СНГ

 

Грузия: парламентские выборы и противостояние с Россией

 

21 мая в Грузии прошли очередные парламентские выборы. Уже к концу того же дня агентство ИТАР-ТАСС сообщило: «Окончательные данные exit-polls подтверждают лидерство правящей партии на выборах в парламент Грузии. Согласно выводам четырех грузинских и трех зарубежных групп социологов, правящая партия "Единое национальное движение" получила 63,1% голосов избирателей». Однако, говорится в том же сообщении, «руководитель предвыборного штаба Объединенной оппозиции Давид Гамкрелидзе поздравил своих сторонников с победой на выборах. "По нашим данным, оппозиция победила во всех регионах Грузии", – сказал Гамкрелидзе журналистам. Один из лидеров Объединенной оппозиции Гия Тортладзе заявил, что "власти обязательно получат народное восстание", если результаты Центризбиркома будут такими же, как и результаты опросов». С подобными заявлениями выступили и лидеры других оппозиционных партий.

 

Как мы увидим ниже, Саакашвили и его сторонники далеко не безупречны, но лидеры большинства оппозиционных партий – просто неадекватные люди. Как можно с ходу отвергать близкие между собой данные экзит-полов сразу семи независимых друг от друга организаций?

 

По окончательным данным, объявленным ЦИК Грузии 5 июня, партия Саакашвили получила 119 мандатов в 150-местном парламенте. Половина депутатов избиралась по пропорциональной системе, и правящая партия, набрав 59,18% голосов, получила 48 мандатов из 75. Другая половина депутатов избиралась по мажоритарной системе, и здесь победа правящей партии оказалась сокрушительной: 71 мандат из 75. По тем же данным, крупнейший оппозиционный блок «Объединенная оппозиция: Национальный совет – Новые правые», набрал 17,73% голосов, что составило 15 мест по пропорциональным спискам. Партия «Георгий Таргамадзе: Христиан-демократы» набрала 8,66% голосов, а Лейбористская партия – 7,44% голосов. Им обеим гарантировано по 6 мест в парламенте. Республиканская партия смогла набрать лишь 3,78% голосов избирателей, что не позволило ей преодолеть 5%-й барьер. В парламенте она будет представлена двумя депутатами, прошедшими в выборах по округам.

 

А теперь сравним эти официальные данные с результатами экзит-пола, которые 22 мая обнародовала эстонская аналитическая группа «Jaan Tonosson Insitute», работавшая по заказу четырех грузинских телекомпаний – «Рустави-2», «Мзе», «Аджария» и Общественного телевидения. Согласно этим данным, голоса избирателей распределились так: «Единое национальное движение» – 63,1%, «Объединенная оппозиция: Национальный совет – Новые правые» – 14,2%, Христиан-демократическое движение – 9,5 %, Лейбористская партия Грузии – 5,7%, Республиканская партия – 3,6%. Нетрудно видеть, что данные ЦИК, в основном, даже более благоприятны для оппозиции, чем результаты «эстонского» экзит-пола.

 

За выборами в Грузии наблюдали группы от разных стран и международных организаций, ограничения, в отличие от некоторых известных соседей Грузии, никому не чинились. Информагентство Regnum 22 мая привело оценки выборов разными группами наблюдателей. В заявлении МИД Украины по результатам работы украинских наблюдателей говорится: «Необходимо отметить улучшения в плане технического обеспечения, повышение уровня квалификации членов избирательных комиссий. Широкая представленность разных политических сил Грузии в избирательных комиссиях, участие в мониторинге выборов неправительственных организаций, международных структур обусловили атмосферу прозрачности процесса народного волеизъявления, практически свели на нет возможность манипулирования и внешнего вмешательства в ход голосования. Вместе с тем конструктивное взаимодействие членов избирательных комиссий от разных политических партий в ходе выборов резко контрастировало со стремлением отдельных избирательных субъектов искусственно обострить обстановку».

 

По оценке наблюдателей Центра исследований Восточной Европы EESC (базируется в Вильнюсе) выборы в Грузии «были хорошо подготовленными, свободными, справедливыми и проведены с соблюдением демократических стандартов». Как заявил на пресс-конференции в Тбилиси 22 мая представитель EESC Антанас Валионис, в день выборов наблюдатели Центра не выявили каких-либо серьезных нарушений на избирательных участках. Члены избирательных комиссий были хорошо подготовлены, и в сравнении с ситуацией на президентских выборах 5 января их квалификация была ощутимо выше. И члены избирательных комиссий, и избиратели были хорошо знакомы с избирательными процедурами. Представитель EESC выразил удовлетворение списками избирателей на избирательных участках, отметив, что «списки были упорядочены, и люди легко находили свои фамилии». По словам Валиониса, основной проблемой, по мнению наблюдателей EESC, были попытки искусственного нагнетания напряженности на избирательных участках представителями тех или иных партий. «Безответственные поступки ряда представителей партий препятствовали нормальной работе комиссий», – заметил он. О том же говорили украинские наблюдатели. В этом проявляется, очевидно, вздорность руководителей грузинской оппозиции.

 

Президент Литвы Валдас Адамкус 22 мая на переговорах в Вильнюсе с польским коллегой Лехом Качиньским в связи с выборами в Грузии тоже высказал уверенность, что «народ Грузии выбрал демократический путь, а власти Грузии добились того, чтобы выборы прошли свободно и демократично». Однако, литовские СМИ, корреспонденты которых во время выборов работали в Грузии, напечатали о них ряд критических материалов. В одном из них под заголовком «Выборы в Грузии демократичные, но с горьким привкусом» автор рассказывает о неразберихе, которая царила всю ночь во время подсчетов голосов. Терялись целые пачки с бюллетенями, а между членами комиссии постоянно вспыхивали конфликты. Наблюдатели от Литвы также оказались разочарованы отдельными эпизодами. «Неофициально наблюдатели, среди которых и группа членов Сейма, признает, что заметили немало деталей, которые вызывают сомнение, и не скрывали опасений, что Тбилиси постепенно сворачивает с демократического пути».

 

Нельзя не отметить, что даже миссия наблюдателей СНГ, в которую входило более 70 человек, в том числе представителей стран, не слишком благожелательно относящихся к Грузии и ее президенту, вынесла следующее заключение: «Миссия наблюдателей СНГ считает, что выборы в парламент Грузии 21 мая 2008 года проведены в соответствии с нормами действующего в стране законодательства. Признаем прошедшие выборы открытыми и гласными. Предлагаем международным наблюдателям поддержать выводы оценки наблюдателей миссии СНГ и присоединиться к данному заявлению». Как отметил глава миссии, заместитель председателя Исполнительного комитета – Исполнительного секретаря СНГ Наурыз Айдаров на пресс-конференции 22 мая, «некоторые нарушения были, но не такие, чтобы повлияли на итоги голосования».

 

Вице-президент ПА ОБСЕ Жоао Суарес, представляя предварительный отчет международных наблюдателей, сказал: «Парламентские выборы в Грузии однозначно предоставили возможность избирателям выбрать из широкого спектра политических партий. Однако есть ряд упущений и проблем, среди которых – недоверие к избирательной системе. Международные наблюдатели отмечают, что в ходе парламентских выборов были зафиксированы процедурные, технические нарушения, проблемы с маркировкой пальцев избирателей. В целом же выборы были оценены положительно, хотя властям и оппозиции необходимо сделать все для увеличения доверия».

 

Глава наблюдательской миссии ПАСЕ Матиас Йорш подчеркнул, что для проведения совершенных выборов необходимо преодоления антагонизма. «Между участвующими в выборах партиями была ненависть, которую следует преодолеть и проигравший выборы должен уметь держать удар, так как в настоящей демократии проигравший должен быть способен поздравить победителя и готовиться к следующим выборам», – отметил он. Руководитель миссии ПА НАТО Брюс Джордж заявил, что «Грузия приступила к построению демократии и это процесс, который начался всего 4 года назад. Это эволюционный процесс, который требует времени».

 

Корреспондент «Независимой газеты» Юрий Симонян 26 мая в статье «Грузия продлила мандат Саакашвили» приводит мнение тбилисского таксиста об оппозиции: «Амберки не в восторге от Саакашвили, но его противников не готов принять. Он говорит о том, что у многих лидеров оппозиции личные счеты с президентом, а потом неожиданно заключает: „За все время их выступлений я не понял, что и как конкретно они собираются делать. Как они страну хотят строить? Их послушать – у каждого козырный туз в рукаве: приду во власть, и Грузия поднимется. Но как – не говорят“». Проиграв выборы, грузинская оппозиция (правда, не вся) ничего лучше не придумала, как отказаться от мандатов. Пустые, вздорные люди. Именно они дают возможность Саакашвили играть роль незаменимого отца нации.

 

Мнение зарубежной прессы о выборах в Грузии лучше всего, пожалуй, выразил британский журнал «The Economist», который 23 мая в редакционной статье «Выборы в Грузии – экзамен для „Миши“» писал: «Если Россия хотела помочь Грузии привести аргументы в пользу ее потенциального приема в НАТО, укрепить ее экономику и привлечь внимание мира, то цель блестяще достигнута. Парламентские выборы в небольшом кавказском государстве с 4,5-миллионным населением обычно не вызывают интереса. Но российское бряцание саблями превратило выборы, состоявшиеся 21 мая, в крупномасштабное событие глобальной важности.

 

В апреле президент Владимир Путин поручил кабинету министров, который ныне возглавляет в качестве премьер-министра он сам, установить официальные связи с Абхазией и Южной Осетией. Затем российская сторона обвинила грузинскую в подготовке вторжения в Абхазию и ввела туда десантников и артиллерию, утверждая, что это элементы миротворческой операции. Грузия истолковала действия России как провокационную попытку аннексии. Трудно найти более импульсивного лидера, чем Михаил Саакашвили, но, к всеобщему удивлению, грузинский президент проявил выдержку. "Мы сочли, что лучшая реакция – сохранять спокойствие, провести парламентские выборы и развивать реформы, и продемонстрировать, что у нас демократия. Мы не можем допускать, чтобы Россия диктовала нам цели", – сказал он, хмыкнув, 21 мая. Через несколько минут местные СМИ показали кадры, свидетельствующие о том, что в Абхазии грузины, которые пытались добраться до избирательного участка, были обстреляны.

 

Рано утром 22 мая стало известно, что правящая партия Саакашвили получила около 60% голосов. Эти выборы стали экзаменом на право Грузии считаться демократическим государством после брутальных стычек с демонстрантами-оппозиционерами в ноябре прошлого года. Давид Гамкрелидзе, лидер оппозиционного блока, получившего около 15% голосов, как водится, обвинил правительство в подкупе и запугивании избирателей. Правда, Гамкрелидзе заранее пообещал не признавать результаты выборов, если его блок не получит большинство мест в парламенте. Выборы не были идеальными, но, по ощущению, более справедливыми, чем президентские выборы, в результате которых Саакашвили в январе вернулся к власти. В Тбилиси сейчас спокойнее, тяга к уличным акциям протеста уменьшилась.

 

Однако выборы не выполнили одну свою функцию – не создали настоящую оппозицию Саакашвили. Оппозиционные партии проводили негативистскую кампанию, направленную исключительно против Саакашвили, но не обсуждали, например, уровень безработицы, доселе составляющий почти 20%. Но более глубинной причиной победы Саакашвили является тот факт, что после четырех лет либеральных реформ стали заметны их результаты. Страна, где раньше частенько отключали свет, теперь экспортирует электроэнергию. Экономика переживает бум, пусть и не всем он приносит плоды. Теперь для ускорения роста Грузии требуются более основательные права частной собственности и верховенство закона.

 

Будущее Грузии в одинаковой мере будет зависеть как от ее собственных усилий, так и от России. Грузинская сторона полагает, что единственный способ разрядить напряженность – это начать международный процесс мирного урегулирования. Россия энергично отвергает эту идею. В действительности российская сторона давно уже отказалась от роли миротворца и встала на одну из сторон в ходе конфликта, в котором спор идет не только об Абхазии, но в равной мере об отношениях с НАТО, Америкой и Европой. Исход этой стычки предопределит не только будущее Грузии, но и то, с какого рода Россией Запад будет иметь дело в грядущие годы».

 

В последней декаде мая эксперты миссии ООН в Грузии, расследовавшие уничтожение грузинского беспилотника над Абхазией 20 апреля, пришли к выводу, что он был сбит российским самолетом. Россия уличена дважды: во вторжении в чужое воздушное пространство и в наглой лжи: до того российские инстанции с пеной у рта отрицали причастность своей авиации к этой операции…

 

«The New York Times» 9 июня сообщила, что во время неформальной встречи 6 мая лидеров стран СНГ уже новый президент России Дмитрий Медведев предупредил Саакашвили, что «стремление Грузии в НАТО не будет способствовать ослаблению серьезных противоречий вокруг сепаратистских регионов этой страны – Абхазии и Южной Осетии». А глава МИДа РФ «уточнил»:  «Мы еще раз подтвердили, что этого, безусловно, нельзя добиться путём искусственного затягивания Грузии в НАТО, так как это приведет к очередному витку конфронтации». А многого ли добьется сама Россия шантажом? По вопросу о вступлении в НАТО даже никчемная грузинская оппозиция едина со своим президентом. Это плод предыдущих случаев шантажа…

 

И. Давидович