Наш вернисаж

 

Григорий КРОШИН

ЗАВЕЩАНИЕ «ХУДОЖНИКА-МАРКСИСТА»

В дюссельдорфском музее «Дворец искусства» (Museum Kunst Palast)

открылась первая посмертная выставка Йорга Иммендорфа

               

Эта выставка графических работ одного из самых известных художников, лидера «неоэкспрессионистов», кстати, вообще впервые представляет любителям изобразительного искусства в столь обширном объёме Йорга Иммендорфа (1945 – 2007) – при жизни более известного широкой публике как живописца, скульптора, театрального декоратора – в качестве рисовальщика и графика. Выставленные 300 работ в период с 1960 по 2003 годы, выполненных на бумаге тушью и карандашом, акварелью и углем, шариковой ручкой и гуашью, показывают большой разброс творческих интересов этой неоднозначной личности (известно, что для Иммендорфа бунтарство всегда было стилем жизни и стилем искусства. Например, он не смог окончить дюссельдорфскую Академию художеств: ректорат выгнал ученика Йозефа Бойса и, кстати, будущего профессора этой Академии за участие в студенческом протестном движении и неодадаистские акции). Правда, превалируют, по крайней мере, в данной экспозиции, ярко выраженные политические метания автора.  

 

Иммендорф, возглавивший в своё время движение «Новых диких», политик-радикал, которого не зря окрестили в стране последним «художником-марксистом», был признан как классик современного искусства Германии (Иммендорф получил множество наград, включая престижную премию Марко Музея современного искусства в Монтеррее и медаль ФРГ за заслуги), известного не только в своей стране. (Вспомним, что в 2001 году в Санкт-Петербурге прошла его первая в России персональная выставка «Всем вещам свойственно меняться», а в 2004-м несколько его картин участвовали в выставке «Москва-Берлин» в Государственном историческом музее).

 

Нынешняя экспозиция, которую начал готовить ещё сам художник, оказалось первой, посвящённой Иммендорфу в Дюссельдорфе после его смерти. Спрашиваю куратора выставки доктора Кристофа Данельцик-Брюггеманна, почему, вопреки обычной практике, отсутствует каталог выставки:

 

– Тому есть веская причина: по сравнению с тем составом работ, которые планировалось показать ещё самим автором, я, получив после его кончины в мае этого года доступ к его архиву – а это более 2000 рисунков, – понял, что будет несправедливо, если мы впервые не покажем общественности и специалистам многие яркие, доселе неизвестные публике, подчас рискованно экспериментальные работы мастера. Поэтому выпуск каталога пришлось приостановить, он появится чуть позже.

 

В выставке представлены все фазы художественного творчества и изменчивого мировоззрения Иммендорфа-рисовальщика: здесь и самые ранние, ученические работы 60-х годов, политически дерзкие, почти манифесты (в юности он был активным маоистом, потом членом компартии ФРГ), до позднего, уже нашего времени, когда с конца 90-х годов плакатность работ Иммендорфа постепенно исчезает, заменившись на формальные, изощрённо-фантастические, но по-прежнему часто злые, сатирические рисунки.

     

                    Осень теории, 1990 г.                                                            Паук Брежнев, 1973 г.

Его ранние работы были откровенно плакатными, публицистическими, похожими на актуальные репортажи. «Какую позицию занимаешь ты и твое искусство, коллега?» – так называется одна из самых известных работ Иммендорфа, на которой партийный активист зовет живописца на демонстрацию. Названия тогдашних его картин звучали как манифесты: «Прекратите заниматься живописью» (1966), «Кулак художника – тоже кулак» (1973). Bildunterschrift: А к своему прославившему его политическому циклу из 16-ти работ «Кафе Германия», созданному в 1977-1982 годы (на выставке видим многочисленные варианты этого цикла: в сюрреалистических декорациях кафе и дискотек представлены символикие фигуры, среди них, например, такие, как тогдашние лидеры Западной и Восточной Германии, Бертольд Брехт и другие), художник приурочил «Призыв к западногерманским и европейским художникам: сделайте темами своих произведений проблемы повседневности, несправедливости, военной угрозы со стороны двух империалистических держав, политического насилия – выступайте за мир, ибо когда упадет первая бомба, ни один мольберт не устоит». Известный газетный критик Бертрам Мюллер считает, что всю свою творческую жизнь Иммендорф переживал «растерянность, раздражение, кризис. Это были его самыми сильными настроениями, усилившимися в девяностые годы». Уже с самого раннего периода своего творчества, пишет критик, Иммендорф формировался как «художник, нацеленный на то, чтобы выносить приговор». Такова, в частности, его крупноформатная акварель «Мы выступаем против войны во Вьетнаме» (1965), снабжённая собранными им лично подписями таких известных деятелей культуры, как Польке, Палермо, Тадеуш и, конечно, его любимого учителя, «гения художественной провокации» Йозефа Бойса.

 

Однако одной из самых главных тем в творчестве Иммендорфа, родившегося в Нижней Саксонии, вблизи бывшей германо-германской границы, на протяжении почти трех десятилетий была судьба разделенной Германии. Впрочем, и тут его политические воззрения менялись со временем. То Иммендорф, будучи западногерманским коммунистом, рисует резкий плакат с призывом: «Прочь – со стеной для социалистической Германии!», изображает в 1973 году тогдашнего советского лидера в политическом плакате под названием «Паук Брежнев» (где Леонид Ильич держит в одних щупальцах танк, направляемый на Чехословакию, другими тащит нефтяную бочку из в Ирака и т.д.), то – спустя три года порывает с компартией и рисует столь же резкие плакатные композиции, направленные против разделения Германии, против существования берлинской стены и проч. Его активность не только как художника, но и как общественного деятеля, политика-радикала не прекращалась никогда. Будучи уже профессором в выгнавшей его однажды дюссельдорфской Академии художеств, он призывал своих студентов: «Как художник ты должен обязательно кое-чем рисковать, иначе ты можешь ухудшить свою работу».

Без названия, 1976 г.

В конце жизни, в 2004 году, о художнике вновь заговорила пресса, но, увы, не в связи с успехами в творчестве: он оказался замешан в громком скандале. Полиция арестовала его в роскошной дюссельдорфской гостинице в компании девяти проституток, которые показывали им с женой настоящую оргию. Во время обыска в номере отеля нашли более шести граммов кокаина. Суд учел тяжесть заболевания Иммендорфа и приговорил его к 11 месяцам тюрьмы условно. Иммендорф в течение нескольких лет страдал неизлечимым недугом – боковым амиотрофическим склерозом. Заболевание практически лишило художника возможности заниматься живописью.

 

Иммендорф был известен как близкий друг бывшего канцлера Германии Герхарда Шрёдера. Последний принёс глубокие соболезнования вдове художника и отметил, что Германия потеряла одного из крупнейших своих мастеров. А уже упоминавшийся критик Бертрам Мюллер считает, что настоящая посмертная выставка Йорга Иммендорфа (кстати, она будет открыта до конца ноября) «принимает отчётливый характер его завещания».