Борис РАЙТШУСТЕР

С опытом социалистического строительства

 

Визит Ангелы Меркель в Москву, хоть и не имеет строгой повестки дня, событие знаковое. Тем самым она подчеркивает, насколько важны для нее отношения с Россией и насколько они приоритетны.

Но, безусловно, это еще и жест, знак уважения в сторону Медведева. В Германии многие критикуют нынешнюю российскую практику, но и эти люди, как правило, считают, что надо налаживать отношения с новым президентом. Тем более, что во время предвыборной кампании Дмитрий Медведев много говорил о приверженности демократии, о правовом государстве. Но то же самое произносил в свое время и Владимир Путин, дела которого сильно разошлись со словами. Неудивительно, что на Западе опасаются, не окажутся ли и заявления Медведева пустыми фразами.

Чтобы этого не произошло, Запад постарается на сей раз использовать все свое влияние. Тут очень важен прямой контакт, и никто из западных лидеров не справится с этой задачей лучше, чем Ангела Меркель. Ни Саркози, ни Буш не понимают психологию людей бывшего советского пространства, они чистые «западники». Меркель же – бывший гражданин ГДР, выходец из соцлагеря. Она не тот, по выражению Ленина, «полезный буржуйский идиот», которыми были некоторые другие западные лидеры. Как говорят в Германии, то, что Шредеру невозможно было объяснить за неделю, она знает или понимает интуитивно, поскольку все испытала на собственном опыте. И потому может говорить с лидерами постсоветских стран на понятном обеим сторонам языке.

Сегодня она хочет, во-первых, сама понять, что представляет собой Дмитрий Медведев.
 Во-вторых, быть одной из первых, кто станет выстраивать с ним нормальные личные отношения. И, в-третьих, безусловно, надеется на то, что сможет на него влиять в смысле приверженности демократическому курсу.

Вполне вероятно, что у нее это получится, хотя тем
 самым Меркель берет на себя огромную ответственность. Как бывший диссидент, она крайне чувствительна к таким случаям, как арест – да еще и по уголовному обвинению – лидера питерской оппозиции Максима Резника.  Уверен, что пусть и за закрытыми дверями, но она обязательно будет говорить об этом с российскими лидерами.
 
Но если бы западные лидеры с самого начала давали понять Владимиру Путину, что не станут мириться с отступлением от демократических принципов, с нарушениями гражданских прав и свобод, думаю, что российский президент был бы более осторожен. И не дошел бы до тех крайностей, которые мы наблюдаем сегодня.

 

Избранное, 07.03.2008