Массовое сознание

 

ТОТАЛИТАРНАЯ  ПСИХОЛОГИЯ:

ЛЕГКО ЛИ РАЗРУШИТЬ СОЗНАНИЕ?

 

В начале декабря прошлого года в СМИ Германии появились сообщения о том, что в правительственных кругах всерьез рассматривается вопрос о запрете на территории страны деятельности Церкви саентологии. После встречи министра внутренних дел страны с руководителями соответствующих ведомств  шестнадцати германских земель было подтверждено, что саентология несовместима с германской конституцией.

 

Некоторые представители немецких органов внутренних дел особо подчеркнули, что эта организация использует в своей деятельности «криминальные методы».

 

Весьма символично и то, что параллельно с этим обсуждалась (в который уже раз!) и возможность запрета партии НДПГ, а также лишение некоторых других  национал-патриотических объединений, близких, как подчеркивалось, к «экстремистской сцене», государственного финансирования.

 

Забегая вперед, замечу, что к этой символической и на первый взгляд неоднородной  «связке»  нам еще предстоит вернуться.

 

А пока  несколько слов о саентологии как таковой.

 

«Церковь сайентологии» была создана в США в 1954 году писателем-фантастом Роном  Хаббардом и признана религиозной организацией 20 лет спустя.

  Рон Хаббард

Сам термин «саентология» последователи Церкви расшифровывают как «изучение знания» (в английском языке термин «саентология» обычно употребляется как «наукообразие»). Первоначально Хаббард пытался подать свою «дианетику» как науку о душевном здоровье человека, но, встретив полное неприятие со стороны ученых, вынужден был дать ей религиозное «прикрытие».

 

Саентологи всячески пытаются придать своему учению оттенок «научности»: их литература насыщена самодельными наукообразными специальными терминами и сокращениями (своего рода «новояз»), используются при этом и компьютерные методы, тесты, графики и т.д.

Однако никакой подлинной науки в учении Хаббарда нет. Все сводится к штудированию догматов, изложенных в книгах основателя Церкви. Любое письменное или устное слово Хаббарда почитается «священным писанием».  Реально саентология – это смесь из популярной психологии, черной магии, оккультизма и научной фантастики, помноженная на беспрекословную веру  в непогрешимость отца-основателя.

 

Основной догмат саентологии состоит в том, что мир обречен на уничтожение, а следование дианетике единственно возможный путь к спасению человечества. Это может быть достигнуто  путем удаления из сознания человека неких чувствительных записей болезненных событий, так называемых «инграмм», которые рассматриваются как помеха решению жизненных проблем и причина всех психологических проблем. Результатом такого «очищения» сознания по мысли саентологов должен стать индивидуум со сверхчеловеческими способностями, свободный от каких-либо физических и умственных расстройств, так называемый «клир».

 

Нетрудно догадаться при этом, что речь идет ни о чем ином, как о программировании человеческого сознания.

 

Любопытны и некоторые штрихи из биографии и самого Р. Хаббарда (1911-1986), опубликованные еще при его жизни в различных американских и других зарубежных изданиях.

К примеру, после войны он принимал активное участие в деятельности одной из сатанинских сект, основателем которой был известный сатанист Алистер Кроули. У него перенял Хаббард во многом идеи построения своей псевдорелигиозной системы.

 

Весьма плодотворной оказалась возникшая у него чуть позже идея зарабатывать на своей религии деньги. Не раз власти Германии, Англии, Франции, Греции обвиняли саентологов в манипулировании сознанием ее членов с целью наживы. К примеру, постановлением Лондонского Верховного суда в 1984 году Р.Хаббард был объявлен «типичным шарлатаном».

 

В 1985 году Внутренняя служба расследований США занялась финансовыми мошенничествами Хаббарда. При этом от уголовного преследования его «спасла» только смерть в 1986 году.

 

Еще ранее, в 1978 г. Хаббард приговаривается во Франции к тюремному заключению и денежному штрафу за мошенничество, но избегает наказания бегством из страны. Из не очень богатого писателя Р. Хаббард к концу жизни превратился в мультимиллионера с состоянием 640 миллионов долларов.

 

С тех пор его адепты существенно продвинули псевдорелигию отца-основателя «в массы», опутав своей организацией чуть ли не весь мир.

 

Не сегодня и не вчера столкнулось западное общество с проблемой, появившейся, к примеру, в России лишь в последние 15-20 лет: с интенсивным и массовым освоением асоциальными личностями такой ниши для преступной деятельности как психика и душа человека.

 

Психика любого человека, если он недостаточно владеет ее механизмами и закономерностями, плохо понимает, не осознает достаточно отчетливо, что именно с ним происходит в конкретной жизненной ситуации, чрезвычайно уязвима для различных методов психологического насилия и психологической эксплуатации. Если учесть реальный уровень психологической грамотности, защищенности и «вооруженности» значительной части населения методами психологического сопротивления, то становится ясной правота ряда специалистов по тоталитарным религиозным культам, которые утверждают, что жертвой манипуляторов и их организаций может стать любой человек.

 

Происходит это в форме организации различного рода групп, обещающих своим приверженцам самые желанные и ценные для них блага – духовные, материальные, социальные – в обмен на полное подчинение и поклонение лидеру, идеологии и дисциплине такой группы. Самое существенное, что условие такого обмена не только не предъявляется вербуемому, а, наоборот, тщательно от него скрывается.

 

Не обладающий критическим мышлением и попавший в ловушку подобной группы человек за короткое время подвергается такому воздействию, которое во многих случаях превращает его в безвольный инструмент маниакальных амбиций лидера и его окружения. Полностью подавляется его прежняя личностная идентичность, разрушаются все прежние социальные связи. Все это есть ни что иное, как результат целенаправленной обработки сознания человека для установления полного над ним контроля.

 

Опасной и разрушительной для личности делают такого рода группу не открыто пропагандируемые религиозные верования, политические идеи или «психотерапевтические»  методы (хотя и в них можно обнаружить немало опасных элементов), а то, что группа (назовем ее культ) делает с личностью. Речь идет о многоуровневом обмане, о широком использовании психологического насилия, которое нередко сопровождается физическим и сексуальным насилием, шантажом, вымогательством и т.п.

 

Преступный характер подобных культовых групп весьма хорошо замаскирован и лишь иногда прорывается наружу своими страшными последствиями. История хранит немало таких  примеров. Вот лишь некоторый их перечень: коллективное самоубийство 923 человек, членов Народного храма в Гайане в 1978 году; 88 сожженных приверженцев Дэвида Кореша в Вако  (США) в 1993г.; 53 сожженных членов Храма Солнца в Швейцарии и Канаде в 1994г.; едва не состоявшееся массовое самоубийство «белых братьев» в Киеве осенью 1993г.; 11 жертв и 5000 пострадавших от газовой атаки секты Аум Синрике в Токио в 1995 г.

 

Можно без всяких натяжек сказать, что феномен психологического насилия, осуществляемый не только отдельными религиозными культами, но и некоторыми экстремистскими, в первую очередь, неонацистскими группами, лишний раз демонстрирует возможности современной практической психологии в ее криминальном варианте. Причем вне зависимости от того, имеют ли лидеры таких групп формальную психологическую подготовку или нет.

 

Именно культовая психология лежит в основе такой экстремистской организации как «Хамас»,  систематически производящей смертников-камикадзе.

 

Культовый характер был и основой психологии германского нацизма, делавшего ставку на вполне доступную внушаемость толпы. Эту ее особенность очень тонко подметил в свое время выдающийся немецко-еврейский  психолог, социолог и мыслитель Эрих  Фромм.

 

Вот что он писал в своей книге «Бегство от свободы» (М., «Прогресс», 1990, с.179), характеризуя психологию нацизма: «Сам Гитлер прекрасно осознавал условия, порождающие стремление к подчинению и замечательно описывает состояние человека, присутствующего на массовом митинге. „Массовые митинги необходимы хотя бы потому, что индивид, который становится приверженцем движения, ощущает свое одиночество и легко поддается страху, оставаясь наедине; на митинге же он впервые видит зрелище большого сообщества, нечто такое, что большинству людей прибавляет силы и бодрости. Если он впервые вышел из своей маленькой мастерской или из большого предприятия, где он чувствует себя очень маленьким, и попал на массовый митинг, где его окружают тысячи и тысячи людей с теми же убеждениями, то он сам подается магическому влиянию того, что называется массовым внушением“».

 

Эту же мысль (правда, несколько по-иному) чуть раньше высказывал и французский социопсихолог Гюстав Лебон: «Толпа мыслит образами, и вызванный в ее воображении образ в свою очередь вызывает другие, не имеющие никакой логической связи с первым… Толпа, способная мыслить образами, восприимчива только к образам. Только образы могут увлечь ее или породить в ней ужас и сделаться двигателями ее поступков», – писал он в своей знаменитой «Психологии народов и масс». И далее, характеризуя природу манипуляции сознанием человека: «Могущество слов находится в тесной связи с вызываемыми ими образами и совершенно не зависит от их реального смысла. Очень часто слова, имеющие самый неопределенный смысл, оказывают самое большое влияние на толпу. Таковы, например, термины: демократия, социализм, равенство, свобода и т.д., до  такой степени неопределенные, что даже в толстых томах не удается с точностью разъяснить их смысл».

 

Следует отметить, что некоторыми из этих слов очень ловко манипулировал в своей национал-социалистической риторике и Гитлер.

 

Не вызывает сомнения, что новаторская практика германского фашизма как раз и заключалась в использовании древнего шаманского действия соединять людей в экстазе, используя мощь современной технологии. Достаточно вспомнить нацистские факельные шествия, грандиозные  парады с тысячью знамен местных фашистских организаций, наконец пропагандистский фильм Л. Рифеншталь «Триумф воли», а также массу других зрелищных и звуковых трюков, чтобы придти к выводу: именно при соединении слов со зрительными образами возник язык, с помощью которого большой и рассудительный народ был превращен на время в огромную и бездумную толпу.

 

Так что «связка» c разрушительными религиозными культами, о которой писалось выше, определенно имеет место быть, и не только символическая.

 

В отличие от современной Германии, где осуществляется активная государственная политика по отношению к тоталитарным сектам, основанная на хорошо усвоенных уроках нацизма (саентологи – достаточно красноречивый пример!), Россия еще до сих пор не извлекла опыта из истории собственного 70-летнего тоталитарного культа. Этот «невыученный урок», точнее, нежелание по-настоящему его усвоить, до настоящего времени остается питательной почвой  для возрождения новых культов. При этом отнюдь не только религиозных.

 

Десятки новых националистических культов «заботливо» пекутся о состоянии умов сегодняшней российской молодежи, формируя из некоторой ее части скинхедов, а то и  откровенных приверженцев бесноватого фюрера. Тем временем под лозунгами о возрождении былого величия России ползучая ксенофобия в виде «Русских маршей» с откровенно фашистскими призывами распространяется по стране.

 

Уже давно никого не шокируют снимки, подобные тем, которые воспроизвел сайт «Грани.ру»  4.11.2007 (Анна Карпюк «Нацизм в ходу»). На одном из них  запечатлен ребенок четырех-пяти лет, восседающий на плечах то ли отца, то ли дедушки и вскидывающий по примеру взрослых  руку в нацистском приветствии в ходе нацистского, точнее, «Русского марша».

 

Вам это ничего не напоминает, уважаемый читатель? Ах да, тех, кто уже однажды пережил подобный опыт, остаются считанные единицы. Для многих же молодых это не более чем экзотика.

 

Уже и в прессе заговорили на полном серьезе о моде на нацизм, пришедшей в Россию. Борясь с  отдельными религиозными культами, власть практически не предпринимает ничего для борьбы с культами значительно более опасными, отравляющими сознание молодежи гораздо шире и масштабнее. Более того, националистические идеи очень умело эксплуатируются  ею в свою  пользу.

 

Как уверяют психологи, достаточно лишь трех-пяти участий в митингах, чтобы почувствовать свою зависимость от толпы.

 

Вот тысячные толпы молодежи на стадионе в Лужниках восторженно приветствуют российского президента и молитвенно просят его стать национальным лидером народа, продолжать и далее возглавлять страну. Толпа думает мало: ведь не успев отрешиться от старых советских культов, она готова бездумно поклоняться очередному новому.

 

Не об этом ли явлении писал в уже упомянутой книге Э.Фромм, приводя блистательную цитату из «Братьев Карамазовых» Ф.Достоевского: «Нет у человека заботы мучительнее, как найти того, кому бы передать поскорее тот дар свободы, с которым это несчастное существо рождается»!

 

Тем временем лидер нации, делая жесткие заявления в адрес Запада, использует уже слово «враги», основательно подзабытое со времен сталинизма.

 

А вот и другой свежий пример из нынешней российской действительности. В конце прошлого года в Москве впервые заявило о себе детское движение «Мишки» (название – по аналогии с символом России русским медведем), созданное прокремлевской организацией «Наши». В него вошли дети от 8 до 15 лет, а их вожатыми стали комиссары «Наших». Детей заставляют активно участвовать в прокремлевских акциях. К примеру, на митинге, посвященном  дню рождения В.Путина, дети стояли с плакатами «Спасибо Путину за наше стабильное будущее». Ну, чем не чистая «калька» с известного советского лозунга 30-х годов!

 

По сообщению газеты «Коммерсант», чуть позднее «Мишки» по наущению «нашистов» стояли уже с другими плакатами в виде букв, составивших просьбу к президенту возглавить их движение, дать им «вектор развития». Детям очень искусно внушили, что президент Путин «самый главный „мишка“ России.

 

Факт этот, казалось бы достаточно заурядный для сегодняшней сверхполитизированной атмосферы в стране, заставил вздрогнуть не только педагогов, но всполошил даже политиков. Вот что заявил, к примеру, газете «Коммерсант» (7.12.07 г.) депутат Мосгордумы Евгений Бунимович: «Хочу напомнить, что у нас законодательно запрещено любое принуждение к участию школьников в политической жизни. Тем более это происходило в учебное время. Во все времена в России хватало благоразумия не вмешивать в политику детей. А сегодня это происходит, и это ужасно».

 

Психологи же прямо констатируют: втягивание малолетних детей в политику, манипулирование их сознанием разлагающе влияет на психику не ориентирующегося в общественных реалиях ребенка.

 

Как о курьезном факте газета «Московский Комсомолец» от 11.12.2007. в статье «Путин господень неисповедим. Нижегородские сектанты поклоняются иконе с ликом президента» сообщает, что в деревне Большая Ельня Нижегородской области сектанты молятся на портрет Путина и просят президента спасти Россию от апокалипсиса. Некоторые искренне убеждены, что он ни кто иной, как перевоплотившийся апостол Павел.

 

Впрочем, случай этот назвал бы я не столько курьезным, сколько симптоматическим.

Симптом же, прямо скажем, малоутешительный: слишком высок у среднестатистического российского гражданина порог внушаемости и слишком слаба собственная психологическая защита. Жаль, что не существует соответствующей статистики: было бы очень любопытно взглянуть  цифры!

 

Да и откуда ей взяться, психологической защите, когда пропагандистская машина официальной власти запущена на полную мощность, а президент появляется на телеэкранах с частотой «25-го кадра»! При том, что оппозиции давно и полностью «перекрыт кислород» в СМИ. В этих условиях стать легкой добычей очередного «живого» культа задача столь же простая, как заядлому курильщику нарушить данную самому себе клятву не притрагиваться к табаку.

Как говорится, проверено историческим опытом.

 

Александр МАЛКИН