Выборы

 

На финишной прямой

 

Еще 10 октября ИТАР-ТАСС передало из США: «На сегодняшний день у сенатора-республиканца Джона Маккейна практически нет шансов победить на предстоящих президентских выборах в США, признают практически все американские политологи и пресса». 18 октября, когда пишутся эти строки и когда прошли последние, третьи по счету, дебаты между Обамой и Маккейном, это стало еще очевиднее.

 

Не скроем, ранее нам больше импонировал Маккейн, хотя некоторые сомнения были и тогда. Последние свои шансы на победу он уничтожил выбором кандидатуры вице-президента. Этот выбор стал самой большой ошибкой команды Маккейна. Нет, поначалу этот экстравагантный выбор даже прибавил сенатору от Аризоны очков, но – только до тех пор, когда Сара начала открывать рот. Когда это случилось, стала очевидной ее полная неискушенность в большой политике.

 

И без того Маккейн, буде он избран, стал бы самым старым вступающим на пост президента США. К тому же известно, что он страдает раковой болезнью. По закону, в случае недееспособности президента, его пост до очередных выборов занимает вице-президент. Вы можете представить Сару Пейлин на этом посту, да еще в нынешний, не самый простой момент истории Америки? Впрочем, дело не только в ней: после восьми лет правления Буша американцам отчаянно хочется перемен…

 

В той же информации ИТАР-ТАСС сообщалось: «По утверждению специализированной вашингтонской газеты Politico, знатоки всерьез обсуждают лишь один фактор, реально способный помешать Обаме стать первым в истории страны президентом-афроамериканцем, возможность проявления 4 ноября тех расистских предрассудков, которые таятся под спудом политкорректности и прячутся так далеко, что их не отражают никакие опросы общественного мнения.

 

Пытаясь выяснить, насколько оправданны подобные предположения, вашингтонские репортеры провели журналистское расследование: изучили итоги профильных социологических исследований, сами опросили множество избирателей, а также авторитетных коллег-журналистов, специалистов-политтехнологов. Разговоры велись сугубо приватно. В итоге стереотипное представление о скрытом расизме американцев не было опровергнуто, но было отчасти поколеблено. Ведущие социологи утверждали, что в стране уже миновали те времена, когда избиратели в массе своей готовы были лгать, скрывая расистские взгляды. По мнению этих специалистов, "зазор" между правдой и ложью в данном вопросе измеряется сейчас от силы одним-двумя процентами. Поэтому реально повлиять на итоги выборов он может лишь при минимальном разрыве в голосах».

 

Британская «The Times», обсуждая в номере от 16 октября ту же тему, задалась вопросом, не повредит ли Обаме так называемый «эффект Брэдли»? Газета разъясняет: «Чернокожий политик-демократ Брэдли в свое время был сверхпопулярным мэром Лос-Анджелеса, а в 1982 баллотировался в губернаторы Калифорнии. Он лидировал по всем опросам вплоть до дня голосования, а в итоге проиграл, получив на 100 тысяч голосов меньше. "Эффект Брэдли", то есть скрытый, подавленный расизм американских избирателей, ощущали на себе и многие другие политики африканского происхождения в США».

 

Но в итоге авторы статьи приходят к выводу: «Согласно опросам Gallup, за последние 50 лет чисто американцев, которые бы не стали голосовать за темнокожего кандидата из-за расовых предрассудков, сократилось с 58 до 5%. Отмечается даже своего рода "обратный эффект Брэдли" – так, демократические праймериз показали обратную тенденцию в 12 штатах и лишь в трех проявился скрытый расизм. Если текущие опросы окажутся верными 4 ноября, это будет означать, что "эффект Брэдли" более неверен в отношении США». «Обратная тенденция» означает, что черный цвет кожи Барака Обамы только добавлял ему голосов – так, очевидно, большинство американцев стремится доказать миру и самим себе, что с расизмом в их стране покончено.

 

Что ж, ждать осталось недолго…

 

И. Давидович