Выборы в Грузии

Грузия на перепутье

5 января в Грузии прошли досрочные президентские выборы, но грузинская драма на этом, похоже, не закончилась. Попытаемся проследить за ходом ее развития по откликам мировой прессы.

13 ноября Энн Эплбаум в статье «Грузинский скачок назад» в «The Washington Post» писала: «Всего за одну неделю президент Грузии Михаил Саакашвили причинил больше вреда американской идее "содействия демократии", чем мог бы причинить десяток таких деятелей, как Первез Мушарраф. В конце концов, от Пакистана никто многого не ждал в плане демократии. Однако удивительно многого ждали от маленькой Грузии – клановой гористой страны, которая как бы вклинилась между Россией и Турцией. Но теперь эти ожидания растаяли в облаках слезоточивого газа, который Саакашвили приказал применить на улицах Тбилиси, чтобы разогнать уличные демонстрации в прошлую среду… Тот факт, что Джордж Буш вообще никак не прокомментировал события в Грузии на этой неделе, – это позор.

За последние несколько лет Грузия достигла многого – инвестиции растут, экономический рост на подъеме, инфраструктура оправляется от постсоветского краха – однако традиция мирной смены власти еще не установилась. Демократия формируется не в один момент: революция – и алле-гоп! – все изменилось. Это курс развития, который Грузия еще не завершила. Понятно, что география страны не слишком подходит для мирной эволюции к демократии. Без сомнения, путинский режим использовал все имеющиеся в своем распоряжении инструменты, чтобы подорвать положение Саакашвили: от экономических бойкотов до сепаратистских движений и военных угроз. Тем не менее, со стороны Саакашвили обвинять всю политическую оппозицию – критически настроенных журналистов, уличных демонстрантов и всех остальных – в сотрудничестве с Россией – неубедительно. Кроме того, какие бы у тебя ни были проблемы, их вряд ли можно решить, разгромив телеоборудование.

По иронии, все это похоже на тревожное эхо ошибки, допущенной другим американским президентом, не так уж давно в той же части мира. Все 1990-е годы снова и снова Билл Клинтон говорил Борису Ельцину, что тот – демократ. Даже когда Ельцин расстрелял парламент, возродил КГБ и начал репрессивные процессы, которые привели к избранию его преемником Владимира Путина, американское правительство, говоря о России, продолжало использовать слово "демократия" и "свободные рынки", надеясь, что все, в конце концов, наладится. Не наладилось. Выбирать демократических "друзей", похоже, не легче, чем выбирать лошадку, которая придет первой. Было бы лучше, если бы мы укрепляли институты, а не эго».

В том же номере «The Washington Post» продолжила тему редакционной статьей «У США нет причин терпеть Саакашвили»: «Грузия в последние несколько лет привлекала внимание, гуманитарную помощь и патронаж администрации Буша в основном благодаря тому, что приняла либеральную демократию. Грузинская "революция роз" была примером для других бывших советских республик, в то время как очевидные усилия России по запугиванию и подрыву зарождающегося правительства обеспечили Грузии широкое сочувствие. Одним поспешным и ненужным шагом грузинский президент Михаил Саакашвили безрассудно утратил большую часть доброго расположения… Обещание Саакашвили провести президентские выборы неадекватно: намного важнее ускорить выборы в парламент, которые позволят оппозиционным партиям получить больше влияния. США должны предложить помощь и обучение ответственным оппозиционным организациям и содействовать развитию большего количества независимых СМИ. Саакашвили должен понимать, что он стоит перед жестким выбором: либо продолжить строить демократию, либо его страна будет изолирована от Запада».

13 ноября, британская «Gerald Tribune» напечатала статью Нино Джапаридзе, докторанта Оксфордского университета, и Джоба Си Хенинга, старшего научного сотрудника Центра изучения института президентства, под характерным заголовком: «Хватит с нас сильных президентов», где говорится: «После недели протестов в Тбилиси Михаил Саакашвили допустил вопиющую ошибку, применив силу для расчистки улиц от митингующих… Если бы в Грузии действительно была попытка заговора, к настоящему моменту Саакашвили наверняка бы поделился новыми деталями. Несколько разговоров между лидерами оппозиции и чиновниками российского посольства на заговор не тянут… Коренная проблема заключается в том, что сильная президентская система не подходит Грузии. Это продемонстрировал не только нынешний кризис, но и культ личности предыдущего президента, Эдуарда Шеварднадзе, который замедлил процесс становления политических институтов, и поляризирующее правление его предшественника Звиада Гамсахурдии, подтолкнувшее страну к гражданской войне. Саакашвили лишь усилил эти проблемы, создав еще более сильную исполнительную власть… Истинный путь к стабильности лежит не через досрочные президентские выборы, а скорее через парламентские выборы весной 2008 года. Тогда новый парламент сможет провести дебаты по системе правления Грузии и, возможно, внесет поправки в конституцию, чтобы пересмотреть нынешнюю президентскую систему».

19 ноября Стефан Тейл в статье «Выступления против „топ-менеджера“ Грузии», опубликованной в американском еженедельнике «Newsweek» сообщал: «С тех пор как сразу после грузинской "революции роз" в 2003 году Михаил Саакашвили вознесся к власти, он выполняет работу, которой мало кто позавидует. В его длиннейший перечень повседневных дел входят такие задачи, как строительство демократии в стране, которая по всем приметам была "государством-неудачником", возврат под контроль двух отколовшихся областей, которые поддерживает соседняя Россия, спасение экономики от последствий торгового эмбарго Москвы, а также "распахивание дверей" страны перед НАТО и Западом. Этого более чем достаточно – но Саакашвили также проводит самый радикальный в мире эксперимент в области экономических реформ. На позапрошлой неделе Саакашвили, так сказать, уронил на землю все, чем жонглировал… 

Когда Саакашвили, 39-летний юрист с дипломом Колумбийского университета, в 2004 году пришел к власти, годы автократии и гражданской войны превратили Грузию – нищее карликовое государство Кавказа – в очаг коррупции и преступности. Институты социальной сферы рухнули, жители покидали страну толпами. Новое руководство взялось за борьбу со взятками, преступностью и чрезмерной бюрократизацией. В некоторых случаях методы применялись крайние. Алчные полицейские берут взятки? Новый министр внутренних дел уволил весь штат сотрудников дорожной полиции – 16 тыс. человек. Экономика отягощена бюрократией? Более 1000 видов разрешений отменены, 40% госслужащих уволены. Налоги слишком высокие? Из 22 видов налогов осталось только 7. После того, как был введен единый подоходный налог, составляющий всего 12%, доходы государства от сбора налогов выросли на 220%. Вот результаты: с 2003 года ВВП вырос втрое, а количество фирм – вчетверо. Саакашвили действовал как жесткий, но справедливый топ-менеджер. Естественно, реформы вызвали недовольство ряда граждан… Однако эти акции протеста не были второй серией "революции роз": молодые жители Грузии и представители среднего класса в них не участвовали, поскольку реформы в целом идут им на пользу…

Несмотря на протесты, приватизация была стремительной и, по словам иностранных наблюдателей, поразительно прозрачной и продуманной. Темпы экономического роста в нынешнем году составляют 14% – дело просто кипит, а объемы иностранных инвестиций побили мировой рекорд – они равняются 25% ВВП. В рейтинге Всемирного банка, оценивающего страны по тому, насколько легко или трудно в них вести бизнес, Грузия в 2007 году взлетела с 112-го места на 18-е (среди 178 стран), обогнав Южную Корею, Францию и Германию. Это самый крупный рывок, зафиксированный Всемирным банком.

Сможет ли Саакашвили сделать так, чтобы Грузия не отклонилась с заданного курса? В политическом отношении Грузия была редкостным феноменом – форпостом Запада и демократии в регионе, где господствуют Россия, Иран и авторитарные режимы Центральной Азии. В экономическом отношении успехи грузинских реформ стали планкой для других малоразвитых стран. В стратегическом отношении черноморские порты Грузии и новенькие трубопроводы – единственный путь доставки центральноазиатского экспорта, преимущественно нефти и газа, в обход России и Ирана. Если грузинский эксперимент сорвется, это станет трагедией не только для грузин, но и для всего региона».

3 января «Итар-ТАСС» опубликовал сообщение: «В 2007 году грузинская демократия двигалась "в неверном направлении", констатирует американская правозащитная организация Freedom House, которая ежегодно проводит мониторинг демократических процессов во всем мире. Если в 2006 году по семибалльной школе Грузия получила оценку в 3 балла по обоим показателям (при этом 7 баллов считается низшей оценкой), то в 2007 году она снизилась до 4 баллов. Грузия продолжает оставаться лишь "частично свободной" страной. "Не отвечает демократическим стандартам и ситуация в области СМИ, для которых характерно отсутствие баланса в освещении новостей большинством телеканалов, отдающих подавляющую часть новостного времени Саакашвили“. В то же время и самой оппозиции еще предстоит доказать, "способна ли она предложить обществу разумную политическую альтернативу"».

4 января Кристина Зиндер в статье «Грузинский президент вдохновился методами Путина» в швейцарской «Le Temps» высказала мнение: «Грузия оказалась в ситуации, близкой к российской: Михаил Саакашвили, как кажется, вдохновляется методами Владимира Путина, которого он вовсе не любит, широко прибегая к использованию административного ресурса. Сторонники Саакашвили практикуют запугивания, чиновников "настоятельно просят" голосовать правильно».

6 января в 19-54 мск. сайт «Newsru.com» в информации «Грузия на грани второго тура» сообщал: «Кандидат в президенты Грузии от правящей партии Михаил Саакашвили после подсчета ЦИК голосов избирателей на 1048 из 3600 участков набрал 50,13% голосов, а кандидат от объединенной оппозиции Леван Гачечиладзе 25,08 % голосов. Ранее, по итогам подсчета голосов на 819 участках, сообщалось, что Саакашвили набирает 48,5% голосов, что подразумевает проведение второго тура выборов… Большим шагом на пути развития демократии считают международные наблюдатели прошедшие 5 января в Грузии президентские выборы. Об этом в воскресенье на брифинге заявил глава миссии международных наблюдателей, американский конгрессмен Элси Гастингс. Миссия Украины по наблюдению за досрочными президентскими выборами в Грузии также дала положительную оценку внеочередным президентским выборам в Грузии».

В 17-18 того же дня на сайте МИДа РФ опубликовано сообщение «Мид России не согласен с оценками о „триумфе грузинской демократии“», в котором говорится: «От средств массовой информации, НПО и представителей оппозиции поступали и продолжают приходить сообщения о многочисленных нарушениях избирательного законодательства со стороны властей. Это не явилось неожиданностью, если учесть характер всей предвыборной кампании, которую едва ли можно назвать "свободной и справедливой“».

8 января орган немецких деловых кругов «Das Tagesblatt» печатает статью Георга Ватцлавека «Свободные, но не честные», где о выборах в Грузии говорится: «По сравнению с другими выборами в регионе (включая Россию) выборы действительно были относительно свободными. Но честными они не были. Саакашвили и его технократы-реформисты в полной мере воспользовались находящимся в их руках административным ресурсом… Для того, чтобы Саакашвили получил поддержку большинства, открытой подтасовки результатов голосования и не требовалось. Но была ли поддержка на самом деле, не доказано, несмотря на то, что иностранные наблюдатели – в отличие от ситуации с парламентскими выборами в России – имели доступ к избирательным участкам. Заставляет задуматься тот факт, что Саакашвили занял лишь второе место в Тбилиси, когда как в удаленных от центра регионах за него проголосовали от 70 до 90% избирателей… Саакашвили больше не удастся руководить страной в своем стиле, отрицающем любой диалог. В ближайшее время это негативно скажется на стабильности и темпе реформирования страны. Но в будущем лишь таким образом удастся укрепить демократию. А в качестве гарантии против влияния России действует НАТО: большая часть населения страны и оппозиция также хотят интеграции в Североатлантический альянс. НАТО не должно лишать такого шанса Грузию».

10 января Флориан Хассель в статье «Результаты выборов в Грузии в значительной мере фальсифицированы», опубликованной в «Frankfurter Rundschau» пишет: «По заявлениям представителей оппозиции, они располагают детальными доказательствами массовой подтасовки результатов выборов в пользу Саакашвили и не признают его официально объявленную победу. "В нашем распоряжении находится более сотни избирательных протоколов, которые доказывают, что около 110 тыс. голосов – это почти 6% от общего числа голосов – были приписаны в пользу Саакашвили", – заявила в интервью FR Тина Хидашели из Объединенной оппозиции, кандидатом от которой шел Леван Гачечиладзе. "Только благодаря этим подтасовкам Саакашвили удалось преодолеть 50-процентный барьер". Глава комиссии наблюдателей ОБСЕ, немецкий дипломат Дитер Боден подтвердил в беседе с FR "грубые нарушения, небрежность и факты умышленной фальсификации при подсчете голосов, о которых сообщали и наши наблюдатели". По его словам, в самой избирательной комиссии творится "хаос"… Руководство Центральной избирательной комиссии впервые признало факт существования серьезных нарушений… По словам Бодена, когда ОБСЕ на следующий день после выборов дала позитивную оценку выборам в Грузии, на тот момент "значительные нарушения еще не были выявлены"… В очевидной попытке откреститься от обвинений в фальсификации и расколоть оппозицию, Саакашвили предложил отдельным представителям оппозиции войти в новое правительство. Оппозиция ответила отказом».

В то же время в статье сообщается: «В Центризбирком входят 6 представителей оппозиции и 6 сторонников правительства, 7-й голос имеет Леван Тархнишвили, доверенное лицо Саакашвили. Тархнишвили настаивает на демократической победе своего босса с показателем 52,2. Но почему же не слышно голоса представителей оппозиции в ЦИК?

В тот же день, 10 января, по сообщению агентства «Интерфакс», «представители предвыборного штаба кандидата в президенты Грузии от объединенной оппозиции Левана Гачечиладзе на пресс-конференции в Тбилиси представили журналистам факты фальсификации результатов состоявшихся 5 января президентских выборов». Перечислив ряд конкретных нарушений, один из этих представителей депутат парламента Каха Кукава сказал: «"Фальсификация результатов выборов осуществляется в ЦИК, под непосредственным руководством ее председателя Левана Тархнишвили". Кукава заявил, что соответствующие иски по фальсификации выборов будут внесены в суды». Все это замечательно, но возникает все тот же вопрос: где при этих фальсификациях были 6 членов ЦИК от оппозиции (из общего числа 13)?

Другое сообщение «Интерфакса» от того же дня касается заявления Дитера Бодена газете «Frankfurter Rundschau». Медиа-аналитик миссии Кузел на встрече с журналистами заявил: «Высказывания господина Бодена были опубликованы не полностью, вырваны некоторые утверждения из контекста, и мы будем с этим разбираться. Что касается нашей оценки выборов – мы не меняем позицию, высказанную в предварительном отчете на следующий день после голосования». 

Позднее в тот же день было сообщено, что оппозиция получила на Общественном телевидении страны прямой эфир, которого она добивалась, угрожая голодовкой своих активистов. Также выступивший в телеэфире сам главный кандидат от оппозиции Леван Гачечиладзе сообщил, что накануне состоялась его встреча с Михаилом Саакашвили. В результате всех этих мероприятий каждая из сторон осталась на своих позициях.

В ночь на 11 января председатель ЦИК Грузии Леван Тархнишвили обнародовал полные предварительные итоги выборов: Михаил Саакашвили заручился поддержкой 53,32% избирателей. За Гачечиладзе проголосовали 25,26% избирателей. Поэтому ни о каком втором туре речи быть не может. Гачечиладзе пообещал различные акции протеста оппозиции, но исключительно мирные.

11 января ЦИК Грузии обнародовал предварительные данные проводившегося параллельно с президентскими выборами референдума по вопросам – «Желаете ли Вы вступления Грузии в НАТО?» и «Желаете ли Вы, чтобы выборы в парламент Грузии были проведены весной нынешнего года?» По первому вопросу положительный ответ дали 72,5%, а по второму – 69,8%. Ответ на первый вопрос таким и ожидался, а по второму вопросу избиратели позволили себе не согласиться со своим президентом, по инициативе которого выборы в парламент были перенесены на осень 2008 года.

Выступивший в тот же день в эфире «Эхо Москвы» помощник госсекретаря США Мэтью Брайза сказал: «Вступление Грузии в НАТО, чего так очевидно хочет население, будет зависеть от успеха осуществления тех критериев, которые необходимы для членства в НАТО. Что касается первого круга критериев – реформы сектора безопасности и обороны, то там Грузия справляется. Вторая категория – это демократическая реформа, права человека… Грузия проходит через сложный период, испытания действия своей демократии. События 7 ноября – это не позитивное событие. Мы надеялись, что будут свободные и справедливые выборы и почти готовы сказать, что так и было... Парламентские выборы весной будут важным сигналом относительно того, как Грузия возвращается к тому, чтобы выполнять эти критерии НАТО». При всей словесной эквилибристике, ясно: в ноябре в Грузии произошел откат процесса демократизации, а на выборах 5 января тоже имели место нарушения, хоть и не столь грубые, как в иных местах.

Отметим еще, что 11 января Флориан Хассель на страницах «Frankfurter Rundschau», а также в эфире «Эхо Москвы» отмел все обвинения в искажении им позиции главы миссии ОБСЕ Дитера Бодена. Интересно другое. Имея в виду нарушения во время выборов, он сказал: «Установить все это могут только опытные наблюдатели, в идеале – владеющие языком страны, которые месяцами отслеживают события предвыборной кампании, ход голосования и подсчета голосов. В Грузии присутствовали 28 долговременных и 300 "залетных" наблюдателей, не владеющих обстановкой и в большинстве случаев не знающих ни грузинского, ни русского языка… ОБСЕ следовало бы развивать долговременное наблюдение и бесповоротно отказаться от кратковременных наблюдателей».

Золотые слова, но интересно проверить, сказал ли их господин Хассель вовремя – когда Москва резко ограничила число наблюдателей от ОБСЕ и время их пребывания в стране в преддверии последних выборов в Госдуму России, а затем еще и тянула до последнего с выдачей виз наблюдателям? В итоге, если помнит читатель, ОБСЕ вообще отказалась от посылки своих наблюдателей в Россию. А в пользу Грузии говорит то, что помимо названных Хасселем наблюдателей от ОБСЕ, на выборах 5 декабря присутствовало множество наблюдателей от других международных организаций, и их число, а также время пребывания в стране никто не ограничивал.

И. Давидович