Мир

 

Капитуляция

 

В Ливане чуть не случилась гражданская война. Впрочем, на ее грани эта несчастная страна балансирует постоянно. На этот раз избежать войны удалось благодаря созданным двум прецедентам, вряд ли имеющим положительный задел на перспективу: капитуляции перед «Хезболлой», а также легальной передачи власти военным, то есть, по сути, легальному военному перевороту, правда, только по одному конкретному вопросу.

 

В начале мая правительство Ливана приняло ряд решений, которые Насралла расценил как объявление «Хезболле» войны. Это в первую очередь приостановление деятельности телекоммуникационной компании, принадлежащей «Хезболле» и служащей для связи членов этой организации, а также увольнение начальника службы безопасности бейрутского аэропорта, заподозренного в связях с «Хезболлой». Было обнаружено, что «Хезболла» установила на летном поле аэропорта скрытые камеры видеонаблюдения, которые, как предполагают, могли использоваться для подготовки покушений на неугодных «Хезболле» политиков. Эти решения послужили катализатором военных столкновений в Бейруте, длившихся в течение четырех дней. Насралла заявил, что отрубит руки тем, кто принимает такие решения. В результате Фуад Синиора, чтобы избежать полномасштабной гражданской войны, вынужден был пойти на попятную. Так как самому отменить принятые его правительством решения означало совершенно потерять лицо, он поручил «разруливать» ситуацию армейскому руководству. К этому его подтолкнуло и то, что ранее армия отказалась выполнить решение правительства силовыми методами очистить улицы ливанской столицы от боевиков «Хезболлы». Армейское руководство отменило принятые правительством Синиоры решения, «Хезболла» увела своих боевиков с улиц Бейрута. Благие намерения Фуада Синиоры закончились полным «пшиком».

 

Конечно, распоясавшейся «Хэзболле», ведущей себя как государство в государстве, давно надо было дать по рукам, но, чем так, лучше бы вообще не начинать. Насралле продемонстрировано полное бессилие правительства и, можно не сомневаться, вождь «Хезболлы» обнаглеет от собственной безнаказанности еще больше.

 

Впрочем, правительство Фуада Синиоры пожинает плоды собственной политики: «Хезболла» никогда не числилась террористической организацией в самом Ливане. Ее и прозападное правительство страны роднит ненависть к Израилю, который является их общим врагом. Настолько роднит, что даже спровоцированная «Хезболлой» в 2006-м Вторая ливанская война, от которой более всего пострадало мирное, как считается, население Ливана, не привело к переоценке статуса «Хезболлы». Более того, как пишет в комментариях к событиям на интернет-портале «Лента.ру» Алексей Демьянов, «премьер-министр Ливана Фуад Синиора и Саад Харири потратили немало сил, чтобы убедить международное сообщество, что боевые отряды "Хезболлы" являются не незаконными вооруженными формированиями, а "силами Сопротивления" Израилю». Прав был Владимир Ильич – усидеть на двух стульях невозможно. Вы уж определитесь, ребята: или вы такие все из себя прозападные, и тогда числите «Хезболлу» в том списке, в котором его числит Запад, или дружите себе на здоровье с «Хезболлой», но тогда вы и сами можете попасть в соответствующий список. И смиритесь в таком случае с существованием «государства в государстве», а не предпринимайте от случая к случаю акции против «Хезболлы» – себе же дороже будет.

 

Что же касается второго созданного прецедента – отдания ситуации на откуп военным – кажется, новинки в мировой практике (власть не отдала приказ военным сделать то-то и то-то для решения проблемы, а именно поручила им, от собственного бессилия, самим принять решение), то отрицательные последствия могут быть такими. Во-первых, то, что произошло раз, теперь с гораздо большей легкостью может начать происходить и второй, и третий, и уже не обязательно с благословения самого премьера Синиоры. Во-вторых, военные могут сами распространить свои полномочия и на решение остальных проблем, которых у Ливана выше крыши. Одним словом, им вполне может понравиться «рулить». И тогда в Ливане тихой сапой, незаметно, может быть, для Фуада Синиоры случится уже самый настоящий, без всяких оговорок военный переворот. Что в таком случае произойдет в раздираемом столькими противоречиями Ливане, куда его прибьет – в сторону все-таки демократии или же прямиком в объятья «Хезболлы», Сирии – остается только гадать. Пострадает же, как всегда, то самое мирное население.