Тронулся ли лед на Ближнем Востоке?

 

Наши читатели, очевидно, в курсе событий февраля – начала марта на Ближнем Востоке. Палестинцы из сектора Газа стали обстреливать израильскую территорию уже не только самодельными «Кассамами», но и российскими «Градами», видимо, иранского производства. Под обстрелом оказался уже не только многострадальный Сдерот, но и 120-тысячный Ашкелон. Были убитые и раненые. Израиль ответил усилением блокады сектора. Тут же последовали заявления осуждения со стороны международного сообщества. Так, 21 февраля Европарламент принял резолюцию, призывающую Израиль прекратить блокаду сектора Газы. «Изоляция сектора Газы является коллективным наказанием палестинского народа», – сказано в этом документе. О том, что ракетные обстрелы Израиля палестинцами являются коллективным наказанием израильского народа, авторы резолюции как-то не подумали, а главное, они забыли посоветовать Израилю, как же ему обороняться от этих обстрелов.

 

Ну, раз нельзя блокаду, Израиль предпринял в последние дни февраля военную операцию в Газе. Удары наносились избирательно – по мастерским, где собирались ракеты, командным объектам ХАМАСа. Но военные действия на густонаселенной территории не обошлись без жертв среди мирного населения. Снова посыпались протесты. Трогательным было заявление МИД России. В нем «решительно осуждались ракетные обстрелы израильской территории» и даже содержалось требование «немедленного их прекращения», но далее говорилось: «Вместе с тем мы не можем принять, что под лозунгом борьбы с этими террористическими проявлениями снаряды и бомбы обрушиваются на головы мирных граждан, женщин и детей». Стоилo бы, видимо, Израилю пригласить российских военных инструкторов с опытом работы в Чечне – для обучения ЦАХАЛа методам борьбы с террористами, исключающим жертвы среди мирного населения.

 

3 марта Израиль вывел наземные силы ЦАХАЛа из Газы, но было объявлено, что операция будет продолжена до тех пор, пока не прекратятся ракетные обстрелы израильской территории. Действительно, ВВС Израиля продолжали наносить точечные удары по звеньям и базам террористов.

 

6 марта два палестинских боевика совершили теракт в крупной йешиве Иерусалима, в результате которого 8 человек было убито и еще несколько получили тяжелые ранения. Словом, продолжались будни Ближнего Востока.

 

Как вдруг 9 марта что-то изменилось. Израильский Интернет-портал Ynet сообщил, что «Израиль и основные палестинские группировки, действующие в секторе Газа, достигли соглашения о прекращении огня. Перемирие вступило в силу в эти выходные, с начала которых на юг Израиля упала только одна палестинская ракета. В ответ израильская сторона приостановила наземные рейды и авиаудары… Впервые за много недель в небе над Газой не видно ни одного израильского летательного аппарата». По словам источника, стороны настроены продолжать неафишируемые переговоры о нормализации ситуации в секторе Газа, проходящие при посредничестве Египта и Катара.

 

10 марта факт заключения соглашения между ХАМАС и Израилем «подтвердил» президент Палестинской автономии Махмуд Аббас. Лидеры ХАМАС отрицали, что соглашение подписано, но подтвердили, что переговоры через посредников ведутся. Эти новости с Ближнего Востока оживленно обсуждались международной прессой. Но премьер-министр Израиля Эхуд Ольмерт настаивал на том, что никакие переговоры – ни прямые, ни косвенные – с ХАМАС не ведутся. А министр обороны Израиля Эхуд Барак заявил 10 марта, что соглашение о прекращении огня может рассматриваться только после полного прекращения террора и контрабанды оружия. «Только после того, как все это будет сделано, мы подумаем о перемирии», – сказал он.

 

12 марта в ходе спецоперации в Бейт-Лехеме израильскими силами были уничтожены 4 палестинских террориста, включая организатора теракта 6 марта в иерусалимской йешиве. В ночь на 13-е палестинцы возобновили обстрелы израильской территории. Карусель убийств закрутились вновь. Очевидно, переговоры все же имели место, но по какой-то причине сорвались.

 

Судя по всему, Израиль в последних операциях нанес террористам весьма ощутимый урон, и дал понять руководителям ХАМАС, что они сами находятся на прицеле. Можно думать, что переговоры вскоре возобновятся. Как отнестись к ним? ХАМАС еще ранее предлагал Израилю заключить перемирие сроком на 10 лет. Израильское руководство отвергало эти предложения, пока ХАМАС официально не признает право еврейского государства на существование на этой земле. Мы считали эту позицию правильной. Но сейчас у нас возникли сомнения.

 

Подумаем: 10 лет палестинские террористы остаются «без работы». Самые отпетые, ни на что другое окончательно не способные, подадутся в Ирак, Афганистан, и там найдут свой конец. Оставшиеся за такой срок дисквалифицируются! Они вынуждены будут искать себе другие, более мирные, занятия. Важно дать им такую возможность, для чего нужно развивать экономику Газы и всей автономии. Средства для этого найдутся, но должен быть установлен жесткий контроль за их расходованием, чтобы не разворовали. И потребуется международный контроль за прекращением обстрелов и других актов насилия. Может быть, за 10 лет Ближний Восток «привыкнет» к миру – на благо странам региона и всего мира?

 

Что об этом думают наши читатели?

 

И. Давидович