Опасные гастроли

 

Скандал в благородном семействе

В русскоязычном сообществе Германии разразился небывалый скандал – сорваны широко разрекламированные гастроли Максима Галкина. Сам артист утверждает, что произошло это по вине организаторов, проявивших непрофессионализм и не пожелавших поставить ему рабочую визу, как положено по закону для проведения гастролей. Организаторы же говорят, что срыв гастролей произошел исключительно по вине Галкина, причины они предполагают разные, но главное – что никакая рабочая виза артисту и не была нужна, а он воспользовался этим как поводом для отмены гастролей.

 

Как это часто бывает, русскоязычные СМИ Германии в своей оценке происшествия заняли противоположные позиции. В частности, аргументы Максима Галкина привела «Русская Германия», точку зрения организаторов гастролей изложила «Европа-экспресс». Поскольку не все наши читатели, очевидно, читают эти газеты, мы позволим себе изложить приведенные в них доводы сторон, по возможности оставаясь «над схваткой» (но не над здравым смыслом и логикой).

 

«Русская Германия» сходу отвергла «разнообразные слухи, вплоть до совершенно невероятных». Под совершенно невероятным подразумевался слух о том, что причиной отмены гастролей стал каприз Пугачевой, потребовавшей от Галкина, чтобы он отменил все выступления до 15 апреля – дня рождения примадонны. Слух этот назван невероятным, даже фантастическим исключительно по той причине, что и «Максим, и Алла Борисовна – суперпрофессионалы» и поэтому в их каприз «поверить невозможно». В общем, этого не может быть, потому что не может быть никогда. А поверить в каприз Аллы Борисовны ну действительно никакая фантазия не позволяет. На самом же деле, причина отмены гастролей – нежелание организаторов поставить артисту рабочую визу. «Я не хочу нарушать законодательство Евросоюза, и без соответствующей рабочей визы я пересекать границу Германии не могу», – приводит издание слова Максима Галкина, сказанные им в эфире Радио Русский Берлин.

 

Но все-таки послушаем другую сторону, прочтем, что об этих «фантастических» слухах пишет «Европа-экспресс». Вот что журналисту «ЕЭ» рассказал сам импресарио, взявшийся за устроение гастролей Галкина, Виктор Шульман: «Приблизительно 8 апреля мне было заявлено директором Галкина, что он хочет отменить концерт 15 апреля. Дескать, у Пугачевой день рождения, и он должен быть с ней в Баден-Бадене. Мы предлагали несколько компромиссных вариантов. Вплоть до того, чтобы помочь организовать празднование дня рождения Аллы Борисовны в ночь с 14 на 15, чтобы потом они оба смогли приехать в Оффенбург, до которого, кстати, от Баден-Бадена каких-то 30 км. И уже там, на концерте, сделать из дня рождения Пугачевой элемент шоу. Мы говорили, что билеты проданы, что зрители с нетерпением ждут этого концерта. На это директор Галкина мне ответила: „Никого ваши люди не интересуют. Разбирайтесь с ними сами. Как Пугачева скажет, так и будет“. На следующий день директор мне заявляет: „Отменяйте концерт, он едет на день рождения“».

 

А кто такой этот Виктор Шульман, насколько можно доверять его словам? Если верить Максиму Галкину, он просто дилетант, занимающийся не своим делом, не хочет оформлять положенную по закону рабочую визу. Но обратим внимание на аргумент Дмитрия Бладова, автора статьи в «Европе-экспресс»: «С начинающими импресарио артисты подобного уровня не работают». Это общее замечание. А непосредственно о самом Шульмане Бладов сообщает, что он, сам прекрасный музыкант, эмигрировав в 1976 году в США, начинал там как певец-исполнитель, а с годами стал продюсером и импресарио. Он организовывал еще гастроли Высоцкого и Окуджавы, Иосифа Кобзона, Михаила Жванецкого, Андрея Миронова, Геннадия Хазанова и многих других звезд, включая ту же Аллу Пугачеву. Так что, делает вывод журналист, «организовать тур Галкина в Германии собирались отнюдь не какие-то лохи, впервые взявшиеся за подобное дело».

 

Что же касается яблока, точнее, визы раздора, то «Европа-экспресс» приводит перевод официального ответа, полученного организаторами из Amt fuer oeffentliche Ordnung г. Штутгарта, из которого следует, что рабочая виза Максиму Галкину была не нужна:

 

«Сим письмом удостоверяется, что г-н Максим Галкин имеет право на въезд в Федеративную Республику Германия по выданной ему итальянской шенгенской визе, а также имеет право выступать здесь в качестве артиста.

 

Для проведения предусмотренной артистической деятельности не требуется разрешение Федерального агентства по труду.

 

Согласно § 16 и § 7 № 1 „Положения о трудовой деятельности“, трудовая деятельность, продолжительность которой не превышает трех месяцев в течение двенадцати месяцев, не является трудовой деятельностью в смысле „Закона о проживании, трудовой деятельности и интеграции иностранцев в ФРГ“. Причем в данном случае не имеет значения, сколько концертов будет проведено в течение этих трех месяцев, равно как и то обстоятельство, что менеджмент г-на Галкина находится в США».

 

Отметим, что газета приводит и факсимиле ответа штутгартского ведомства.

 

Тем не менее, по утверждению одного из руководителей agenda-production (концертного агентства – Ред.) Шалвы Бениашвили, их сотрудница вылетела в Москву, чтобы выполнить требование Галкина и поставить ему визу. Его ждали 14 апреля в немецком посольстве, но «ни он сам, ни его представители с паспортом в посольство так и не приехали».

 

И еще пикантная подробность. «Русская Германия», цитируя Галкина, приводит его указания зрителям по поводу получения ими обратно денег за отмененные концерты: «...Уважаемые немецкие зрители, вы имеете право возвращать билеты и получать назад деньги, за которые вы эти билеты купили, и организаторы не имеют права вам отказывать в возврате денег за билеты». «Европа-экспресс» же сообщает, что доверенным лицам Галкина в Москве были уплачены в качестве гонорара в три приема 550 тыс. долларов, о чем свидетельствуют копии расписок, имеющиеся в редакции «ЕЭ». Это деньги зрителей, которые организаторы должны по призыву Максима Галкина им возвращать.

 

Вот таковы позиции сторон. Обе стороны, кстати, стоят на своем и собираются подавать друг на друга в суд. Организаторы не надеются добиться правды в российских судах («Артист давно любим и обласкан Кремлем. А на шалости подобных людей сегодняшняя российская Фемида легко закрывает глаза», кстати, по одной из версий, причина срыва гастролей состоит в том, что 7 мая Галкин должен был быть в Москве, чтобы выступить на церемонии инаугурации нового президента России), они рассчитывают на суды в Германии и США. А те не примут в расчет близость Галкина к Кремлю и могут за невыполнение контракта закрыть перед Галкиным концертные площадки по всему миру. Максим Галкин в свою очередь также настроен решительно: «Шульман вынуждает меня подать на него встречный иск за клевету и в защиту чести и достоинства. Представить меня как хапугу, который схватил деньги и скрылся, ему не удастся».

 

Нам, зрителям, остается ждать развития интриги. Позволим себе только один комментарий. «Русская Германия» утверждает, что трудно поверить в капризы звезд. «Европа-экспресс» же пишет, что с трудом верится в непрофессионализм импресарио, который организовывал еще концерты Высоцкого и Окуджавы. А также в то, что в случае необходимости рабочей визы организаторы упорно будут стремиться сэкономить на ней 200 евро, чтобы потерять сотни тысяч. Знаем по собственному опыту (когда мы приглашали Виктора Шендеровича) – залы берут предоплату, которую, в случае срыва гастролей, не возвращают или возвращают не полностью. И это еще не все потери. Так что когда на весах оказываются, с одной стороны, капризы звезд, а с другой – невменяемость организаторов, рискующих не только прибылью, но и потерей уже вложенных средств – скорее все-таки поверится в капризы звезд. Которые, к тому же, уже получили гонорар.