Мир

 

Николка импровизирует

 

Николя Саркози во время избирательной кампании обвиняли в склонности к авантюризму и беспринципным пиар-шоу. Тогда думалось: мало ли в чем не обвиняют друг друга кандидаты в пылу предвыборной борьбы. Но, похоже, обвинения были не беспочвенными. Сразу после избрания Саркози казалось, что теперь отношения между Францией и Германией – двумя главными опорами Евросоюза – станут еще более тесными. Но и эти надежды не оправдались.

 

В номере от 22 июля еженедельник «Der Spiegel», анализируя перспективы отношений между Берлином и Парижем, писал: «Саркози намерен вытеснить Меркель с позиции "европейского политика номер один"… Правительство в Париже целенаправленно пытается спровоцировать Берлин. Вопрос о выдвижении кандидатуры бывшего французского министра финансов Доминика Стросс-Кана на пост главы Международного валютного фонда Париж обсудил со всеми важнейшими партнерами по Евросоюзу, кроме Берлина… Саркози стремится к столкновениям, где только можно. Он поставил под вопрос независимость Европейского центрального банка, пытается блокировать переговоры о вступлении Турции в ЕС, высказался за пересмотр позиции Евросоюза по урегулированию проблемы края Косово. Возмущение в Берлине вызвал и недавний визит супруги президента Франции Сесиль Саркози в Ливию. Там она посетила болгарских медсестер, приговоренных к смертной казни по обвинению в заражении СПИДом более 400 детей. В течение нескольких месяцев Штайнмайер упорно работал, пытаясь добиться освобождения арестованных. Теперь же, когда ему удалось договориться о помиловании медсестер в обмен на выплату компенсаций пострадавшим, плоды этой трудной победы пытается присвоить Саркози».

 

В интервью газете деловых кругов ФРГ «Handelsblatt» 27 июля государственный министр в МИД Германии социал-демократ Гернот Эрлер подверг резкой критике подписанный 25 июля в Триполи Саркози и Муаммаром Каддафи меморандум о сотрудничестве в области безопасности и атомной энергетики, согласно которому Компания Areva NP поставит Ливии атомный реактор для опреснения воды. Эрлер заявил, что «использование атомной энергии все новыми странами повышает угрозу распространения ядерного оружия. Маневр Николя Саркози направлен также косвенно против интересов Германии, которая безуспешно предлагала Ливии помощь в развитии альтернативной энергетики с использованием возобновляемых источников». К тому же, сказал госминистр, «Areva NP является франко-германском предприятием, 34 процента капитала которого принадлежат концерну „Siemens“», и самодеятельность французского президента неуместна.

 

«Saarbruecker Zeitung» тогда же отметила: «Едва болгарские медсестры вернулись на родину, как Саркози поспешно поощрил режим в Триполи, который несет ответственность за удержание медработников в тюрьме по надуманному обвинению на протяжение почти восьми лет. Саркози уверяет, что освобождение заложников не имеет ничего общего с подписанными договоренностями о сотрудничестве между Парижем и Триполи в области безопасности и ядерной энергетики. Однако ясно, что для Саркози экономические интересы имеют приоритет над моральными принципами». 

 

Критике подвергли своего президента и французские СМИ. «Le Figaro» 27 июля писала: «Ливия остается диктатурой, в которой отсутствует какая-либо политическая оппозиция. Во главе страны стоит непредсказуемый лидер. Даже, если на карту поставлены выгодные контракты, и Франция нуждается в уране, которым так богата Ливия, трудно не согласиться с тем, что ливийские установки по опреснению морской воды отлично могли бы работать и на солнечной энергии». А это мнение «Le Mond»: «Каддафи крайне неординарная личность, он может быть и нарушителем спокойствия и посредником в миротворческих проектах. Все это могло бы говорить в пользу тесных контактов с Ливией, если бы эта страна согласилась выполнять хотя бы основные правила приличного поведения на международной арене. Поспешность, которую проявил Николя Саркози в установлении контактов с Триполи, оставляет неприятный привкус. Президент Франции обещал вернуть в сферу внешней политики принципы этики и морали, на деле же он поступает прямо противоположным образом».

 

Ряд изданий сообщает, что Саркози оправдывается тем, что он «хочет вернуть Ливию в международное сообщество». Трудно поверить, что он не знает, кого он стремится вернуть в это сообщество. Британская «The Times» 25 июля писала о том, какое абсурдное обвинение ливийский режим предъявил пяти болгарским медсестрам и палестинскому (!!!) врачу, принявшему болгарское гражданство: их обвинили в том, что они заразили ливийских детей ВИЧ, выполняя «диверсию против Ливии, инспирированную „Моссадом“!» Можно было бы еще понять, если «Моссад» задумал заразить самого Каддафи. Но дети… что, у «Моссада» мало других забот?

 

И вот по столь нелепому обвинению людей 8 лет держали в тюрьме. Мало того, все шестеро, по сообщению той же газеты, заявили, что их пытали, добиваясь признательных показаний. Издание далее пишет: «Болгария неоднократно вопрошала, почему к судебной ответственности привлекли только ее граждан. В педиатрической больнице "Аль-Фатех" в Бенгази работали и другие граждане иностранных государств, в том числе медсестры из Франции и Филиппин. Но когда в 1990-е годы обнаружилось, что сотни детей заражены ВИЧ, то, как полагает болгарская сторона, Ливия сочла Болгарию самым уязвимым "козлом отпущения" и, свалив на болгар вину, постаралась скрыть пренебрежение правилами гигиены и многократное использование шприцов. Журналист Георгий Милков, следящий за этой историей, отметил: "В тот период Болгария стала близким другом США. Ливийцы хотели свалить вину на каких-нибудь иностранцев, поскольку в таком обществе, как у них, гораздо проще объяснить все происками "Моссада" или ЦРУ"».

 

Неразборчив оказался новый французский президент. Вряд ли это сулит ему большие дивиденды на международной арене…

 

И. Зайдман