СНГ – выборы

 

Два мира – два гарнира

 

По СНГ-овии катится выборный вал. Первой два с лишним месяца назад он накрыл Украину. Уже традиционно после досрочных парламентских выборов начался вязкий процесс формирования руководящих органов самой Верховной Рады, а затем и правительства. 29 ноября состоялось (в который раз?) подписание коалиционного соглашения между блоком «Наша Украина – Народная самооборона» (НУНС) и «Блоком Юлии Тимошенко» (БЮТ). Соглашение поддержали 227 депутатов. Отказался подписать его депутат от НУНС Иван Плющ, мотивируя это тем, что он еще не успел ознакомиться с текстом соглашения. Однако, ни для кого в Украине не секрет, что Плющ является ярым сторонником коалиции НУНС с Партией регионов, а не с БЮТ. Таким образом, и без того шаткое большинство «оранжевых» в Раде фактически уменьшилось с трех голосов до двух.

 

Тем не менее, 4 ноября «оранжевым» удалось решить первый кадровый вопрос: спикером Верховной Рады теми же 227 голосами был избран Арсений Яценюк. Фигура эта настолько примечательная, что на ней стоит остановиться особо. Начнем с того, что ему всего 33 года (родился 22 мая 1974 года в Черновцах). Это само по себе хороший знак. Для всех постсоциалистических стран, ныне ставших частью западных структур, характерен приход в политику молодых кадров. Яценюк окончил юридический факультет Черновицкого университета (1996), а затем, уловив веяния времени, еще и Черновицкий торгово-экономический институт по специальности «Учет и аудит» (2001). Успел стать кандидатом экономических наук. Такая яркая деталь: в декабре 1992 года, то есть в 18 лет и будучи студентом, в лучшем случае, 2-го курса, стал президентом юридической фирмы «ЮРЕК-ЛТД», на каковом посту пробыл до сентября 1997 года. В декабре 1998  он уже советник председателя правления банка «Аваль», в сентябре 2001 – министр экономики АР Крым, в январе 2003 – первый заместитель председателя Национального банка Украины (НБУ), с июня 2004 по январь 2005 – и.о. председателя НБУ.

 

С сентября 2005 по август 2006 Яценюк – министр экономики в правительстве Юрия Еханурова, одновременно возглавляя комитет Украина – ЕС, с сентября 2006 по март 2007 он – первый зам. руководителя Секретариата президента Украины. А 21 марта 2007 года Верховная Рада Украины 426 голосами (из 450) утвердила предложенную президентом Ющенко кандидатуру Арсения Яценюка на должность министра иностранных дел Украины. Случилось это после того, как та же Рада отправила в отставку бывшего министра иностранных дел Бориса Тарасюка и дважды отказывалась утвердить на этот пост кандидатуру Владимира Огрызко.

 

О Яценюке уже тогда говорили, что он умеет ладить со всеми политическими силами. Выступая 21 марта в Раде, он сделал упор на приоритете экономики во внешней политике. Будучи сторонником евроинтеграции Украины, он в то же время неизменно подчеркивает важность стабильной и предсказуемой политики в отношениях с Россией. На последних выборах в Раду он шел третьим номером в списке НУНС, после лидеров блока Луценко и Кириленко. И уже сейчас некоторые политологи говорят, что Яценюк – будущий кандидат в президенты Украины. Это совсем не исключено, хотя не ясно, произойдет это уже в конце 2009 года или пятью годами позднее.

 

А теперь вернемся к нынешнему политическому процессу в Украине. 5 декабря Яценюк, в соответствии с коалиционным соглашением, внес на рассмотрение президента кандидатуру премьер-министра – Юлии Тимошенко. По Конституции у президента есть 15 дней на раздумья, но Ющенко уже на следующий день внес в парламент представление о назначении Тимошенко премьером. Не надо только думать, что он так рад этому назначению. Напротив, как сообщают СМИ, руководителям обоих «оранжевых» блоков – Луценко с Кириленко и Тимошенко с Турчиновым – пришлось целый день убеждать президента пойти на этот шаг. Ющенко опасается, что, став премьером, Тимошенко лишит его власти.

 

Здесь мы подходим к центральному нерву современной украинской политики. Как известно в конце 2004 года президентские выборы в Украине в результате массовых фальсификаций со стороны партии регионов Януковича ввергли политическую ситуацию в стране в ступор. Выход из кризиса был найден в пакетном соглашении, по которому был назначен (беспрецедентный случай в истории!) третий, «сверхплановый», тур выборов при одновременном сокращении полномочий президента: часть его полномочий переходила к избранному парламентом премьер-министру. А в самом начале 2007 года Верховная Рада голосами депутатов от так называемой антикризисной коалиции во главе с Януковичем и, что важно, также голосами БЮТ был принят «Закон о Кабинете министров», которым полномочия президента еще более ограничивались.

 

Теперь коалиционным соглашением между НУНС и БЮТ предполагается принятие нового закона о Кабинете министров, которым предусматривалось бы сокращение полномочий премьер-министра в пользу президента. Ющенко настаивал, чтобы этот закон был Радой принят до избрания премьер-министра, опасаясь, что в противном случае Тимошенко, получив вожделенный пост, не будет гореть желанием голосовать за уменьшение собственных полномочий. У Тимошенко еще больше оснований полагать, что после принятия этого закона партнеры по коалиции прокатят ее при голосовании ее кандидатуры в премьер-министры. Мы писали в предыдущем номере газеты, в НУНС есть ряд депутатов, которые не хотели бы видеть ее на этом посту. А ведь достаточно, чтобы двое из них проголосовали против или просто не явились на голосование, и ее кандидатура не пройдет. В общем, учитывая все обстоятельства, означенный выше квартет и уговорил Ющенко согласиться на выдвижение Тимошенко до принятия закона о Кабинете министров. Я все же думаю, что она свое обещание голосовать за это закон сдержит.

 

Не совсем понятно, на что даже в этом случае рассчитывает Ющенко. Закон, о котором речь, может быть принят только конституционным большинством, почему в свое время Януковичу для принятия подобного понадобились голоса депутатов от БЮТ. Где думает Ющенко набрать 301 голос, непонятно. Партия регионов может проголосовать за этот закон, если рассчитывает на следующих президентских выборах провести своего кандидата, что достаточно сомнительно.

 

Во вторник 11 декабря в Раде должно состояться голосование по кандидатуре Тимошенко в премьер-министры. Но наблюдатели отмечают, что  оптимизм Юлии Владимировны в связи с предполагаемым ее избранием на этот пост изрядно поугас. Даже если все 227 коалиционеров 11 ноября отдадут голоса за нее, большой радости это ей не доставит. 3 ноября в кулуарах съезда БЮТ она выразилась так: «Когда не знаешь, кто из тех семи человек отзовет свою подпись, когда не знаешь, кто еще начнет работать на теневые политические расписания, безусловно, оптимизма становится меньше». Семь человек, о которых она говорит, – это те депутаты от НУНС, которые выступают против ее кандидатуры. А в выступлении на самом съезде она сказала еще определеннее: «Зачем работать в правительстве, которое будут дискредитировать со всех сторон, если можно подождать два-три года и показать высокий класс политической команды?»

 

Действительно, ближайшие годы в Украине обещают быть нелегкими. И работать премьером в таких условиях, при ненадежной поддержке в парламенте, означает гарантированную дискредитацию. Не лучше ли поступить по-Высоцкому: «Пусть пробуют они, я лучше подожду!» А через полтора-два года явиться на президентские выборы – в ореоле мученицы, преданной бывшими союзниками, и ничем не запятнанной… 11 ноября мы, возможно, узнаем, по какому сценарию пойдет развитие событий в Украине. Но важно подчеркнуть: любой из двух вероятных сценариев, как бы нас не огорчали те или иные их детали, не выходят за рамки демократического процесса.

 

А 5 января 2008 года пройдут досрочные президентские выборы в Грузии. За 4 года после «революции роз» командой нынешнего президента Грузии Михаила Саакашвили проведены серьезные реформы, даже по признанию нынешних его противников заметно улучшен материальный уровень жизни населения. Но начинать им пришлось с такой нищеты, что уровень жизни все еще очень низок, а серьезные реформы не могли не задеть некоторые слои населения. Все это, а, возможно, еще и «подогрев» извне, привело в начале ноября к массовым акциям протеста. Саакашвили, оскорбленный, видимо, в лучших чувствах – я, дескать, столько для вас сделал, а вы, неблагодарные,... – на шестой день протестов прибегнул к жесткому разгону митингующих, а также к закрытию использовавшейся оппозицией телекомпании «Имеди», что оправдывалось «призывами к насилию и к свержению власти», якобы передававшимися в ее эфире.

 

Но если бы она была просто закрыта – она была разгромлена, что уже ничем ни объяснить, ни оправдать нельзя. 7 декабря вступило в силу решение городского суда Тбилиси об отмене принятого им же 8 ноября решения об аресте имущества телекомпании. Персонал компании после осмотра оборудования объявил, что вещание будет восстановлено ориентировочно 10-11 декабря, но только на Тбилиси и окрестности. Вещание на все регионы Грузии и за рубеж пока невозможно из-за того, что часть дорогостоящей аппаратуры повреждена, а часть техники и архива пропала. В частности, повреждены центральная студия эфирного вещания, техника, передающая телесигнал на спутник, часть компьютеров. По словам представителей «Имеди», «власти намерены возместить ущерб» телекомпании. Но предвыборная компания идет полным ходом, а оппозиция все еще лишена важного средства агитации!

 

И все же положению грузинской оппозиции весьма даже может позавидовать оппозиция некоторых соседних стран (не будем показывать пальцем). На 9 ноября ЦИК зарегистрировал всех сколько-нибудь значимых кандидатов в президенты от оппозиции (тех, кто смог представить не менее 50 тысяч подписей в свою поддержку). Всего их оказалось 6, в том числе – беглый олигарх Бадри Патаркацишвили, против которого возбуждено уголовное дело по обвинению в попытке организации государственного переворота. Известно, что он финансировал и продолжает финансировать оппозицию. 6 декабря группа лидеров объединенной оппозиции Грузии по приглашению британских парламентариев вылетела в Лондон. Там они, помимо встреч с парламентариями, проведут встречи с грузинской диаспорой в Англии, а также с Патаркацишвили, с которым «проведут консультации о тактике оппозиции в предвыборный период».

 

Михаилу Саакашвили все это тоже вряд ли нравится, но приходится терпеть. Ему и без того досталось за его художества начала ноября, некоторые западные почитатели и вовсе от него отвернулись. Хочешь принадлежать к западной (не суверенной) демократии – соответствуй! Не можешь – уступи место другому. Никто на Западе за Саакашвили цепляться не намерен: знают, с ним или без него Грузия уже не свернет со своего пути. А он, думается, получил хороший урок.

 

А вы что-нибудь слышали о предстоящих президентских выборах в Узбекистане? Скорее всего, ничего. А они состоятся раньше грузинских (см. колонку мировой прессы на этой странице). Но все тихо, как в мышиной норе: Исламу Каримову, пошедшему на наглое попрание Конституции страны, огласка ни к чему.

 

Я не касался в данной статье российских выборов 2 декабря, ибо мы достаточно говорили о них в других материалах номера. Но вот что я все же вынужден отметить. Известно, что все западные, а также независимые российские наблюдатели на этих выборах оценили их как несправедливые, недемократические, не соответствующие европейским нормам, да и самим российским законам. Исключение составили миссии наблюдателей от СНГ и ШОС (Шанхайской организации сотрудничества, в которую входят Россия, Китай и среднеазиатские «демократии»). И те, и другие «ничего такого не заметили». Заместитель генсека ШОС Гао Юйшэнем, глава миссии этой организации, на пресс-конференции в Москве отметил, что выборы в Госдуму «были легитимными, свободными, открытыми и соответствовали требованиям закона РФ и международным обязательствам». Он добавил, что «ШОС уже направляла наблюдателей на выборы в Казахстан, Таджикистан. В декабре мы планируем присутствовать на парламентских выборах в Киргизии и президентских в Узбекистане». Конечно, везде выборы «были легитимными, свободными» и т. д.

 

В числе наблюдателей в Узбекистане от ШОС и СНГ будут, естественно, и представители России. Я предлагаю устроить тотализатор на предмет: обнаружат они, что Каримов избран на третий срок президентом (а что он будет избран, сомнений нет) вопреки Конституции Узбекистана или нет?

 

Да, чуть не забыл еще об одних выборах, точнее – референдуме (с легкой руки «Единой России» эти понятия начинают у меня уже путаться*). В тот же день, когда в России проходили выборы в Думу, в Венесуэле состоялся инициированный президентом этой страны Уго Чавесом референдум, направленный на еще большее усиление президентской власти и, в частности, на исключение из Конституции пункта, ограничивающего пребывание президента на его посту двумя сроками. Чавес, предвкушая успех, уже говорил о том, что намерен править Венесуэлой до 2050 года.

 

Но в итоге Уго ждал конфуз: для одобрения его реформы избиратели не додали ему одного с маленьким хвостиком процента голосов. Всего одного процента! Просто возмутительно: где были члены участковых комиссий, куда смотрела ЦИК?! И что же, в Венесуэле совсем нет административного ресурса? Какое убожество!

 

Хорошо написала об этом в редакционной статье 4 декабря «The New York Times»: «В воскресенье два наиболее заметных и проблемных авторитарных лидера в мире получили разную оценку избирателей. Российский президент Владимир Путин превратил парламентские выборы в референдум в свою поддержку и с помощь циничных манипуляций одержал значительную победу, уничтожив остатки независимости в Думе и в российской политике. В то же время в Венесуэле последняя и наиболее откровенная попытка президента Уго Чавеса взять всю власть в свои руки встретила сопротивление участников голосования… Кто бы мог подумать, что Чавес будет выглядеть лучше, чем Путин – уважаемый во всем мире лидер одной из ведущих промышленных стран?»  

 

Вот мы и приходим к выводу: два мира – два гарнира. Чавес, какой он ни диктатор, находится в орбите западного мира и вынужден волей-неволей действовать «по правилам». Каримов находится в орбите другого мира, и плевать он хотел на любые «правила», включая собственную Конституцию. Коллеги по этому миру и «не заметят» ничего.

 

Украина и Грузия стремятся стать частью западного мира, и это заставляет их власти тоже действовать «по правилам», а если случается выйти из них, как это сделал Саакашвили, быстренько возвращаться назад.

 

Россия, видно, считает, что она выбрала «третий путь»: делать вид, что действует «по правилам». Не пошел же Путин, подобно Каримову, на открытое нарушение Конституции. Да вот, не оценил Запад. Не совал бы свой сопливый нос – можем и откусить…

 

Кстати, я не согласен с сонмом пророков, которые пророчат, что Путин, якобы ощущая, что ситуация в России идет едва не к краху, поспешит после марта 2008 года уйти из руководства страной куда подальше. Не похоже на то. В этом случае он не использовал бы любой случай, чтобы нахамить Западу, чтобы испортить отношения с западными странами. Элементарная осторожность его бы остановила: глядишь, спасаться придется в том же Лондоне  – не в Иране же…

 

Нет, он собирается править и дальше. В каком качестве? А вот – последние дни с подачи «Эха Москвы» эксгумируется вариант с переходом его на пост президента Союза России и Белоруссии. Возможно, это не последний вариант. Ждать осталось недолго.

 

Не бойтесь, россияне: царь вас не покинет…

 

И. Зайдман

 

* Не подумайте, что слова «путаться» и «Путин» – одного корня.