Россия СНГ

 

КОНФЛИКТЫ ПО ВСЕМУ ПЕРИМЕТРУ ГРАНИЦ

 

Бои, слава богу, бескровные то и дело вспыхивают едва ли не по всему периметру границ России с бывшими союзными республиками. Есть, правда, и важное исключение: на юге граница относительно спокойная. Объясняется это, видимо, тем, что в южном «подбрюшье», как называют этот регион в России, правят режимы социально-близкие российскому. Конфликты и с ними случаются, но специфического свойства. Так, в начале февраля этого года посольство Киргизии в Москве направило официальную ноту в МИД РФ в связи с участившимися убийствами граждан республики на территории России.

 

Но главные бои развертываются на западной и юго-западной границах. Еще не улеглись страсти после прямо-таки вселенского российско-эстонского конфликта из-за Бронзового солдата, а уже вовсю идут дипломатические сражения, то и дело грозя перейти в настоящие, в отношениях с Грузией. Сверкают молнии в российско-украинских отношениях. Периодически обостряются отношения с Литвой. Даже глава союзной Белоруссии время от времени поднимает истошный крик о «газовом шантаже» со стороны России.

 

Грузинский ТВД

 

Отношения России с Грузией испорчены давно и безнадежно. После распада Союза Россия не упустила ни одного шанса разжечь сепаратистские настроения в бывших союзных республиках. И началось это в «демократическое» правление Ельцина. Надо сказать, и сами эти республики этому способствовали. Все империи, даже самые маленькие, в чем-то одинаковы. Вот и в совсем небольшой Грузии проводилась, временами затихая, а затем вновь усиливаясь, политика грузинизации автономий.

 

Абхазия вошла в состав Российской империи в начале ХIХ века. Попытки христианизации населения и другие притеснения вызывали восстания. Восставших казнили, высылали в Сибирь. Многие высылке в Сибирь предпочитали бегство в Турцию. Особенно свирепые репрессии на абхазов, как и на другие народы Кавказа, обрушились в ходе и после русско-турецкой войны 1877-1878 годов. Абхазов насильственно депортировали в Турцию. Страна опустела и была заселена русскими, греками, армянами и др. К середине 1920-х годов в Абхазии осталось 55 тыс. абхазов, и они, как видно из таблицы, составляли едва четверть населения республики. Грузины издавна жили в Абхазии. А в сталинскую эпоху началось интенсивное заселение Абхазии грузинами, в результате чего к 1959 году доля абхазов в населении республики снизилось до 14%.

 

Население Абхазии (данные из Википедии)

  

Источник/год

Всего

Грузины

Абхазы

Русские

Армяне

Греки

Перепись 1926

201 000

67 494

55 918

12 553

25 677

14 045

Перепись 1959

405 000

158 200

56 197

86 700

64 400

?

Перепись 1970

?

199 596

77 276

?

?

?

Перепись 1979

486 082

213 322

83 087

79 730

73 350

13 642

Перепись 1989

525 061

239 872

93 267

74 913

76 541

14 664

Перепись 2003

215 272

45 953

94 606

23 420

44 870

1 486

 

Память о тяжких гонениях, обрушенных на абхазов в ХIХ веке Россией, притупилась, а на первый план вышли не столь тяжкие, но свежие обиды от грузин. А тут еще счастливо совпали интересы верхушки титульной нации и некоторых российских кругов, особенно генералитета, не желавшего лишаться великолепных курортов на берегу Черного моря. И в 1992 году между Грузией и Абхазией разразилась война, унесшая 17 тысяч жизней. Произошло это, возможно, еще и потому, что в то время и Борис Ельцин не вполне контролировал своих генералов, и Эдуард Шеварднадзе – своих вояк Джабу Иоселиани и Тенгиза Китовани. И случилось чудо: менее, чем 100 тысяч абхазов победили 4,5 миллиона грузин. Абхазам, правда, помогли отряды добровольцев Конгресса горских народов Кавказа, в том числе – Шамиля Басаева. Как только Россия, всегда строго выступающая за уважение суверенитета и целостности государств, пропустила эти отряды через российско-грузинскую границу, ума не приложу. Пишут также, что дело не обошлось без российских танков и кое-чего еще, но это уже совсем, вероятно, клевета.

 

В эпоху Путина солидарность России с абхазским народом – из чисто гуманитарных соображений – еще более возросла, что выразилось в раздаче абхазам российского гражданства, взятия их на пенсионное обеспечение и т.п. Примерно то же произошло в еще более крошечном образовании – Южной Осетии, которая ранее была автономной областью Грузии. Так на территории Грузии были созданы две болевые точки, на которые всегда при необходимости можно нажать.

 

Последняя такая надобность возникла пару месяцев назад, когда на саммите НАТО в Бухаресте было объявлено, что Грузия, как и Украина, обязательно будут приняты в эту организацию. Ладно, ушли в НАТО бывшие союзники по Варшавскому договору – тот же Бухарест. Скрепя сердце, вытерпели. Ушли туда же бывшие советские республики Прибалтики. Скрипя зубами, вынесли и это, – в конце концов, прибалты всегда «в лес смотрели». Но тут – родные славянские братья-украинцы, почти такие же родные, хоть и не славянские, но православные братья-грузины… Как такое вытерпеть?

 

А вы обратили внимание: обычно Россия позиционирует себя как защитница интересов славян и православных, что особенно ярко проявилось в югославских разборках. А тут Россия оказалась на стороне мусульман-абхазов против грузин-православных.

 

Там же, в Бухаресте, Путин принимавший участие в работе совета Россия-НАТО, дал натовцам понять: раз вы хотите принять Грузию в НАТО, мы признаем Абхазию и Южную Осетию. А вернувшись домой, президент тут же поручил МИДу оказать всестороннюю помощь населению двух непризнанных республик, в том числе юридическую, консульскую и т.п. Россия официально объявила о выходе из режима санкций против Абхазии, который неофициально она и без того не слишком усердно выполняла. Руководители Абхазии и Южной Осетии с ликованием заявили, что это последний шаг перед признанием Россией независимости их «государств».

 

Радовался Михаил Александров, заведующий отделом Кавказа Института стран СНГ: «Выход из режима санкций означает, что теперь будет открыта свобода для широкого экономического взаимодействия. В Абхазию пойдут крупные российские инвестиции, прежде всего в портовую инфраструктуру, в аэропорты, в железную дорогу, а также в курортную зону. Это открывает перспективы взаимодействия в военной-технической сфере. Россия может направлять инструкторов, помогать в подготовке военных кадров, вплоть до поставок военной техники и вооружений». Вы можете себе представить реакцию России, если бы нечто подобное изрек, скажем, представитель Украины в отношении Чечни?

 

Не менее рад Алексей Островский, председатель Комитета Государственной думы по делам СНГ и связям с соотечественниками: «Эмбарго мешало нам в полном объеме обеспечивать достойный уровень жизни собственных граждан, численность которых составляет 90 процентов от численности всех жителей обеих непризнанных республик». Ну да, «достойный уровень жизни» всем своим коренным гражданам Россия уже обеспечила, теперь можно позаботиться и о благоприобретенных гражданах. Но вот вопрос: почему ими стали именно жители Абхазии и Южной Осетии? Не менее обездолены, например, жители Таджикистана. Почему бы не предложить российское гражданство хотя бы тем из них, кто работает в Москве, чтобы им не надо было прятаться от каждого милиционера, чтобы их не обирал любой самый мелкий чиновник или работодатель?

 

А господин думец еще и угрожает: «В случае форсированного вступления Грузии в НАТО, а также в случае продолжения попыток грузинских властей решить вопрос силовым путем, проявляя военную агрессию в отношении Южной Осетии и Абхазии, Россия может поднять вопрос о признании независимости этих двух республик». Вот Россия в отношении сепаратистов в Чечне «проявляла» контр-террористическую операцию, а Грузия в отношении своих сепаратистов «проявляет военную агрессию». Возмутительно!

 

А это вносит свой вклад правительственная «Российская газета» от 19 апреля: «Президент Владимир Путин поручил внешнеполитическому ведомству создать механизмы всесторонней защиты прав, свобод и законных интересов жителей Абхазии и Южной Осетии. Заметим – наших сограждан, которых в этих непризнанных республиках около 90 процентов. Причем этих людей никто не заставлял становиться россиянами. А теперь грузинские власти возмущены желанием России наладить с Абхазией и Южной Осетией сотрудничество в торгово-экономической, социальной и научно-технической областях». Ну да, никто не заставлял, но, вероятно, предлагали?

 

А я вспоминаю совсем недавнюю расправу китайских властей с демонстрантами в Тибете. Шеф российского МИДа Сергей Лавров высказался по этому поводу в том духе, что Китай – суверенное государство, и отношения с его тибетскими гражданами – это его «внутреннее дело». Почему бы не предложить тибетцам второе, российское, гражданство, а затем не начать «налаживать с Тибетом сотрудничество в торгово-экономической, социальной и научно-технической областях», а затем и «сотрудничество в военно-технической сфере», как предлагает Михаил Александров в отношении Абхазии и Южной Осетии?

 

Газета продолжает: «Логика блокового освоения территории: сначала ее "пометить", а потом считать своей, о которой говорил министр иностранных дел Сергей Лавров, неприемлема для России. Случай же с Абхазией и Южной Осетией и вовсе особый – подавляющее большинство населения в этих республиках граждане нашей страны». Это называется валить с больной головы на здоровую, или еще лучше: держите вора! Наделить граждан другой страны своим гражданством – это и означает «пометить» территорию, а потом «считать ее своей».

 

А спикер Совета Федерации Сергей Миронов 28 апреля заявил, что «применение силы российской стороной оправдано в случае, если возникнет угроза жизни гражданам РФ, проживающим на территории непризнанных республик Абхазии и Южной Осетии». Ну да, «пометили», а теперь будем «защищать». Британская «Gerald Tribune» писала по этому поводу 9 мая: «Россия говорит, что защищает своих граждан. Но это мнимая диаспора, созданная Москвой на протяжении последних двух лет путем незаконной выдачи российских паспортов жителям Абхазии. Это издевательство над "правом на защиту"».

 

Россия ввела в Абхазию дополнительные военные силы, а сама обвинила Грузию в подготовке вторжения в Абхазию и даже сообщила, когда и как это произойдет. 8 мая телеканал «Звезда» министерства обороны РФ сообщил буквально следующее: «По информации, полученной из ближайшего окружения президента Грузии, 8-9 мая грузинские войска вторгнутся на абхазскую территорию со стороны Зугдиди и Кодорского ущелья. В дальнейшем захватят Гальский и часть Очамчирского и Ткварчельского районов и установят полный контроль над захваченной территорией». Президент Грузии Михаил Саакашвили назвал это сообщение глупостью и добавил, что Грузия не хочет и не может воевать с Россией. «У нас даже нет столько боеспособных частей, и никакое НАТО нам в этом не поможет», – сказал он.

 

Саакашвили предложил Абхазии самую широкую автономию, пост вице-президента Грузии и законодательное положение, согласно которому никакое действие, затрагивающее интересы Абхазии, без ее согласия не может быть предпринято. Президент Абхазии Сергей Багапш, чувствуя за спиной Москву, отказался.

 

Заместитель помощника Госсекретаря США Мэтью Брайза ведет в Тбилиси и Сухуми переговоры с целью «разруливания» ситуации. Можно думать, разрулит – в том смысле, что до военных действий дело сейчас не дойдет. Но разрешить конфликт Москва никому не позволит: он ей нужен, чтобы не позволить Грузии вступить в НАТО.

 

Украинский ТВД

 

На украинском театре военных действий Россия действует, в принципе, теми же методами. Здесь нет, как в Грузии, более или менее компактно живущих национальных меньшинств, которых можно подбить на сепаратистские действия, но есть квазинациональное разделение на украиноязычный Северо-Запад и русскоязычный Юго-Восток. Значит, и здесь можно использовать известную тактику колонизаторов: разделяй и властвуй.

 

Именно это имел в виду Путин, когда тогда же в Бухаресте пригрозил натовцам: если вы будете тянуть Украину в свой блок, вы в лучшем случае получите ее западную половину.

 

Весь мир помнит, как российский президент во время президентских выборов в Украине в 2004 году опозорился, в открытую пытаясь подыграть своему протеже Виктору Януковичу: и лично стоял рядом с ним на трибуне в Киеве, и своих незадачливых политологов в поддержку ему прислал, и дважды телеграфировал поздравления с победой – не помогло.

 

Не выйдет у него и закрыть дорогу Украине в НАТО. Менее чем через две недели после саммита в Бухаресте в Украину прибыла большая группа экспертов альянса с целью выработки с украинской стороной обновленного пакета Целей партнёрства для Украины на 2008-2009 годы и Итогового документа относительно участия Украины в программе НАТО «Партнёрство во имя мира». В декабре этого года состоится очередная встреча министров иностранных дел стран – членов блока. Можно надеяться, на этой встрече Украине будет предоставлен план действий по членству в НАТО, что является практически последней ступенью к членству в блоке.

 

Однако, до этого Украине предстоит решить внутреннюю проблему: убедить большинство населения страны в том, что членство в НАТО пойдет Украине на пользу. К сожалению, пока это большинство настроено против альянса. Более того, в этом вопросе наблюдается негативная динамика общественного мнения: если в декабрьском 2007 года опросе за вступление в альянс высказалось 32% респондентов, то через три месяца – только 21,8%. Огромный откат по не совсем ясным причинам. Столь низкий процент «за» означает, что против вступления в НАТО настроено не только большинство жителей Востока и Юга Украины, но и значительная часть населения центральных и западных областей страны. Это большое поле для работы партий, поддерживающих членство Украины в альянсе. Жаль, они, кажется, слишком поглощены междуусобицей…

 

Заключение

 

Можно бы еще рассказать о литовском ТВД. Литва наложила вето на начало переговоров между ЕС и Россией о заключении нового договора о стратегическом партнерстве. Что делает честь этой небольшой стране, Литва при этом выдвигала не только условия, в которых была сама непосредственно заинтересована, как возобновление поставок энергоресурсов по нефтепроводу «Дружба», который был закрыт в 2006 году якобы по причине неисправности. Она настаивала также на том, например, чтобы России было выставлено требование уважения территориальной целостности Грузии и Молдовы, и т.п. Нет места остановиться на этом подробнее.

 

В заключение пройдемся по страницам мировой прессы. Баварская «Sueddeutsche Zeitung» 18 апреля в связи с обострением ситуации вокруг Абхазии высказала предупреждение Москве: «Путин подвергает себя опасности: насколько обрусевшие абхазы жаждут сближения с Москвой, настолько же сепаратисты из полудюжины кавказских регионов ждут избавления от кнута федерации». Иначе говоря: если живешь в стеклянном доме, не бросайся камнями.

 

«Le Monde» 17 апреля в статье «Почему Путин боится НАТО» писала: «В действительности, российская элита больше всего боится не военной угрозы НАТО, а того, что альянс несет с собой демократизацию. "Номенклатура в погонах органически не переносит демократию. Она боится одного: что ей, ставящей себя над законом, придется играть по общеустановленным, а не по своим собственным правилам", – объясняет Андрей Миронов из правозащитной ассоциации "Мемориал"… Российской элите совершенно чужда идея привлекательности, она способна мыслить исключительно в терминах баланса сил, эмбарго, шантажа и угроз. Именно эта тенденция преобладала на протяжении двух сроков правления Владимира Путина, с 2000 по 2008 год. Российский президент, выходец из КГБ, испытывающий ностальгию по СССР, иначе и думать не мог. Последствия оказались катастрофическими. Чем чаще Россия показывает зубы, тем сильнее ее периферия хочет присоединиться к НАТО».

 

Двумя днями раньше, 15 апреля, российская газета «Время новостей» рассказала о «бурной дискуссии, развернувшейся на днях в ходе 16-й ассамблеи Совета по внешней и оборонной политике (СВОП) России в подмосковном пансионате „Лесные дали“». Совет этот – авторитетная организация, в которую входят отставные генералы, бывшие дипломаты, академики, политики, бизнесмены, политологи. На этих обсуждениях действует правило: «Все сказанное здесь хоть и может стать достоянием широкой публики, но без указания, кому оно принадлежит». И в этом элитном кругу прозвучали мысли, сходные с теми, которые были изложены на страницах «Le Monde».

 

Авторитетный депутат Госдумы России сказал: «За территории теперь никто не сражается. Запад ведет борьбу за свободу, за умы людей, а уже с ними идут и их территории. Грузию мы уже и так потеряли, и если не поймем, что надо менять парадигму мышления, то потеряем и Украину. Единственный шанс – это мобилизация общественного мнения в этих странах на нашу сторону, – считает депутат. – Все остальное мы уже проиграли, мало того, своими действиями объединяем против себя соседей». Солидарен был с ним заслуженный ветеран российского телекоммуникационного бизнеса: «Если так дело пойдет, так и Белоруссия в НАТО попросится».

 

Автор статьи делает из услышанного вывод: «Украина и Грузия еще не вступили в НАТО. И если верить российскому министру иностранных дел Сергею Лаврову, Москва “предпримет все усилия“, чтобы не допустить этого. Но российское экспертное сообщество не сомневается, что из этого ничего не выйдет: Москва потеряла возможность влиять на процесс расширения НАТО». Если так считает «российское экспертное сообщество», нет ли в этом зерна надежды на изменение политики России при новом президенте?

 

По уму, России самой бы вступить в НАТО. Еще несколько лет назад на этом настаивал такой зубр американской политики как Збигнев Бжезинский. Только что эту мысль повторил бывший президент Польши Александр Квасьневский.

 

А пока… приведу слова из упоминавшейся выше статьи в «Gerald Tribune»: «Происходящее сегодня в Грузии изрядно попахивает Судетским кризисом 1938 года». А мне эта ситуация очень напоминает политику СССР в 1939-1940 годах в отношении соседних стран – Литвы, Латвии, Эстонии, Финляндии, Румынии: те же безудержная демагогия, провокации, беззастенчивый шантаж…

 

И. Зайдман