о своих претензиях. Например, Дания считает хребет Ломоносова продолжением своей Гренландии». Помянули авторы статьи «незлым тихим словом» и ООН, которая заварила кашу, а теперь оказывается беспомощной ее расхлебать.

 

2 августа экспедиция достигла точки полюса, и с интервалом в 27 минут «Миры» сели на дно в 12:08 и 12:35 по московскому времени на расстоянии в пределах видимости друг друга и на глубине 4261 и 4302 метра. На дне батискафы пробыли около часа. За это время были взяты пробы грунта и водой наполнены две 30-литровых емкости для исследований. Проведены фото- и киносъемки шельфа. В 13:36 на дне был установлен российский триколор из титанового сплава.

 

И тут грянула буря, которой Россия, похоже, и добивалась. Многие западные СМИ расценили успех России как выдающееся научно-техническое достижение, но… прибегнем лучше к конкретным примерам. «The Times» 3 августа написала: «Мягко опустившись на желтоватую гальку, две российские мини-субмарины совершили редкостное научно-техническое достижение… Но в то же самое время мир должен отвергнуть возмутительные утверждения, которые сейчас озвучиваются в Москве, о том, что эта акция застолбила для использования Россией все, что залегает под укрепленным на дне флагом… В отличие от ситуации с Антарктикой, не существует международного договора, который запрещал бы разработку этих богатств – в основном потому, что таковая всегда считалась невозможной из-за полярных льдов и большой глубины океана. Но теперь разработка месторождений на дне уже не выглядит столь уж фантастичной: техника идет вперед, а также есть вероятность, что после таяния полярных льдов доступ в эти районы облегчится. Следовательно, пришло время заняться регулированием деятельности в этом регионе, небезразличном для интересов разных стран. Российская экспедиция была попыткой опередить подобное регулирование. Поиски подводных приключений – это замечательно, но откровенный захват территорий одобрять нельзя».

 

А это мнение «Daily Telegraph»: «Мы помним, сколь агрессивно Россия использует свои энергетические ресурсы для давления на другие страны, в особенности на своих соседей. И другим государствам не стоит воспринимать российские претензии на Арктику легкомысленно или одобрительно. Протяженность арктического побережья России составляет тысячи миль. Если это соседство призвано оправдать российские претензии, то Канада, Америка, Гренландия и Норвегия также могут вступить в спор. Причин, по которым близость к Арктике должна регулировать право на владение ее территорией, не существует. И, конечно же, будет глупостью для всего мира, а не только для четырех конкурентов России позволить ей беспрепятственно реализовать свои претензии в этом районе… Необходимо срочно искать дипломатическое решение, и достаточно жесткое, которое не позволит России диктовать свои условия в той манере, которую она нередко использует в многосторонних переговорах».

 

«La Stampa» пишет: «Россия стремится стать последним, гигантским хранилищем нефти в мире… Арктическая экспедиция, завершившаяся тем, что Москва оставила свою подпись на Северном полюсе, имеет большое научное значение и достойна книги рекордов Гиннесса, однако ее геополитическое и стратегическое значение настолько же огромно… Жест Москвы абсолютно понятен: мы идем устанавливать границы нашей собственности. Завтра тот, кто захочет бурить эту платформу, должен будет спросить разрешения у России… Складывается впечатление, что мы вернулись во времена колониальных захватов, когда великие державы завладевали территориями с помощью торговых флотилий, находившихся под защитой канонерок».

 

А как на возникшую ситуацию отреагировали политики «полярных» стран? Некоторые их высказывания на этот счет приводит 6 августа российская «Новая газета»: «США скептически отнеслись к заявке России на территорию арктического шельфа. „Не знаю, из чего сделан флаг металла, резины или это просто пластина, заявил заместитель официального представителя Госдепартамента США Том Кейси, но его установка не имеет юридической силы. Даже если они нарисуют распыленной краской флаг России на этих хребтах, это не будет иметь абсолютно никакого значения для технической оценки ее прав на шельф“. А министр иностранных дел Канады Питер Маккей назвал установку российского флага на дне океана настоящим шоу и сделал, кажется, самое резкое заявление за всю свою карьеру: „Послушайте, сейчас ведь не XV век. Нельзя просто разъезжать по миру, расставлять флаги и заявлять: „Это наша территория“».

 

На это тут же отреагировал министр иностранных дел РФ Сергей Лавров: «Цель этой экспедиции – не застолбить права России, а доказать, что наш шельф простирается к Северному полюсу».

 

«Новая газета» высказывает свое мнение на этот счет: «Вольно или невольно, но Сергей Лавров слукавил. Цель экспедиции Чилингарова – именно застолбить, а не доказать… доказать они просто физически ничего не могли. Не надо быть специалистом, чтобы догадаться: взяв пробы в одной, пусть и «нулевой», точке Северного Ледовитого океана, границы всей шельфовой зоны Арктики никак не нарисуешь. Во-вторых, через Северный полюс хребет Ломоносова не проходит. Там котловина Амундсена – потому и глубоко так… Ну и, в-третьих, пробы грунта на Северном полюсе уже брали не раз: и в прошлом году, и в позапрошлом. Для этого не обязательно в глубоководном обитаемом аппарате на дно спускаться. А на хребте Ломоносова пробы, оказывается, все-таки брали. За два месяца до этого. И экспедиция, по странному стечению обстоятельств, тоже носила название “Арктика-2007”, но возглавлял ее не депутат Чилингаров, и газеты о ней не писали».

 

Газета приводит мнение научного руководителя той экспедиции, замдиректора Всероссийского научно-исследовательского института геологии и минеральных ресурсов Мирового океана (ВНИИ Океангеология) Виктора Поспелова: «Пробы, которые они подняли с помощью аппаратов, геологической ценности не представляют. Мы уже поднимали их с Северного полюса. К нам экспедиция Чилингарова не имеет отношения, хотя и названа так же. Никто не спорит: 2 августа состоялись первые в мире погружения глубоководных обитаемых аппаратов на Северном полюсе и первые погружения подо льдом. Но к определению границ российского арктического шельфа экспедиция Чилингарова никакого отношения не имеет».

 

А вот что говорит Илья Ягубов, начальник отдела полярных и морских работ Росгидромета: «Волна в прессе, может быть, не совсем адекватна. Кто-то специально, видимо, раздувает проблему. Мы к этому отношения не имеем. У нас своя работа. Будет второй этап экспедиции прилетят туда настоящие полярники, откроют дрейфующую станцию СП-35, произведут гидрологическую съемку. Мы уже высадили ледовую базу 9 человек. А эти две недели это реалити-шоу. Просто большие люди задействованы… Мы это как эпизод воспринимаем, нужный больше Артуру Николаевичу, чем нам».

 

А это мнение Геннадия Зубакина, руководителя лаборатории Арктик-шельф Арктического и Антарктического НИИ, доктора географических наук, почетного полярника: «То, что они спустились на дно, – это не доказывает ничего. Это говорит о том, что мы здесь были. И все. Пробы грунта можно брать и не спускаясь вниз. Кроме того, они не могут пробурить хотя бы на десяток метров, они просто осадочные породы сверху берут. А это ничего не доказывает».

 

И, наконец, мнение Владимира Фейгина, зампредседателя НП «Координатор рынка газа»: «На хребет Ломоносова помимо России претендуют и Дания, и Канада… Сейчас датчане со своей стороны Арктики тоже проводят экспедицию. Осенью должны состояться российско-датские переговоры, на которых обе стороны обменяются результатами. В 2009-2010 году мы должны закончить подготовку новой заявки и согласовать ее со всеми арктическими государствами. До сих пор у России ни с норвежцами, ни с датчанами, ни с канадцами особых противоречий не было. Сотрудники ВНИИ Океангеология, которые занимаются подготовкой заявки в ООН, надеются, что нынешняя негативная реакция западных стран вызвана скорее неадекватными публикациями в российских СМИ, сопровождающими последние события».

 

В итоге разыгранное на Северном полюсе «реалити-шоу» может принести России больше вреда, чем пользы. Чьи интересы в этом шоу переплелись? Прежде всего, конечно, Кремля. Скоро грядут выборы в Думу, затем президентские. И все публичные демарши и кампании российской власти последнего полугодия – от мюнхенского выступление Путина до эпопеи вокруг «Бронзового солдата» в Эстонии и описываемого «полярного» представления – имеют адресатом, прежде всего, российский электорат, коему еще и еще раз доказывается, что никто тверже нынешней власти не сможет отстаивать интересы и величие России. А кое-кто еще доказывает, что в России нет демократии, дескать, власти с народом не считаются. Как видим, очень даже считаются. Просто, какой народ – такая и демократия. Что, конечно, далеко не новость…

 

И проявилась в описываемых событиях еще одна заинтересованная сторона. Артур Николаевич Чилингаров – известный ученый. Но вот его нынешние титулы: президент Ассоциации полярников, Герой Советского Союза, депутат Государственной Думы РФ четырех созывов, член высшего совета партии «Единая Россия», вице-спикер Думы, специальный представитель президента России по вопросам Международного полярного года, и прочая, и прочая. То есть он уже не столько ученый, сколько государственный деятель, чиновник. А чиновники высокого ранга в нынешней России ой как много могут. К тому же, как сообщает «Новая газета», «Артур Чилингаров уже много лет активно занимается развитием арктического туризма». К этому туризму имеет, очевидно, отношение и информация из цитированной выше статьи в журнале «Spiegel»: «В будущем году арктические погружения будут доступны и для платежеспособных туристов – которые смогут собственными глазами увидеть российский флаг на дне Северного Ледовитого океана. Специальное бюро путешествий в настоящее время уже предлагает пакет услуг, в рамках которого почти за 100 тыс. долларов можно совершить путешествие к Северному полюсу на борту российского атомного ледокола "Ямал"». 

 

Кстати, в сообщениях о погружении на морское дно неизменно подчеркивалось, что в нем участвуют и иностранные исследователи. Действительно, в батискафе «Мир-2», кроме командира Евгения Черняева, находились «исследователи» швед Фредерик Паулсен и австралиец Майк МакДауэлл. Как выяснилось, первый является миллионером, который заплатил за свое участие в экспедиции 3 млн. долларов, второй – владелец туристической фирмы, вероятно, катавшийся тоже не бесплатно. Эти двое и покрыли большую часть стоимости экспедиции. Как пишет «Новая газета»: «Все равно как если бы Юрий Гагарин полетел в космос за счет американских меценатов».

 

В общем, в лице Артура Чилингарова мы имеем обычный для современной России случай: крупный государственный чиновник, общественный деятель и бизнесмен – в одном лице. Полярное «реалити-шоу» и стало результатом переплетения интересов Кремля и современного российского олигарха от науки. Подобные «реалити-шоу» разного калибра стали для нынешней России настолько типичным явлением, что одно такое «шоу» с участием российских чиновников мы увидели даже в нашем Нюрнберге, о чем мы писали в предыдущем номере газеты.

 

P. S. Когда номер был подготовлен к печати, поступило сообщение ИТАР-ТАСС о том, что 7 августа «депутат и полярник Артур Чилингаров, руководитель „геополитической экспедиции“ вернулся в Москву, где перед несколькими сотнями журналистов сделал заявления по ее итогам. "Мне наплевать, что по поводу экспедиции говорят некоторые зарубежные деятели, – заявил Чилингаров, который появился перед прессой с белым плюшевым медведем на руках. - Россия и ее союзники с восхищением приветствовали результаты уникальной и дерзкой научной экспедиции к Северному полюсу "Арктика-2007"… Арктика всегда была российской и останется таковой».

 

Куда конь с копытом, туда и рак с клешней. Как типичны это хамство и эта наглость для путинской России. И ведь на сей раз это наплевательство на всех и вся демонстрирует не бывший кагэбешник, а интеллигентный вроде бы человек, известный ученый. Россия, Россия…

 

И. Давидович