Литературная страница

Леонид ЭЛЬБЕРТ

Вместо биографии

В предыдущем номере мы печатали предоставленные нам Леонидом Эльбертом материалы о расправах нацистов с еврейским населением Кировограда. Сегодня мы печатаем его замечательный рассказ. У нас принято первую публикацию автора предварять его краткой биографией. В данном случае мы вместо биографии публикуем справку, выданную Леониду 19.12.1994 года Управлением по Кировоградской области Службы безопасности Украины. Справка эта, на наш взгляд, представляет самостоятельный интерес, и ее содержание имеет отношение к отмечаемому в этом месяце Дню Победы. В будущем мы надеемся подробнее рассказать о трагических и героических событиях, которые скрываются за скупыми строками этой справки.

Справка

На основании архивных материалов установлено, что Эльберт Леонид Соломонович, 1923 г.р., уроженец г. Кировограда в период Великой Отечественной войны, проживая на оккупированной территории, с 5 августа скрывался в с. Новгородка Кировоградской области. 8 июня 1942 г. Эльберт Л.С. был арестован и заключен в лагерь для лиц еврейской национальности, находившийся в Новой Праге Кировоградской области. 9 июня все дети и старики были расстреляны, в том числе брат Леонида 12-летний Иосиф. Заключенные лагеря работали в карьере. 29 августа 1942 г. Эльберт Л.С. вместе с матерью совершил побег из лагеря. Во время побега мать Леонида – Клара Иосифовна была убита. После побега Эльберт Л.С. скрывался под фамилией Гриценко Петр Семенович. В марте 1943 г. Эльберт-Гриценко был арестован. 20 марта 1943 года вывезен в Германию, где содержался в концлагере Бремен-Блументаль. Через две недели он совершил побег, но в тот же день был арестован и помещен на 3 недели в штрафлагерь Фарге, после чего был переведен в концлагерь г. Бремен. 10 июня 1944 г. Эльберт Л.С. совершил побег из лагеря и пытался добраться до линии  фронта под именем Рольф Вернер Кулеки. 21 июня 1944 г. Эльберт Л.С. был снова арестован и содержался в тюрьме г. Верден-ам-Аллер. 12 июля 1944 г. Эльберт совершил побег из тюрьмы Верден-ам-Аллер и 23 июля перешел линию фронта в районе г. Люблин, после чего был призван в Советскую Армию. Принимал участие в боевых действиях. Имеет правительственные награды. После демобилизации, в августе 1946 г., проживает в г. Кировограде.

Справка составлена на основании фильтрационного дела 60594.

Начальник подразделения УСБУ А.Н. Горохов

Как я стал евреем

рассказ

Родился я русским, всю жизнь был русским и имел фамилию Огурцов. А как же иначе, спрошу я вас, если папа с мамой, дед с бабкой и все мои предки всегда были русскими и Огурцовы. К евреям я не имел никакого отношения. Я даже не знал, что есть такой сорт людей. Я про нации никогда не думал. Для меня что украинец, что русский, что молдаван – все на одно лицо. Разве что цыган отличал и казахов в Алма-Ате видел. Хотя, вот сейчас вспомнил. Жил у нас в подъезде один Абрам Исаакович, он в уме одно шестизначное число на другое шестизначное умножал, и ответ всегда получался точный – мы проверяли. Такое мы только в цирке видели. Мы к нему с ребятами бегали задачки по математике решать. Но у нас и в уме не было, что наш Абрам – еврей. Мы его за нищего артиста принимали.

Теперь смотрите, что получается. Оказывается, евреи на свете есть. И самый махровый среди них оказался я. А все началось в институте. Как-то на лекции по химии преподаватель сказал, что вода кипит при температуре девяносто градусов. Все промолчали, а меня черт дернул выкрикнуть:

– Не при девяносто, а при ста градусах вода кипит!

Преподаватель зыркнул в мою сторону, поправку мою мимо ушей пропустил, а после лекции вызывает меня декан и спрашивает:

– Послушай, Огурцов, а ты не еврей случайно?

– Нет, говорю, я русский. Вот и в паспорте записано.

– Паспорт не доказательство, говорит. Вы такие ушлые, что и фамилии, и имена под русских подделываете.

– Нет, говорю, у меня все чисто. А в чем, собственно, дело?

– Ну как, говорит, в чем. Суешь свой нос, куда не надо. Преподавательский состав компрометируешь. Тебе что, больше всех надо, при какой температуре вода кипит?

– Простите, говорю, но это же… Это научный факт. Вода кипит при ста градусах, а не при девяноста. Это даже школьники знают.

– Да плевать. Знаешь, при какой температуре вода кипит – ну и молчи. Зачем гонор свой показывать и обструкцию устраивать.

На следующий день в институте разнеслась молва, что я – еврей, а моя бабка Фаня Каплан стреляла в Ленина. Преподаватели и студенты мужского пола стали смотреть на меня, как на эпилептика. А женский пол проявил немыслимую активность. Девять студенток тут же по очереди предложили себя в жены, так как еврей не только муж, но и надежное средство перемещения за бугор, а зав. кафедрой украинськоï мови вечером завела меня в кабинет, заперла дверь на ключ и шепотом предложила мне оформить фиктивный брак с условием, что я немедленно брошу институт и увезу ее с собой в Израиль.

Ночью в общежитии я проснулся с температурой 42 градуса и поймал себя на мысли, что мгновенно в уме умножаю шестизначные числа. А через месяц меня отчислили из института за аморальное поведение.

С тех пор прошло несколько лет. Я с грехом пополам закончил другой институт, женился, у нас родилось двое детей. Друзья мои раза по три-четыре переженились, а я был верен своей супруге, и это давало повод их женам спрашивать у моей супруги:

– А он у тебя случайно не еврей?

На работе было не легче. Стоило мне сунуть нос в любое дело, где вода кипит при девяносто градусах, как меня тут же вместо Огурцова начинали величать Огурштейном. Поначалу я обижался. Потом стал доказывать: если у вас на работе бардак и воровской притон, это не значит, что виноват Огурштейн. Так что бы вы думали? Год назад меня подвели под сокращение штатов и уволили с работы, и куда бы потом я не обращался, меня на работу не брали. Три недели я умножал в уме шестизначные числа, а потом жена мне сказала:

– Плюнь на все. У нас один выход: меняй фамилию и национальность и вези меня в Израиль. Тут нам жизни не будет.

Я так и сделал. Кому надо дал взятку, поменял паспорт и стал Огурштейном. А что оставалось делать бедным евреям? Подали мы заявление на выезд в Израиль. Жена с детьми ходят в синагогу. Я на курсах учу иврит. Теперь бы нам только выбраться из этой дурацкой страны, и пусть у них вода кипит при 90 градусов. Шалом.

Леонид Эльберт