«Триумф воли»

 

ТРИУМФ ВОЛИ или АГОНИЯ?

 

Шабаш в Лужниках, устроенный 21 ноября новоявленным движением «За Путина», внешне произвел впечатление штуки посильнее, чем «Фауст» Гете. По произведенному шуму, по выступлениям представителей шоу-бизнеса, наконец, по страстному 15-минутному выступлению лично самого В.В., 15 раз же (то есть каждую минуту) и прерывавшегося овациями. Внешне всё это напоминало и съезды КПСС (как выразился один мой знакомый – даже Брежневу не так лизали), и партийные съезды в Германии той поры, когда к ее руководству пришел, как казалось тогда немцам, лидер нации, поднявший, как им тоже казалось, Германию с колен. Как известно, нужно обладать достаточной силой воли, чтобы не поддаться массовому психозу, и я не знаю, находись я непосредственно в Лужниках, в гуще событий, смог бы я удержаться от этого психоза, от восторга, от оваций? Там, казалось, просто какой-то «Триумф воли» происходил, никак не меньше.

Кадр из фильма Лени Рифенсталь «Триумф воли»

Но, слава богу, я наблюдал эту «Вальпургиеву ночь» со стороны. А со стороны всё это «Триумфом воли» выглядело только по внешним признакам, по шумовым, так сказать, эффектам. А вторым планом, подтекстом, я вдруг почувствовал растерянность власти, если даже не панику. И последней каплей, окончательно сделавшей ситуацию ясной, явилось именно выступление Путина, такое, казалось бы, триумфальное, сорвавшее такие бурные овации. Те, кто аплодировал, в экстазе верноподданических чувств эту растерянность, очевидно, не почувствовали. А ведь о том, что власть (читай – В.В.) мечется, не зная, как действовать, было много признаков и раньше.

 

Эти длинной чередой всевозможные пропутинские движения – то «Идущие с Путиным», то «Нашисты», теперь вот – «запутинцы» (вполне возможно, я кого-то уже подзабыл). То Путин делает ставку на «Единую Россию», вроде как намекая на премьерство. То, когда вдруг оказалось, что в результате рейтинг «руководящей и направляющей» вопреки ожиданиям пополз вниз, отказался от этой идеи и стал лихорадочно создавать вот этих вот «запутинцев», одно название которых звучит пародийно. Да, такого гротескного «жополизства», пожалуй, не было и на съездах КПСС, но и такого зашкаливающего фарса тоже не было. Путин возглавляет партийный список, не становясь членом партии; речь знатной ивановской ткачихи, над которой смеялась вся страна; какой-то Гражданский собор, который, наконец, официально оформит Путина духовным, национальным или каким еще там лидером; наконец, выскочившее как черт из табакерки движение «За Путина», созданное якобы исключительно по инициативе снизу (не зря его учредительный съезд состоялся не в столице, а в Твери), но всего через шесть дней после учреждения устроившего уже сабантуй в Лужниках! Провести, что ли, интерактивный опрос на тему, верите ли вы, что движение «За Путина» создано по инициативе снизу? В общем, фарс, возведенный в степень фарса.

 

И в довершение всего 15-минутная речь Путина в Лужниках. Президент нарисовал массу ужастиков, которые случатся, если люди не проголосуют за «Единую Россию». По-моему, всё это свидетельствует не о силе Путина, а о растерянности, страхе перед грядущим. Это была самая настоящая истерика. Кажется, правы те из политологов, которые говорят, что Путин до сих пор не принял решение, кем он будет после марта 2008 года. Иначе ничем не объяснить неадекватность поведения власти, ее метания, перебор различных вариантов, создание то одних, то других движений.

 

Похоже, Путин осознал, что надвигается крах его экономического чуда (первая ласточка – взлетевшие цены на продукты), что грядет бог знает что, и он пытается упредить события, рассказать, внушить окружающим, что все трудности, которые свалятся на страну – не результат его «мудрой» политики, а то, что к власти опять прорвались те же проходимцы, что и в 90-е годы (этому, по сути, и была посвящена львиная доля 15-минутной речи Путина в Лужниках). Не был забыт, конечно, и злокозненный Запад, опробовавший недавно свои козни на Грузии и Украине и теперь вот замахнувшийся на Россию. В общем, виновники всех грядущих неурядиц названы поименно. Путин, возможно, осознал, что вариант с преемником весьма ненадежен (особенно в условиях экономических трудностей), уже и рад бы остаться на третий срок, но не может, и не столько потому, что тысячи раз публично обещал не делать этого, сколько по причине все тех же неотвратимо надвигающихся проблем.

 

Политолог Станислав Белковский в программе Евгения Киселева «Власть» 16 ноября сказал, что Путину очень повезло, все восемь лет его президентства была благоприятная конъюнктура, но везти не может вечно: «Путин прекрасно понимает, что уже через месяц после того, как он уйдет с поста президента, пойдет скептический шепоток, через три месяца Путина начнут публично ругать, в том числе и в правящей элите, а через год он вообще окажется во всем виноватым». Кажется, он прав, все идет к тому. Президент России сам загнал себя в угол, оказался заложником так тщательно выстраивавшейся им вертикали власти. Оттого действо в Лужниках производило не триумфальное впечатление (каким, очевидно, задумывалось его организаторами), а довольно жалкое. Впечатление начала агонии режима.

 

Вадим ЗАЙДМАН