Наш вернисаж

 

РИСОВАЛЬЩИК  ЖЕЛАНИЯ

 

Входишь в один зал – хохот со всех сторон… Переходишь в другой – хохот… А ведь это вроде совсем не цирк и не «Комната смеха» с кривыми зеркалами в каком-нибудь Парке культуры имени отдыха. Это – серьёзная выставка картин солидного, всемирно известного художника. А посетители умирают от хохота. Да и у наблюдающих за залом строгих сотрудников непривычная улыбка на лицах. В общем – смех, да и только…

 

Нет-нет, всё же не только. Хотя это действительно одна из весьма редких художественных выставок, на которой посетители (а несколько просторных залов на трёх этажах Галереи уже в первые дни полны разновозрастной публики) то и дело... смеются, разглядывая работы на стенах. Едкая насмешка и решительная ломка всех и всяческих табу – это уже легко узнаваемый почерк, так сказать, фирменный товарный знак знаменитого карикатуриста и писателя Манфреда Дайкса, родившегося в 1949 году в австрийском городке Санкт-Польтене и до сих пор живущего в Нижней Австрии, как он сам говорит, «с любимой женой Мариэттой и многими, многими кошками». На его рисунках – непомерно толстые и неправдоподобно тощие, дерзкие и упругие его фигуры шаржируют, как он объясняет, «здоровое народное ощущение». А его новейший цикл портретов и сюжетов – «голая правда» об Арнольде Шварценеггере – предлагает новый взгляд на личность культовой голливудской звезды и, по совместительству, нынешнего калифорнийского губернатора. Кстати, по идее и под патронатом которого и происходит мероприятие в рейнском городе Оберхаузен.

                        

Итак, на выставке Манфреда Дайкса «Deix in the City» («Дайкс в городе»), открывшейся – впервые в Германии – и организованной совместными усилиями Галереи Людвиг замка Оберхаузен, ганноверского музея имени Вильгельма Буша и Музея карикатуры города Кремс (Австрия), представлены 238 живописных и графических работ, созданных одним из самых известных и значительных карикатуристов Запада за последнее десятилетие.

 

Основные темы художника – «Политика и вокруг», «Кошки, собаки & Co.», «Боги в белом цвете» или – особая серия – «Осторожно – секс!». У входа в зал этого последнего раздела висит транспарант, на котором крупными немецкими (а какими же ещё?..) буквами: «Дети до 14 лет допускаются исключительно в сопровождении взрослых». То есть забота о нравственности прежде всего. Плюс к этому – вышеупомянутые работы из его только что вышедшей книги об Арнольде Шварценеггере. Вот уж где действительно, «Голая правда»...

– Да, я – рисовальщик желания. Так же как имеется, скажем, убийца-садист, я – рисовальщик желания, – признает Манфред Дайкс на церемонии открытия выставки.

 

– Это желание у него выражено в разнообразных влечениях и творческих интересах, которые движут Манфредом Дайксом, – добавляет Ютта Пихлер, художественный директор Музея карикатуры города Кремс. – Мы видим здесь богов, известных политиков, одетых в элегантное дамское белье, полицейских, домохозяек, священников, проституток, туристов, иностранцев, военных, безработных и неонацистов, персонажей прошлого и настоящего – все они встречают нас в иллюстрированном космосе Дайкса. Из Enfant terrible (ужасного ребенка) австрийской сцены рисовальщиков семидесятых годов давно уже стал общепризнанным фирменный бренд «Deix»; так называемые «фигуры Дайкса» – это в то же время стало и прочной составной частью сокровищницы немецкого языка. На созданный им, по выражению самого Дайкса, «нарисованный персонал» мы наталкиваемся – с тех пор, как рисовальщик изъял это у жизни и привел на бумагу, – ежедневно и практически повсюду.

 

А о своём уникальном детище – Музее карикатуры в австрийском Кремсе – Дайкс говорит с нескрываемой гордостью:

 

Я был давно заражён этой идеей – создания собственного музея карикатуры. Я спрашивал себя: почему же в Германии, в Ганновере, есть музей Вильгельма Буша, а у нас в Австрии нет ничего подобного? У меня накопились полные ящики с моими картинами, акварелями, рисунками, и я знал, что в Австрии и у других, очень хороших рисовальщиков есть то же самое. Я поделился своей идеей однажды в беседе с нашим губернатором, и, против моего ожидания, идея ему понравилась. И вот с 2001 года существует этот музей в Кремсе, под Веной. И, если в год его посещают более 100 тысяч любителей карикатуры, значит, это нужно людям!

 

«…На полотнах большого формата, выпучив глаза, заголяются австрийские толстобрюхие обыватели, высокопоставленные чиновники, политики, депутаты и католические епископы. Художник, пользуясь широким набором средств (акварель, тушь, пастель, масло), с наслаждением выписывает в жанровых сценах большие и маленькие извращения своих соотечественников. У его персонажей, словно у мутантов, появившихся в результате беспорядочных связей страдальцев с демонами, их истязающими, прямо как с картин Босха, отвратительные толстые носы и выдающиеся вперед кривые зубы», – пишет один из критиков о работах Манфреда Дайкса.

На ваших рисунках изображены в основном безобразно толстые люди, – спрашиваем мастера на его пресс-конференции. – Но сам-то вы совершенно нормального телосложения, совсем не толсты. Откуда такое отрицательное отношение к человеческой полноте?

 

– Почему отрицательное? Вовсе нет. Просто, если вы оглядитесь по сторонам, увидите, что огромное большинство, две трети, людей имеют сегодня избыточный вес. Проблема ожирения общества! А я просто это фиксирую и переношу на бумагу. И потом, это я сейчас, как вы говорите, нормального телосложения… Но, честно вам признаться, в юности я тоже страдал комплексами от избыточного веса и очень стеснялся этого. Практически до 17-18 лет я выглядел просто как монстр. И, можно сказать, всю последующую жизнь я боролся с самим собой и снова и снова уничтожал себя и своих демонов в моих картинах. То есть все эти мои смешные и страшные персонажи – это, можно сказать, бывший я сам… Кроме того, это ведь приятно – ощущать себя самокритичным.  

 

В чём только его не обвиняли: в уродовании людей, в злопыхательстве, в очернительстве общественной жизни, в чудовищном искажении действительности… А сам-то карикатурист, напротив, убеждён, что отображает существующую реальность, свою, художническую реальность, так как вся окружающая нас действительность, по его мнению, намного непригляднее, чем та, что отображена им:

 

– Я не планирую и никогда не планировал стать рисовальщиком-сатаной, это ни в коем случае не было моим намерением. Я всегда только внимательно наблюдал и воспринимал действительность, хотя, может быть, и по-своему. Потому что я – очнувшийся и удивившийся увиденному паренек, я всегда только смотрел и удивлялся. А теперь я – удивляющийся и тем временем состарившийся юноша, который продолжает удивляться постоянно тому, что он видит, слышит и воспринимает... Я отвергаю упрек в том, что я, мол, представил людей в более безобразном виде, чем они есть на самом деле. Это абсолютно не соответствует истине! Наоборот, я полагаю, что делаю людей несколько даже прекраснее, чем они в действительности.

 

То есть в этом смысле он видит самого себя в роли не паникёра и очернителя, а наоборот – «приукрашивателя» действительности, который лишь на то работает, «чтобы распространять в народе немного красоты».

 

А герой вашей последней книги киношный идол и политик Арнольд Шварценеггер не обиделся на карикатуры на себя в вашем исполнении?

– Думаю, что нет. Во-первых, он в курсе моих упражнений в его адрес, они по отдельности публиковались до выхода книги. Во-вторых, он, собственно, и благословил меня на эту книгу. А в-третьих, думаю, он личность такого уровня, что обладает не только высоким актёрским и политическим талантом, но и соответствующим чувством юмора, и наверняка понимает, что мои карикатуры не очерняют его образ, а лишь добавляют ему, как политику, рекламы.

Все же, даже в этой роли художнику удаётся полемично и без всякой робости перед авторитетами ломать ханжеские табу, указывая как на общественные, так и на частные недостатки и изъяны, и, значит, влияя тем самым на политическое состояние современного ему общества.

 

Выставка карикатур Манфреда Дайкса в Оберхаузене будет работать до 8 июня.

 

Григорий КРОШИН