Операция «преемник» началась?

 

В среду 12 сентября Михаил Фрадков подал президенту России прошение об отставке правительства в полном составе. Путин отставку принял и в этот же день предложил на должность премьер-министра Виктора Зубкова. Если кто подзабыл – это тот самый главный налоговик страны (сейчас занимавший должность главы Росфинмониторинга, то бишь, по-русски говоря, финансовой разведки), зять которого полгода назад стал министром обороны.

 

Политологи стоят на ушах, по-моему, все находятся в состоянии истерического восторга: таки не угадали имя преемника! (Разумеется, не на должность премьера, а на пост президента).

 

В списке возможных преемников кандидатура Зубкова, кажется, никогда не называлась. Имеется в виду не список из двух-трех претендентов, фамилии которых были у всех на слуху – Иванов-Медведев – а расширенный список, состоявший как минимум из нескольких десятков кандидатур: политологи соревновались в проницательности. Теперь думается – а ведь могла бы эта фамилия мелькнуть среди прочих, особенно когда зятек Зубкова был назначен министром обороны.

 

Так и хочется теперь воскликнуть: всё повторяется! Так же как Ельцин в свое время назначил Путина премьером, чтобы, во-первых, оценить его в роли руководителя, а, во-вторых, видимо, чтобы дать ему время обжиться на новом посту, так теперь Путин назначил премьером Зубкова. Со всей очевидностью теперь кажется, что и дальнейшие события будут развиваться по обкатанному сценарию, и ровно в марте 2008-го, в «час назначенный», Зубков станет президентом. Но именно потому, что это столь очевидно, совсем не обязательно, что оно столь же вероятно.

 

Вот почему. Первое. Было бы слишком просто для любящего интригу Путина, если бы он вот так открыл свои карты задолго до президентских выборов. Кажется немыслимым для его конспирологического характера, чтобы он позволил всем политикам, политологам и путающимся под ногами журналистам хором назвать имя преемника аж за полгода до выборов! И дело тут не в том, что политологи такие непроницательные, вот не угадали поворот с Зубковым. Трудно предугадать действия неадекватной политики. Совершенно очевидно, что Путину доставляет удовольствие быть над схваткой, наблюдать, как политологи обсуждают варианты возможных назначений, а потом, послушав, сделать всё не так.

 

Второй фактор, который позволяет предполагать иное развитие событий – возраст Зубкова. Ему 66 лет. Третье – не надо забывать, что Путин был отнюдь не первым, на кого Ельцин примерил шапку Мономаха. До него были и Примаков, и Степашин, и Немцов с комсомольцем Кириенко – вот сколько, возможно я еще кого-то упустил.

 

Если же все-таки назначение Зубкова премьером сделано Путиным с прицелом на дальнейшее президентство того, то в связи со столь ранними сроками возникает предположение, не собирается ли Путин, как и Ельцин, уйти раньше времени? Но ведь, с другой стороны, не раньше же, чем состоятся выборы в Государственную Думу?

 

Одно сегодня не вызывает сомнений: что в пятницу, 14 сентября, на которое назначено голосование по предложенной Путиным кандидатуре, Дума утвердит ее с первой попытки. Нам не надо даже из-за этого откладывать подписание номера в печать с вечера четверга до пятницы. Уверенности нам придает следующее верноподданическое заявление теперь уже экс-премьера Фрадкова, сделанное им при подаче Путину прошения об отставке: «Я думаю что было бы правильнее с моей стороны выйти с инициативой освободить должность председателя правительства для того, чтобы у вас не было никаких ограничений в принятии решений о выстраивании властной конфигурации». С такими подданными президент действительно может выдвигать на пост премьера кого угодно, хоть своего лабрадора. Так что рискнем предположить невероятное: в пятницу Зубков будет новым премьером России.

 

Вадим ЗАЙДМАН