Далекое-близкое

 

За что был снят командующий

 

В своих воспоминаниях о войне Константин Симонов, в частности, пишет о своей беседе с бывшим начальником штаба Западного фронта генералом Покровским, который рассказал ему о том, как в результате неудачных наступательных операций войска фронта понесли огромные неоправданные потери и как прибывшей из Москвы специальной комиссией Государственного Комитета Обороны во главе с Маленковым был смещен с должности командующий, тогда – генерал, а впоследствии маршал Соколовский.

 

«...Помню, как Маленков в спокойном тоне спросил Соколовского: „Как же получилось, что всё окончилось неудачей?... Что вы можете сказать?“ Была долгая пауза. В ответ на вопрос Соколовский так и не сказал ничего...»

 

Ни начальник штаба Западного фронта, ни сам командующий не могли тогда знать глубинных и замаскированных причин случившегося. Знал только Сталин, который еще в Москве дал Маленкову приказ снять Соколовского с должности.

Теперь хорошо известно, что страх наших западных союзников перед наступающими советскими войсками на территориях европейских государств вызывал определенные трения в отношениях между руководителями стран антигитлеровской коалиции. Не секрет, что Рузвельт и Черчилль опасались – и не безосновательно – насаждения в освобождаемых от фашизма странах коммунистических режимов правления и включения этих государств в так называемый «социалистический лагерь», что по сути и составляло главную и тщaтельно скрываемую цель военно-политической стратегии Сталина. Приветствуя наступление Советской Армии, союзники одновременно испытывали опасения за быстрое продвижение «красных» к границам Румынии, Венгрии, Чехословакии, усматривая в этом первоочередное осуществление далеко идущих замыслов «дядюшки Джо».

 

Чтобы отвлечь внимание союзников от пугавших их последствий успешного наступления советских войск и закамуфлировать свое стремление как можно быстрее водрузить красные флаги над ратушами столиц сопредельных государств, Сталин наряду с другими средствами дезинформации приказывает наступать Западному фронту, не имевшего в то время для этого ни сил, ни средств, но зато самому отдаленному от государственной границы СССР.

 

В.Д. Соколовский

При этом «выдающийся полководец всех времен и народов» отнюдь не стремился достигнуть военного успеха. Он знал заранее, что исход операций Западного фронта обречен на провал. Но сам процесс наступления, завершаемый снятием с должности самого командующего, является неплохой демонстрацией его истинной цели, и вызовет желательный резонанс у западных руководителей. А что касается бессмысленных потерь, так наш «вождь и учитель» никогда не жалел свой народ. И когда строил на человеческих костях социализм, и когда щедро жертвовал миллионы людских жизней      молоху войны.

 

В военной академии имени Фрунзе мне довелось учиться в одной группе с майором Евгением Соколовским. Благодаря этому обстоятельству мне удалось узнать, что рассказал ему отец маршал Василий Данилович Соколовский.

 

«Недавно в Генштабе мне разъяснили причину моего снятия с должности командующего Западным фронтом в 1943 году. Этот акт, как оказалось, был предопределен показушным, заранее обреченным на неудачу наступлением и венчал фарс, предпринятый ради попытки ввести в заблуждение Черчилля относительно военно-политической стратегии Сталина. Обидно не за себя – за тысячи напрасно погубленных солдат...»

 

В беседе с Константином Симоновым бывший начальник штаба Западного фронта задавался вопросом: «За что был снят командующий?» Пожалуй, правомернее было бы подумать: «Для чего?»

 

Григорий БРАИЛОВСКИЙ,

г.Мюнхен