Передовица

 

Финансы поют романсы

 

В сентябре разразился мировой финансовый кризис, плавно переходящий в кризис экономический. Как это чаще всего бывает, начало кризису положили США. Там он начался с кризиса ипотеки, который тлел уже года два. Миллионы американцев, взявших кредиты под покупку домов, «вдруг» оказались неплатежеспособными, в результате пачками банкротились ипотечные фирмы, следом садились на мель кредитовавшие их банки. Возникла нехватка свободных денег, банки и компании, испытавшие острую необходимость в них – то ли для покрытия ранее взятых ими кредитов, то ли для приобретения необходимых для производства сырья и товаров – вынуждены были срочно распродавать принадлежащие им акции и другие ценные бумаги. Чем больше их выбрасывалось на рынок, тем сильнее они обесценивались. Далее включился самый страшный биржевой механизм – психологический: на биржах началась паническая распродажа всего и вся…

 

Далее мы предлагаем вам ознакомиться с мнениями о причинах кризиса и путях его преодоления ряда компетентных авторов. Примечательна позиция Френсиса Фукуямы. Он знаменит тем, что в 1992 году выпустил книгу, которая называлась «Конец истории». В ней он доказывал, что после развала СССР и социалистического лагеря в дальнейшей истории человечества принципиальных перемен не будет. Либеральная демократия одержала верх над коммунизмом, и теперь она постепенно распространится на все или большинство стран. И вот ныне в возникшем кризисе он видит отступление либеральной демократии, и даже допускает, что китайская или российская модель могут оказаться более успешными.

 

Американскому профессору виднее, в каких коррективах нуждается американская модель капитализма: возможно, определенная степень контроля за функционированием финансовой системы в США действительно необходима. Но видеть причины кризиса в рейганомике и бить отбой либеральной демократии, на наш взгляд, неверно. Как следует из приводимой на той же стр. 2 статьи Александра Фролова, к кризису ипотеки в США привела не рейганомика, а массовая, под нажимом правительства, раздача ничем не обеспеченных ипотечных кредитов. Программа «Доступное жилье» и закон «О коммунальных реинвестициях», о которых пишет Фролов, были приняты в 1977 году, то есть до Рейгана, при 39-м президенте США, незадачливом Джимми Картере. Оба эти документа – это скорее из хрущевской программы построения коммунизма к 1980 голу.

 

Приходилось встречать в других статьях указания на то, что и администрация Джорджа Буша-младшего поощряет это опасное кредитование ипотеки для малообеспеченных слоев населения. Стоит еще учесть, что с 2001 года США на войну в Афганистане и в Ираке потратили 800 млрд. долларов, и это только прямые расходы на эти цели. В итоге Америка маленько надорвала пупок. К счастью, не столь основательно, как в свое время СССР.

 

После согласованных мер, предпринятых развитыми странами по инициативе правительства Великобритании, индексы деловой активности на мировых биржах резко подскочили вверх. Так, на Нью-Йоркской фондовой бирже индекс Dow Jones за один день понедельника 13 октября поднялся на 936,42 пункта (11,08%), достигнув отметки 9.387,61 пункта. Это самый мощный «скачок» данного индикатора за всю его историю. Правда, на следующий день снова было отмечено снижение индексов. Видимо, какое-то время они  будут колебаться вокруг достигнутого низкого уровня, затем начнется медленный подъем. Процесс восстановления может оказаться длительным.

 

Не надо думать, что «пусть беспокоятся богатые, у нас нет вкладов в банках, акций и т. п., нас это не коснется». К сожалению, кризис затронул уже сферу реальной экономики, снижаются объемы производства, кое-где начались сокращения персонала, соответственно, начала расти безработица. Не хотелось бы огорчать социальщиков, но вот звоночек и для них. 12 октября британская «Daily Mail» сообщила: «Семьи с низким доходом, которые не могут позволить себе оплачивать похороны, вынуждены более двух месяцев ждать государственную материальную помощь, выделяемую фондом социального обеспечения. Ранее похоронные бюро брали на себя все расходы с помощью банковских кредитов, которые погашались за счет средств, поступающих из госбюджета. Однако в условиях нынешнего финансового кризиса ритуальные агентства испытывают трудности с получением кредитов».

 

Что касается России, то, как говорит Фролов, меры, предпринимаемые ее руководством для борьбы с кризисом, «внешне практически не отличаются» от тех, что используются в США. Но стоит отметить два отличия. Первое, отмечаемое почти всеми наблюдателями, состоит в том, что в России финансовая поддержка банкам и компаниям оказывается как-то уж очень избирательно и не слишком прозрачно (см. на этой же странице статьи Ю. Латыниной и А. Пионтковского), чего нет в США или любой другой западной стране. Второе заключается в том, что Путин и Медведев постоянно подчеркивают: финансовый кризис в России – исключительно импортный, и «завезен» он из США. Но так и хочется их спросить: почему же Россия оказалась в этом деле «первым учеником», то есть почему обвалы на ее биржах неизменно оказываются значительно глубже, чем на всех других? Эксперты – как зарубежные, так и российские (не из тех, что выступают по российским телеканалам) – единодушно отмечают две дополнительные, чисто российские, причины обвалов: война на Кавказе и Путин, исполняющий по отношению к российской экономике роль слона в посудной лавке. Как на последний пример указывают на обвал акций компании «Мечел» после «наезда» Путина на нее 24 июля, то есть до начала общего кризиса.

 

Особо важная для России новость. Газета «Коммерсантъ» сообщила 16 октября: «В среду цена нефти пробила ключевую для российского бюджета отметку в 70 долларов за баррель, баррель Urals с поставкой в Средиземноморье вчера продавался, по расчетам Reuters, за 67,6 долларов».

 

А 17 октября вице-премьер Сергей Иванов сообщил в эфире телеканала «Вести»: «Россия существенно увеличивает расходы на армию. Гособоронзаказ на 2009 год составит 1 триллион 300 миллиардов рублей». Ну-ну…