Рассказы о животных

Сергей АЗАДОВ

Ворон – птица мудрая

Со школьной скамьи мы знакомы с творчеством знаменитого русского баснописца Ивана Андреевича Крылова. Одно из самых ярких его произведений – басня про ворону. Помните: «Вороне как-то Бог послал кусочек сыра…». В этой басне ворона предстаёт перед нами как глупая, тщеславная птица, которая теряет добычу ради того, чтобы доказать лисе свои «незаурядные певческие» способности.

Думаю, что здесь сатирик был неправ. «Поёт» ворона действительно не самым лучшим образом, но назвать её глупой птицей язык не поворачивается. И вот почему.

Много лет назад в каком-то журнале (сейчас уже не помню, в каком), было описано поведение вороны, которая пыталась напиться из высокого кувшина, наполовину наполненного водой. Узкое горло сосуда не позволяло птице дотянуться до влаги. Тогда она стала собирать небольшие камушки и забрасывать их в кувшин до тех пор, пока вода не поднялась, и она смогла достать её своим клювом.

Кто её научил законам физики? Конечно же, Природа. Но научить можно только существо, обладающее разумом. А то, что он у неё есть, доказывают и другие примеры, которые довелось наблюдать самому.

Как-то осенью добирались мы в наш геолого-поисковый отряд. Он располагался в труднодоступных горах Тянь-Шаня. Тогда ещё не было автомобильных дорог в том высокогорном районе Киргизии, поэтому большую часть пути мы проехали на вездеходе, а оставшийся десяток километров должны были преодолеть на лошадях, которые поджидали нас в конце узкой горной дороги.

Тропа, по которой поднимался наш небольшой конный отряд, петляла по довольно крутому склону, местами поросшему орешником. К полудню лошади, фыркая, достигли плоской каменистой площадки, на краю которой из-под большого валуна сочился родник. В общем, место удобное для отдыха, поэтому решили сделать здесь привал, размять затёкшие ноги. Спешились. И только тут я заметил, что среди камней кое-где валяются пустые ореховые скорлупки. Создавалось впечатление, что таинственный незнакомец регулярно приходит сюда колоть орехи. Но мы точно знали, что в округе никто не живёт, да и до наших геологов ещё четыре километра. Однако через полчаса загадка неожиданно открылась.

На отдых расположились в тени густой, низкорослой орешины. Вся площадка была видна как на ладони. Вдруг над нами появилась ворона. Когда она достигла центра полянки, из её клюва выпал какой-то шарик. Ударившись о камни, он как мячик подскочил вверх и упал в щель между камней. Это был орех. Ворона, нисколько не боясь людей и лошадей, опустилась на камни, большим чёрным клювом достала из щели орех и снова взлетела. С высоты полутора десятков метров она вновь выпустила плод из клюва. На этот раз при ударе он разбился. Изобретательная птица села невдалеке и стала выбирать ядрышки из скорлупок. Улетела она лишь после того, как съела всю сердцевину ореха.

Пока мы восторгались сообразительностью птицы, на наших глазах ещё одна ворона (а может быть, та же самая?) точно так же полакомилась орехом. Стало понятно, что эту каменистую площадку вороны выбрали для колки орехов, поскольку остальные склоны были покрыты густой травой. Так раскрылась тайна пустых скорлупок.

Что же это за умные птицы такие, и что говорят учёные об их способностях?

Ворон (Corvus corax) – наиболее крупный представитель семейства вороновых. Кроме серой и чёрной вороны в это семейство входят грач, галка и сорока. Вороны – большеголовые и большеклювые всеядные птицы. Распространены по всему миру, за исключением Антарктиды, Новой Зеландии и ряда океанических островов. Гнездятся на деревьях и кустарниках, некоторые в дуплах, расщелинах скал, норах береговых обрывов, под крышами домов. Пернатые этого семейства сильно тяготеют к человеческому жилью.

Согласно недавним исследованиям, перепёлки, так же как страусы и козодои, находятся по уровню IQ (коэффициент интеллекта) в самом низу списка. Возглавляют его представители семейства вороновых. За ними следуют ястребы, соколы, дятлы и цапли. Рейтинг основывается на анализе необычного поведения птиц.

Профессор Луис Лефевр, специалист по поведению животных университета Макгилл в Монреале (Канада), проштудировал все орнитологические журналы за последние 70 лет и практически вывел формулу соотношения размера птичьего тельца и мозгов. Именно подобное соотношение позволяет поместить одних пернатых во главу списка, а других оставить внизу. В качестве примера Лефевр приводит ворону – её мозг в пять раз больше по сравнению с мозгом голубя.

Оказывается, вороны действительно чрезвычайно умные создания. В Японии был зафиксирован удивительный случай поведения этих птиц. Городские вороны, живущие на территории университетского городка, были замечены на перекрестках автомобильных дорог. Они ждали, пока загорится красный свет, но отнюдь не для того, чтобы перейти дорогу. Когда машины останавливались, вороньё спускалось на трассу и оставляло на ней грецкие орехи. Через некоторое время орехи оказывались расколотыми, а птицы – сытыми. Вот и второй необычный способ колки орехов, применяемый воронами в другом конце света!

Вспоминаю ещё одно своё наблюдение за воронами, тоже связанное с дорогой. Ехали мы с женой на дачу. В пути к нам должен был присоединиться мой друг. Договорились, что будем ждать его за городом на приметном крутом повороте просёлочной дороги.

Доехав до условленного места, съехали на обочину и вышли из машины. Друг опаздывал. Справа находился посёлок, откуда должен был появиться наш попутчик, а впереди прямо на нас «набегала» дорога, но перед самой машиной круто сворачивала. Жигулёнок стоял метрах в десяти от дорожного полотна.

Вскоре прилетели несколько ворон, уселись на обочину в створе между нами и асфальтовым полотном, и стали копошиться в земле. Вдали появился рейсовый автобус. Он быстро приближался, вырастая в размерах. И чем ближе он подъезжал, тем больше нарастало чувство беспокойства. Автобус как бы накатывал на нас и казалось, вот-вот раздавит и нас, и машину, и сидящих неподалеку птиц. В тот момент стало жутковато от вида стремительно приближавшейся громады, хотя мы понимали, что нам ничего не угрожает, потому что автобус свернёт, когда доедет до поворота. Однако вороны, деловито разгребавшие какие-то веточки на обочине, и тоже видевшие приближающийся автобус, совершенно не обращали на него внимания. И когда огромная машина, гремя и дребезжа, резко повернула в паре метрах от птиц, те не только не улетели, но даже не подняли голову. Я готов поклясться, что пернатые смельчаки каким-то непостижимым образом абсолютно точно знали, что эта железная махина для них не опасна и не причинит никакого вреда.

Первое представление о вороньей интеллигентности можно получить, если понаблюдать за поведением вороны, клюющей что-нибудь посреди проезжей дороги. Заметив, что к ней приближается машина, птица не улетает в панике и даже не взлетает на дерево. Вместо этого она спокойно отпрыгивает на обочину или на другую сторону от желтой линии, ограничивающей проезжую часть. Создается впечатление, что птица знает, что машина обычно остается внутри этих границ. Этот же род холодного расчета видится во взаимоотношениях вороны с другими представителями её вида.

Можно было бы продолжить рассказы об этих крылатых умниках, но не хочется утомлять читателей долгим перечислением. Основываясь на приведённых примерах и исследованиях учёных, можно сделать вывод: вороны – коллективные и высокоинтеллектуальные птицы, способные рассуждать и принимать неординарные решения. Они обладают поистине незаурядным природным умом. Поэтому к вороновым больше подходит эпитет, которым обычно их наделяют в сказках – мудрый ворон.

Атака беркута

Случай, свидетелем которого мне довелось стать, запомнился на всю жизнь. Меня пригласили в качестве главного судьи на 1-ую Международную выставку собак «Азия-93», поскольку я был единственным экспертом-кинологом из стран Средней Азии, имевшим опыт судейства на Российских выставках с участием интерэкспертов. «Азия-93» проводилась с большим размахом в бывшей столице Казахстана Алма-Ате на Центральном стадионе. Я ходил от одного ринга к другому, наблюдал за работой экспертов и имел прекрасную возможность обозревать всё, что происходит на стадионе, поэтому и видел со стороны подробности этого необычного случая.

Как могло случиться, что на голове беркута в этот момент не оказалось томаги (томага – специальная кожаная шапочка, прикрывающая глаза птицы – С.А.), сейчас уже не сможет объяснить никто. Сам беркутчи – старый и опытный охотник-казах – клялся и божился потом, что он её не снимал. По сценарию организаторов выставки беркутчи должен был на своей лошади вместе с орлом въехать на стадион через запасной выход, остановиться за воротами футбольного поля, пересадить птицу на специально установленный для этого насест и ждать своей очереди в показательных выступлениях. По-видимому, когда он проезжал верхом мимо низких ветвей деревьев, держа ловчую птицу на вытянутой руке, одна из упругих веток случайно зацепила кожаный колпачок и сбросила его с головы орла.

Так или иначе, но птица-охотник неожиданно сорвалась с руки хозяина и на бреющем полёте понеслась к центру футбольного поля, где в это время проходили показательные выступления борзых собак. Вылет орла в данном случае вполне объясним, ведь для обученного беркута сама процедура снятия кожаного колпачка служит сигналом к началу охоты и атаке. До места охоты птица обычно едет в плотно надвинутой на глаза кожаной шапочке, сидя на руке хозяина. Чтобы мощные острые когти орла не поранили руку, рукав чапана (чапан – национальный халат – С.А.), в котором обычно охотятся беркутчи, подбивают войлоком и кожей, а на кисть надевают биялай – длинную трехпалую перчатку из хорошо выделанной волчьей шкуры с толстой подкладкой.

А в это время пара среднеазиатских борзых тазы, на бешеной скорости срезая углы и совершая уму не постижимые манёвры, преследовала «жертву» – набитую опилками шкурку пустынного зайца-толая. Несложное устройство, приводившее в движение «зайца», состояло из надетого на ось электромотора детского велосипедного колеса без шины, к которому крепился один конец тонкого шнура. Размотанный шнур с привязанным к другому концу чучелом, при включении мотора начинал наматываться на обод колеса и быстро тащить тушку «зайца» через все поле. Одновременно с включением мотора выпускались тазы, которые мгновенно начинали свою гонку-преследование. Зрители и свободные от участия в экстерьерных рингах владельцы вместе со своими питомцами собрались у кромки футбольного поля и с азартом подбадривали работавших в поле борзых. Кругом царило праздничное настроение и всеобщее оживление, которые передались и собакам. В этот момент, ободренный азартными возгласами своей хозяйки, рыжий английский кокер-спаниель стал пятиться назад, упираясь всеми четырьмя лапами, и, вывернувшись из тонкого ошейника, выскочил за ограждающую ленту на поле. Женщина стала звать его, но засидевшийся дома пес, «опьянённый» неожиданно обретённой свободой, игриво прыгал и резвился на зеленом поле в дюжине метров от своей хозяйки и не собирался возвращаться.

Между тем беркут, низко паривший над центром поля и выбиравший подходящий момент для стремительной атаки на движущегося перед собаками «зайца», неожиданно увидел на поле другой объект охоты. Вероятно, рыжего спаниеля орел принял за более естественную и привычную для себя цель – за лису. Заложив крутой вираж, беркут меняет направление полёта. И вот уже с высоты 25 метров он начинает своё «смертельное пике» на беспечно прыгающего и ничего не подозревающего рыжего озорника. Трагическая развязка казалась неизбежной. Люди и собаки разом замолчали. Несколько секунд все находились в каком-то оцепенении, и только тазы продолжали свою яростную гонку, ничего вокруг себя не видя, кроме «зайца».

Первой оценила всю опасность ситуации хозяйка спаниеля. Вот с этого момента и начался поединок человека и орла.

Худенькая женщина средних лет выскочила за жёлтую ленту ограждения и со скоростью спринтера-чемпиона бросилась к своему любимцу. Беркут продолжал пикировать, и когда до собаки оставалось всего полдюжины метров, женщина собрала последние силы и накрыла её своим телом, сделав бросок, которому могли бы позавидовать именитые вратари. Могучая птица, с почти полутораметровым размахом крыльев пролетела, едва не коснувшись когтями спины лежащей ничком женщины, и, спокойно взмыв вверх, вернулась на руку своего хозяина. Такое случалось у орла и раньше – лисы иногда исчезали из поля зрения, скрывшись в норе. На этот раз орёл проиграл поединок человеку. Возможно, решающую роль всё-таки сыграло почтение к человеку-хозяину.

Сначала на стадионе раздался вздох облегчения, а затем взрыв аплодисментов, как после красиво забитого гола. Люди по достоинству оценили с одной стороны великолепные охотничьи качества беркута, а с другой искреннюю, как к собственному ребёнку, любовь человека к собаке.

Тому, кто хоть немного знаком со спецификой охоты с беркутом, нетрудно представить, что могло бы произойти, если бы в драматический ход событий не вмешалась хозяйка собаки. Камнем упав на животное, беркут вонзает острые когти одной лапы в голову, другой – в спину, выклевывает глаза и обездвиживает жертву, ломая ей хребет резким движением мощных лап. И только самоотверженная любовь к своей собаке и необыкновенная смелость хрупкой женщины предотвратили трагедию.

В дальнейшем беркут уже не участвовал в показательных выступлениях. Опасаясь за судьбу собак, организаторы выставки отменили демонстрацию охотничьих качеств орла, посчитав достаточным незапланированный показ охоты на кокер-спаниеля.