Политика

 

Сцементированная чекистами Россия

 

В предыдущем номере газеты мы уже слегка затронули скандал, разгоревшийся в октябре в «благородном семействе» чекистов. Началось все с того, что 2 октября в аэропорту «Домодедово» на выходе из самолета силами ФСБ были задержаны четверо ответственных сотрудников Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков (ФСКН) России во главе с начальником Департамента оперативного обеспечения генерал-лейтенантом Александром Бульбовым. Отчаявшись, видимо, добиться их освобождения по закрытым каналам, глава ФСКН Виктор Черкeсов решился на нетривиальный для спецслужб шаг – выступил со своего рода апелляцией к общественности, опубликовав 9 октября в газете «Коммерсант» статью под названием «Нельзя допустить, чтобы воины превращались в торговцев».

 

В ней Черкeсов, который слывет теоретиком «чекизма», развивал взгляд, что после развала Советского Союза и краха КПСС чекисты остались единственной силой (корпорацией), которая спасла страну от полного развала и хаоса, или, по образному выражению автора, – крюком, на котором повисла Россия. Вообще-то, мы и раньше знали, что каждый из нас висит на крючке у чекистов, но теперь, по мысли высокого автора, эти крючки слились в один грандиозный спасительный для страны крюк (Григорий Явлинский по этому поводу поинтересовался: «За какое ребро этот чекистский крюк держит Россию?»)

 

Черкeсов видит три возможных сценария, по которому может пойти российское общество. «Первый и наиболее благоприятный: преодолевая корпоративизм, карабкаться наверх, превращаться в нормальное гражданское общество. Чем быстрее в России сформируется полноценное гражданское общество, тем будет лучше для всех. В том числе и для моих коллег по профессии. Смешно после всего случившегося вставать в позу и говорить о себе как о "соли земли", об "элите элит".

 

Второй, уже не лучший, но "совместимый с жизнью" сценарий состоит, наверное, в том, чтобы достроить корпорацию и обеспечить с ее помощью долговременную стабильность и постепенный выход из глубокой социокультурной депрессии. Отчетливо понимаю, что в этом сценарии есть огромные риски. В том числе опасность превращения великой страны в болото образца худших латиноамериканских диктатур с их социальной замкнутостью и неофеодализмом. Но это не предопределено. Кроме негативного корпоративизм может быть и позитивным.

 
Третий, не совместимый с жизнью сценарий состоит в том, чтобы повторить все катастрофические ошибки, приведшие к распаду СССР. Начать безоглядно критиковать "чекистский" крюк и в итоге, сломав его, обрушить общество в новый социально-политический кризис».

 

Давайте согласимся с автором, что третий сценарий смертельно опасен, и потому "чекистский крюк" ни в коем случае критиковать нельзя. Но почему бы не пойти по первому сценарию – «наиболее благоприятному», и не начать «превращаться в нормальное гражданское общество»? Очень странно, но, не рассмотрев даже такую возможность, автор сразу хватается за второй сценарий, несмотря на «огромные риски», с ним связанные.

 

Далее, хотя он сам говорит о том, что смешно представлять чекистскую корпорацию как «соль земли», «элиту элит», именно такой ее и рисует – как некую «касту воинов», рыцарей без страха и упрека. В этой «касте», считает он, должны быть «свои нормы и свои правила», то есть, надо понимать, отличные от норм и правил (законов) остального общества. Опасность возникает только, когда «каста разрушается изнутри, когда воины начинают становиться торговцами».

 

И вот в факте ареста его сотрудников он увидел проявление этой опасности. Он указывает на тот факт, что арестовали сотрудников его ведомства как раз «из числа тех, кто на законном основании, по поручениям Генеральной прокуратуры участвовал в расследовании резонансных уголовных дел о так называемых "Трех китах" и "китайской" контрабанде».

 

Дела эти тянутся, как минимум, с 2000 года, и это уже тогда контрабанда «крышевалась» ФСБ.  И потому, как считает депутат Госдумы и известный «скандальный» журналист Хинштейн, «с самого начала дело о контрабанде мебели наталкивалось на жесточайшее сопротивление тог­даш­него руководства Генпрокуратуры и ФСБ. Дошло до того, что президент, убедившись в пред­взя­тости своих подчиненных, был вынужден вызвать из Санкт-Петербурга лично знакомого ему рядового следователя облпрокуратуры Владимира Лоскутова и поручить расследование, а за­тем, на решающей стадии работы, возложил оперативное сопровождение дела на ФСКН. Ито­гом совместной работы наркоконтроля и Лоскутова стала, как считается, отставка ген­про­ку­ро­ра Владимира Устинова, а также череда увольнений руководителей спецслужб, ок­а­зав­шихся за­мешанными в скандале. Летом прошлого года из ФСБ были уволены пять генералов, в том чис­ле два заместителя директора, два заместителя начальника управления собственной б­е­зопа­с­н­о­сти…».

 

Не правда ли, хорош крюк, на котором висит Россия? Не просто сотрудники ФСБ, а те, кто призван следить за их «кристальной чистотой», то есть руководители управления собственной безопасности, сами превратились из «воинов» в «торговцев». И «всемогущий» Путин не знает уже, кому доверять. ФСБ отпадает, Генпрокуратура – тоже. Дело в том, что чекистский клан сам делится на кланы. «Крестным отцом» того из них, в который входит ФСБ, является зам. главы администрации президента Игорь Сечин, а бывший генпрокурор России – его свояк. Вот почему Путину пришлось обзавестись как бы своим личным прокурором, а в помощь ему придать группу работников наркоконтроля, хотя дела, о которых идет речь, не их профиль.

 

Именно людей из этой группы ФСБ с помощью недавно созданного Следственного комитета во главе с Александром Бастрыкиным, которого тоже относят к клану Сечина, засадила в кутузку. Даже новому Генпрокурору Юрию Чайке не удалось их освободить: Мосгорсуд «не нашел оснований» даже для изменения меры пресечения подозреваемым, хотя прокуратура, как и их адвокаты указывают на множество процессуальных нарушений, допущенных при их задержании, и т. п.

 

Черкасов, когда писал свое письмо, имел в виду не столько общественность, сколько Путина: получается, что президент, впутав его подчиненных, затем их предал. Путин вскоре, в ходе «прямой линии», высказал публичное порицание в адрес Черкесова за «вынос сора из избы». Многие считали, что это признак его опалы. Но 18 октября Путин подписал указ о создании Государственного антинаркотического комитета (ГАК) во главе с руководителем ФСКН Виктором Черкесовым – по аналогии с национальным антитеррористическим комитетом (НАК). После чего Черкесов фактически получил такие же полномочия, как и Патрушев. Вдобавок ко всему по линии ГАКа Патрушев оказывается подчиненным Черкесова! Словом, балансирует президент…

 

Но выпущенный из бутылки джинн гуляет на воле. Бульбов с подельниками продолжает сидеть. 6 ноября в Интернете было опубликовано «Письмо генерала Бульбова из СИЗО», в котором он, в частности, пишет, что действия против него с коллегами «обусловлены страхом перед последующими разоблачениями высокопоставленных чиновников ФСБ РФ», и называет ряд конкретных фамилий. Дошло до того, что Бульбов с коллегами – чекисты! – готовят жалобу на Россию в Европейский суд по правам человека! А 22 октября достоянием гласности стал документ под названием «Вернем России законность!», который мы приводим почти целиком:

 

Мы, действующие и бывшие сотрудники правоохранительных органов и спецслужб, вынуждены констатировать: в стране установился климат БЕЗЗАКОНИЯ. Во главу принимаемых государственными органами решений ставится не ЗАКОН, а интересы ведомств и частных лиц. Деградировала судебная система, в которой ни рядовой гражданин, ни бизнесмен, ни оппозиционный политик не могут найти правды. Десятки тысяч решений наших судов обжалуются в Страсбурге, что является позором для государства.


Жертвой беззакония сегодня может стать любой. Незаконные аресты, «липовые» уголовные дела, внесудебные расправы и прямые угрозы – все это стало нормой жизни в нашем государстве. От незаконных репрессий не застрахован никто: ни житель Благовещенска, ни активист НБП, ни сотрудник правоохранительных органов, если он пытается честно работать, как того требует Закон.


В вопросах соблюдения законности Российская Федерация стоит сегодня ниже, чем СССР, ниже, чем большинство современных развитых стран. Мы с болью наблюдаем, как наша страна приближается к уровню отсталого африканского государства, где правят произвол, насилие и личные капризы диктатора. Мы, сотрудники правоохранительных органов и спецслужб, являемся заложниками такой системы. Работать по закону фактически не дают, а если следуешь сомнительным распоряжениям начальства – тебя же и превращают в «стрелочника», виновного во всех грехах. Заложниками такой порочной системы становимся не только мы, но и наши родственники, близкие люди.


Может быть, как никто другой в России, мы, профессионалы, видим, что страна подошла к опасной черте. Но мы не видим политической воли, мудрых государственных решений, направленных на исправление ситуации. Наоборот, последние события показывают, что ситуация только усугубляется. Мы считаем, что политическое руководство страны, в том числе и президент Путин, несут ответственность за сложившуюся, абсолютно нездоровую ситуацию.


Мы считаем, что назрела необходимость создать общественное движение, которое бы объединило ветеранов и действующих сотрудников правоохранительных органов и спецслужб. Главный лозунг движения: «Вернем России Законность!»… Призываем всех бывших и действующих сотрудников наших ведомств, которые болеют за судьбу России, присоединяться к нам. Страна устала от беззакония. Вернем России Законность!»


А 30 октября в прохановской газете «Завтра» под заголовком «
Не довести до беды!» опубликовано воззвание «к сторонам конфликта» пяти бывших руководящих работников КГБ СССР во главе с Владимиром Крючковым, в котором они призывают своих наследников: «Сделайте шаги навстречу друг другу!», иначе «может случиться большая беда». В заключение авторы заклинают: «Российское общество нуждается не в раздорах, а во внутреннем спокойствии. Именно нашему сообществу важно стать источником этого желанного стране внутреннего спокойствия».

 

Что объединяет все заявления и воззвания чекистов, как нынешних, так и бывших – это уверенность в том, что только их «сообществу» под силу увести Россию от «опасной черты». Восемь лет чекистское «сообщество» под руководством своего ставленника и под флагом утверждения законности вело страну к состоянию, которое они сами определяют словами: «Страна устала от беззакония». Тем не менее, они же претендуют на то, чтобы выводить ее из этого состояния…

 

2 ноября «Ведомости» в статье «Белая кость» так комментировали их претензии: «Интересно, почему ветераны авиации, ветераны нефтепереработки или заслуженные педагоги не пишут писем и не создают движений по спасению страны? По мнению ветеранов и сотрудников спецслужб, цели страны полностью совпадают с их профессиональными целями… Это как если бы служба безопасности „Газпрома“ взялась осуществлять стратегическое и оперативное руководство компанией».

 

Так ведь так оно и есть. В истории России спецслужбы России нередко играли большую роль. Так было при Иване Грозном (опричнина), в царствование Анны Иоанновны (Тайная канцелярия с ее девизом «Слово и дело»), при последнем русском императоре, не говоря уже о советских временах. Но никогда спецслужбы не становились сами верховной властью, как это произошло сейчас: они руководят экономикой и всеми сторонами жизни в компании под названием «Россия»…

 

Что борьба между различными чекистскими кланами только разгорается, говорит трагедия, произошедшая в Питере 27 октября. Около 9 часов утра в канаве вблизи Ленинского проспекта обнаружили трупы двух мужчин, которые оказались сотрудниками того же Госнаркоконтроля, один – действующий, другой – уволившийся оттуда 4 месяца назад. За 40 минут до того они живыми и здоровыми, только пьяными, вышли из клуба-кафе «Че» (как говорят питерцы, оно находится в здании бывшего КГБ) в компании еще нескольких мужчин, с которыми сели в машину. От этого кафе до той канавы как раз 30-40 минут езды. В организмах обоих погибших обнаружен яд пищевого происхождения. СМИ отмечают, что неофициальная версия следователей предполагает, что отравителями явились также люди в погонах. Травили Щекочихина, травили Литвиненко, травили, видимо, Ющенко, начали травить друг друга…

 

Выступая на митинге памяти Анны Политковской, главный редактор «Новой газеты» Дмитрий Муратов говорил о противодействии расследованию убийства со стороны силовых структур, о том, что сотрудники спецслужб разваливают дело, о той вседозволенности, которая там процветает. Он уверен, что без Нюрнбергского процесса над этими структурами подобные преступления будут повторяться. А так – почему бы людям из этих структур не называть себя с гордостью чекистами, продолжая традиции своих предшественников.

 

По России катятся митинги и собрания трудящихся с требованиями непременно оставить главного чекиста на его посту на третий срок. А идеолог «Единой России» уже выдвинул идею созвать после президентских выборов 2008 года «Гражданский Собор российской нации», чтобы принять на нем «Пакт гражданского единства». Пакт оформит институт национального лидера, который будет стоять над всеми ветвями власти. Стыдно…

 

Как кому, а мне расколотая Украина или бунтующая Грузия милее фаллоса российской вертикали власти, а борьба политических партий приемлемее схваток спецслужб.

 

И.Зайдман