Маленькие истории большой войны

 

В ту августовскую ночь

 

В августе 1944 года войска 2-го и 3-го Украинских фронтов проводили Ясско-Кишиневскую наступательную операцию. В ходе ее германские и румынские войска оказались в полуокружении. В отчаянных попытках прорваться разрозненными подразделениями они шли напролом, и нам приходилось не раз поворачивать свои боевые порядки, чтобы встретить врага у себя в тылу.

 

Итак, в ту памятную августовскую ночь мы сидел в наспех вырытых окопах, вслушиваясь в тревожную тишину: вот-вот послышится гул моторов выходящей из окружения вражеской колонны. И тут внезапно воцарившееся безмолвие разорвал ликующий крик: «Победа!» Кричал капитан Закревский, питерец. Свалившись с бруствера в окоп, он добрался до меня и, продолжая исторгать радостный вопль «Победа!», полез обниматься.

 

– Ты что, ненормальный? – пытался я его унять, переходя, как теперь говорят, на ненормативную лексику, – какая победа? Чего ты орешь?

 

Через минуту, когда ошалевший Закревский, преодолев свой захлеб, сумел все же сказать: «Сейчас передали по радио, что „Зенит“ выиграл кубок», – «ненормальных» стало двое.

Тот самый «Зенит»

Это было в ночь на 27 августа 44-го. Мысленно возвращаясь к тому далекому времени, к своему участию в Ясско-Кишиневской операции на 2-м Украинском, я вспоминаю штрафников, штурмовавших с ходу и взятые ими доты, благодаря чему мы овладели румынскими городами Роман и Бакэу, где нас угощали мамалыгой и цуйкой (местным самогоном), но прежде всего – ликующий вопль Закревского, однополчанина-земляка, и такого же, как и я, питерского футбольного фаната. Сообщение, что «Зенит» выиграл кубок, на мгновение в той обстановке вытеснило из сознания всё! На мгновение, но в памяти осталось пожизненно.

 

Григорий БРАИЛОВСКИЙ,

г.Мюнхен