Новая Кавказская война

 

«Кто виноват?» и «Что делать?»

 

У нашей газеты нет собственных корреспондентов в Цхинвали, Тбилиси и даже в Москве. Поэтому о новой Кавказской войне мы можем судить, главным образом, по материалам прессы. Ниже в разделах «Россияне о новой Кавказской войне» и «Мировые СМИ о новой Кавказской войне» мы приводим выдержки из наиболее характерных оценок событий российскими и зарубежными авторами. А здесь мы предлагаем вам наш комментарий, основанный на этих оценках.

 

В заголовок вынесены два извечных российских вопроса. Рассмотрим их применительно к конфликту вокруг Южной Осетии.

 

Виноватых в этом смертоубийстве я вижу три. Назову их в порядке возрастания вины. Первый и с точки зрения России и ее «болельщиков» виновник – это президент Грузии Михаил Саакашвили. Это по его приказу грузинские войска подвергли массированному обстрелу Цхинвали, убили не то 1600, не то даже 2000 мирных жителей (действительное число жертв, как установили международные правозащитники, составляет десятки человек). Налицо геноцид, военные преступления, преступления против человечности. В Гаагу его!

 

Караджича, которого обвиняют в причастности к полностью доказанному преступлению – убийству нескольких тысяч мирных боснийцев, – в Гаагу нельзя, он весь такой белый и пушистый (действительно, отрастил себе великолепную белую и пушистую бороду). О Путине с его Чечней я уже не говорю. А прочтите в разделе «Россияне о новой Кавказской войне» показания члена-корреспондента Российской академии наук Сергея Арутюнова: Грузия проявила намного больше терпения по отношению к своим сепаратистам, чем Россия – к чеченцам.

 

Более того, предшественники нынешнего президента Грузии, особенно Звиад Гамсахурдия таки наломали дровишек в этом вопросе, а максимально возможные усилия к его мирному разрешению приложил именно Саакашвили, и то, что он говорит об этом в своей статье в «The Wall Street Journal» (раздел «Мировые СМИ о новой Кавказской войне»), – чистая правда. 24 апреля «Financial Times» в статье «Россия подогревает замороженный конфликт» сообщала: «Михаил Саакашвили, президент Грузии, предложил Абхазии широкий федеральный статус с гарантированным постом вице-президента по делам Абхазии и вето на внесение любых изменений в конституцию». О том же еще 14 апреля писал «Московский комсомолец». Аналогичные условия предлагались и Южной Осетии. По чьей вине эти предложения были отклонены – читайте у Арутюнова.

 

Обратимся еще к приведенному в разделе «Мировые СМИ о новой Кавказской войне» интервью Нино Бурджанадзе немецкой газете «Handelsblatt». Бурджанадзе до весны этого года была спикером грузинского парламента и правой рукой Саакашвили, но по собственному желанию подала в отставку и, судя по всему, в недалеком будущем составит бывшему патрону конкуренцию. Тем не менее, она считает: «Как можно поддерживать мир на протяжении длительного времени, если Россия постоянно подбрасывает дрова в огонь двух кризисов – в Абхазии и в Осетии? Конечно, жаль, что на российские провокации Грузия отреагировала именно таким образом. Но не реагировать на них (было) тяжело…»

 

Но… та же Бурджанадзе сожалеет о том, что «на российские провокации Грузия отреагировала именно таким образом». Значит, она все же считает, что реакция могла быть и другой. Конечно, рассуждая абстрактно, Саакашвили мог считать: если Ельцину и Путину позволено было наводить «конституционный порядок» на территории России, почему мне нельзя на территории Грузии? Но он забыл: что позволено Юпитеру, то нельзя быку, он забыл о реальном соотношении сил, чем навлек на свой народ много несчастий. Многие наблюдатели, в том числе и вполне благожелательные к Грузии, говорят о его импульсивности. И это – уже не первый раз, мы помним жесткий, повлекший за собой жертвы, разгон оппозиционного митинга в Тбилиси.

 

Так что, при всех смягчающих обстоятельствах, снять вину за нынешнюю Кавказскую войну с Саакашвили нельзя…

 

Второй виновник – это Россия, ее руководство, и прежде всего – Путин. Саакашвили поддался на провокацию, но провоцировала его – Россия, причем давно. Россия как бы сидела в засаде и вот – высидела, рано или поздно это должно было случиться. Говорит Андрей Илларионов (раздел «Россияне о новой Кавказской войне»): «Существует огромная информация,.. масса подтверждений, о том, что война против Грузии готовилась в течение длительного времени, по крайней мере, три года. А наиболее интенсивно она готовилась, по крайней мере, последние четыре месяца, как минимум, с апреля 2008 года…» И далее он приводит цифры – сколько войск, техники Россия гнала в регион. Только где-то месяц-полтора назад в Абхазию были посланы железнодорожные войска, как было объявлено, с чисто гуманитарными целями. Вероятно, срочно понадобилось вывозить из Абхазии мандарины. А вы, небось, подумали – вооружение завозить…

 

Российская «Газета» 19 августа опубликовала статью историка профессора Бориса Соколова «Проиграл ли Саакашвили?» У нас для нее уже места не хватило, но приведем из нее небольшие выдержки: «Действия Саакашвили при ближайшем рассмотрении оказываются не только вполне рациональными, но и единственно возможными для его спасения. То, что Россия в скором времени должна вторгнуться в Грузию, у Саакашвили и его советников сомнений не было. На это указывало завершение железнодорожного строительства в Абхазии, усиление контингента миротворцев, сосредоточение у грузинской границы под видом учений элитных российских войск и усиление югоосетинских провокационных обстрелов».

 

Провокация, считает историк, планировалась из Абхазии, но Саакашвили спутал России карты, в результате чего случился небольшой конфуз: «То, что российские войска планировали действовать прежде всего в Абхазии, доказывается, в частности, тем фактом, что в первый же день боев появилась мифическая грузинская карта с планом нападения на Абхазию, якобы захваченная российскими войсками в Южной Осетии. Правда, все надписи на карте были почему-то по-русски. Понятно, в российском Генштабе грузинского языка не знают, а привлекать для разработки фальшивки этнических грузин со стороны было опасно из-за возможной утечки информации. Логичнее было бы захватывать в Южной Осетии грузинскую карту с планом захвата Цхинвали. Но, поскольку начинать собирались в Абхазии, соответствующей картой для Южной Осетии запастись в Генштабе не догадались».

 

Но почему, как сообщает Илларионов, Россия активизировала подготовку к войне с апреля этого года? Все вполне логично. Как отмечено выше, в апреле Грузия предложила Абхазии и Южной Осетии максимально благоприятные условия автономии. А тут и Запад активизировал усилия по разрешению кризиса. 9 июля все ведущие московские газеты сообщили об инициативе США. «РБК daily» писала: «Вчера, 8 июля, Государственный департамент США заявил о своем намерении ввести в регион грузино-абхазского конфликта международные силы, тем самым вытеснив российских миротворцев… Госсекретарь Кондолиза Райс осудила действия России в отношении Грузии. „Некоторые действия, которые в последние месяцы предпринимала Россия, обострили и так напряженную обстановку в регионе. Грузия является независимым государством, и к нему нужно относиться соответственно“» А это «Коммерсантъ»: «Вчера в интервью грузинскому телеканалу „Рустави-2“ заместитель помощника госсекретаря США Мэтью Брайза прямо заявил, что „международное сообщество должно убедить Россию изменить свои провокационные действия в Абхазии“»

 

Тут и Германия подсуетилась. В тот же день, 9 июля, «Frankfurter Аllgemaine» сообщила: «Германия разработала трехэтапный план по умиротворению конфликта вокруг Абхазии. Министр иностранных дел Штайнмайер недавно имел подробные беседы о конфликте с президентом Грузии Саакашвили, а также с российским министром иностранных дел Лавровым. Федеральный канцлер Меркель поддерживает посреднические усилия Германии на Кавказе. Трехэтапный план был согласован с американским госсекретарем Райс. В качестве первого этапа он предусматривает отказ Грузии от применения силы и обещание Абхазии гарантировать беспрепятственное возвращение примерно 250 тысяч грузинских беженцев, покинувших в свое время мятежную провинцию. Этот этап будет, скорее всего, продолжаться "до конца следующего года", как говорят в министерстве иностранных дел. На втором этапе для обеих сторон планом предусмотрено начало "совместных проектов": устранение материального ущерба, нанесенного военными действиями, и процесс восстановления. Для этого этапа Германия предлагает созыв конференции доноров. "Переговоры о конечном статусе" предусмотрены только на третьем этапе».

 

Да разве можно такое стерпеть?! А ну как абхазы с осетинами соблазнятся! Писала же «Financial Times» в упомянутой выше статье от 24 апреля: «Население Абхазии мечется между желанием отделиться от Грузии и страхом оказаться вновь во власти России». И не забудьте: на саммите НАТО в апреле было обещано в декабре вернуться к вопросу о предварительном этапе вступления Грузии, а также Украины в НАТО! И предоставление Западом независимости Косово требовало отмщения, а с другой стороны, создало прекрасный прецедент. А тут еще и Олимпиада в Пекине как-никак отвлекла внимание мировых лидеров, да еще хорошее алиби Путину предоставила: он в Пекине, а тут на Кавказе чего-то началось. Ну, пришлось ему срочно возвращаться…

 

Отдельная тема – беспримерно наглое поведение России в этой войне. Она ссылается нa свои миротворческие обязательства. Но нигде и никогда миротворцы не распространяли свои действия за рамки обозначенной для них территории. Оккупация российскими войсками собственно грузинской территории, бомбардировки грузинских городов, военных и гражданских объектов, уничтожение и грабеж имущества – это самый настоящий государственный разбой, нарушение всех норм международного права.

 

Только один пример. 18 августа российская газета «Время новостей» писала: «Российская армия покинула район вокруг города Поти, где находится оборудованная американцами база сил морской обороны Грузии. Грузинские телеканалы показали, как российские военные вывезли из Поти пару грузинских катеров, а еще несколько судов потопили или сожгли». Но это было еще не все, читайте на стр. 6 статью в «The Wall Street Journal» от 20 августа: русские войска снова вернулись в Поти, и что они там творили.

 

Словом, огромная вина России в этом кровопролитии на Кавказе несомненна.

 

А теперь хотя бы очень коротко о том, кого я считаю наибольшим виновником в этой трагедии – это Запад. Я, в общем, не сторонник того, чтобы всех собак вешать на Запад: да не хватает его на все. Но в данном случае он не только Грузию оставил без действенной поддержки, но и сам себе создал новую и большую головную боль. Не зря Роберт Каган в «The Washington Post» 11 августа написал: «Историки расценят 8 августа 2008 года как поворотный момент, не менее значимый, чем 9 ноября 1989 года – день падения Берлинской стены». Понятно, знак этого момента будет обратным…

 

9 мая этого года Алекс Рондос в британской «Gerald Tribune» в статье «На чьей мы стороне?» предупреждал: «Если страны Запада вскоре не вмешаются, есть опасность, что на восточных границах Европы произойдет маленькая война. Она будет кровавой. Она ухудшит отношения с Россией и повредит стратегическим интересам Запада. Она расколет Евросоюз на снисходительных старых членов и нервных новых членов, расположенных на границах с Россией. Страны Кавказа и закаспийского региона оставят надежду установить стратегические связи с Западом… Происходящее сегодня в Грузии изрядно попахивает Судетским кризисом 1938 года. Тогда "интересы" оказались важнее действий; мы рационализировали наши нравственные ошибки… Грузины неоднократно пытались привлечь внимание международного сообщества. Ответом им был теплохладный дипломатический жаргон и призывы к сдержанности. Эти призывы к сдержанности Москва интерпретирует как эвфемизм для выражения безразличия. Мне было стыдно слушать, как многие европейские столицы на разные лады объясняют, почему не следует придавать слишком большого значения грузинским сигналам тревоги. К чему все это? Почему бы им просто не договориться и не отдать часть своей территории? Не слишком ли эмоциональны эти грузины? Может, это просто ложная тревога? Самый зловещий вариант звучит так: мы не можем позволить себе выводить русских из себя. Или: грузинам надо еще усовершенствовать свою демократию, чтобы мы ради них рисковали своими интересами».

 

Это все – то, о чем Саакашвили пишет сейчас в своей статье. Первое, что надо было сделать: как только Россия начала раздавать свои паспорта абхазам и осетинам, немедленно заменить российских (и грузинских) миротворцев на международных. Тогда, несколько лет назад, обстановка в зоне конфликта была еще не столь напряженной, и Россия не была готова к войне (хватало еще забот в Чечне).

 

И в июле благодушный Запад, предпринимая свои инициативы в отношении этого конфликта, исходил из того, что имеет в лице России нормального партнера, который будет действовать в рамках международного права (как же, и Джордж Буш Путину в глаза заглянул, и Герхард Шредер куда-то заглядывал). Начиная эти инициативы, Грузию нужно было реально подстраховать. Если нельзя было быстро заменить российских «миротворцев», то можно было хотя бы разместить в опасных зонах достаточное число международных наблюдателей.

 

Очень точно написала «The Wall Street Journal» 20 августа: «Русские – хулиганы, и как всякий хулиган они хорошо распознают слабость».

 

Очередной вопиющий приступ слабости Запад продемонстрировал в лице собравшихся 19 августа в Брюсселе министров иностранных дел стран НАТО. Они даже ничего реального не предприняли в связи с тем разбоем, который чинит Россия в Грузии вопреки подписанным соглашениям. Самое «ужасное» наказание, которое было объявлено России – что совет «Россия – НАТО» не возобновит работу, пока она не выведет свои войска из Грузии. Вот кончат они свой разбой и бандитизм, тогда – пожалуйста, на второй или третий день начнем совместную работу. А до того – ни-ни…

 

Обо многом я еще не успел сказать – пора сдавать газету. Но о двух моментах нельзя не сказать. Судя по словам Бурджанадзе и некоторым другим сообщениям, Саакашвили, видимо, предстоит объясниться со своими гражданами по поводу его действий в конфликте. С российских правителей никто в стране ничего, естественно, не спросит. Напротив, как сообщил 20 августа ВЦИОМ, кавказская война значительно повысила рейтинг президента Медведева, а также уважение градан россии к своей армии: шутка сказать, победила 3-хмиллионную Грузию! В Грузии гражданское общество есть, в России – нет.

 

И хочу еще привлечь ваше внимание к вопросу, которым задалась та же «The Wall Street Journal» в статье от 12 августа: «Кстати, куда в эту войну подевались все борцы за мир?» Действительно, почему это молчит хотя бы небезызвестная Ассоциация работников высшего образовании Великобритании, систематически выступающая против «преступлений израильской военщины»? А тут как будто в рот набрали – даже не воды, а чего-то более пахучего…

 

Израиль ЗАЙДМАН