Наше ТВ

 

 

Адель КАЛИНИЧЕНКО

Зачем Гордону мельницы?

 

Как-то, очень давно, мой сынишка, когда был совсем маленьким, сказал мне по телефону: «Понюхай, какая наша ёлка душистая» И, поверите, я на другом конце провода почувствовала запах хвои. Вот так и телевидение, как мне кажется, сейчас, как никогда раньше, способно передавать запахи.

Это я к тому, что запах, который источала последняя и две предыдущие передачи «Гордон-Кихот», прошу прощения, отвратителен. Выворачивается что-то грязное, смердящее наружу и выставляется на обозрение миллионов людей. И люди от этого сами невольно пачкаются. Ведь нельзя не испачкаться, видя это, слыша это, привыкая к этому.

А ещё люди смотрят и думают, что, то что с невинной улыбкой Ксюша Собчак, к примеру, спрашивает у Гордона и то, что Гордон, чуть растерянно ей отвечает, можно озвучивать (не вырезав из передачи) и после этого, как ни в чём ни бывало, вести дальше программы, сеять разумное-доброе-вечное, правда, при этом и над вечностью, и разумностью глумясь. И что самое поразительное: абсолютно не застрелиться от несмываемости собственного позора .

Вообще, человека от животного отличает способность испытывать стыд. А если эта способность утрачена, то человек – либо стал животным, либо он умер.

Герои последней передачи Гордона от Ксюши Собчак ушли недалеко. Хотя у них и другой имидж. Они что-то говорили о литературе, советской и современной, о Брежневе, об отце Ерофеева – дипломате, цитировали из Ерофеева какие-то куски, доказывающие что-то, не поняла что. Но это всё было совсем неважно. Потому что люди эти, хоть и начитанные, и эрудированные, но выглядели стаей опасных в своей ярости собак.

 

Никакого более изящного сравнения придумать не могу: люди научились лаять. Лаяли они громко, обнажали клыки, кидались, рыча, подскакивали и носились по залу. Хотя и назывались критиками, литераторами, артистами, но они ими не были. Они были безобразной в своей немотивированной злобе сворой.

 

Честно признаться, я не очень хорошо знакома с творчеством  Виктора Ерофеева, поэтому не могу составить собственного суждения ни о его нынешней сервильности, ни о разлагающем влиянии на неокрепшие умы, ни о его снобизме – то есть о том, за что его клеймили... Тут важно не за что, а как. Даже если прокуроры Ерофеева в передаче Гордона в чём-то и были правы, то ни в коем случае не были выше этих пороков, являя собой пороки, как мне кажется, куда более безобразные.

Смотрела я на всё  то действо и думала: как так получается, что интеллигенция наша абсолютно не озабочена сохранением этого летучего вещества – аромата интеллигентности?


Ну ладно там у Малахова (который «Пусть говорят») – тётки-дуры-истерички (так задумано). Но тут-то – уважаемые дамы и господа,  русская интеллигенция кричит и оскорбляет,  выставляет известного писателя исчадием ада, погружая человека в кошмар судилища прямо-таки сталинской эпохи.

Не представить подобного  уровня обличительного пафоса не только у Лихачёва и Сахарова, Окуджавы и Смоктуновского, сельскую учительницу  в таком амплуа не представить, худенькую библиотекаршу в очках не представить, бабушку на стульчике между залами Эрмитажа.... Такие люди – уходящая натура. А эти – приходящая. Грядущий хам. Вполне себе пришедший.
После передачи позвонила мне мама и говорит: «Как же можно так человека распинать? У него же инфаркт может случиться? За что они его так?» У меня есть версия «за что».

Я слушала недели две где-то назад передачу на «Эхе» с Ксенией Лариной, в которой  Виктор Ерофеев и Никита  Джигурда (при всем не очень почтительном к последнему отношении) хлёстко, мотивированно и смело критиковали съёмки «Последнего героя» за преднамеренное унижение участников и запредельную жестокость к людям. Потом была публикация Ерофеева на эту тему в журнале «Огонёк». Ясно, что  Константину Эрнсту, руководителю 1-го канала, брошена  перчатка.

Он вызов принял. Вся эта «коррида» у  Гордона – статисты, правда, статисты старательные. Последние герои... Нашего времени.

 

Ерофеев, выступая на «Эхе Москвы» сказал, что травля, которой он подвергся  в своё время со стороны властей за альманах «Метрополь», была не столь подлой. Там он и его друзья знали, на что шли, здесь он был приглашён вкрадчивым и ласковым Гордоном на разговор «о сегодняшнем  состоянии нашей литературы». По всему видать: поговорили «о высоком».



На российском телевидении вообще этот стиль склоки, базара, без пяти минут драки стал нормой общения оппонентов.

Я подумала, что самому Гордону даже неважно, что выглядит, как правило, он бледно и бездоказательно на фоне своих оппонентов, потому что «поражение от победы он сам не должен отличать». Важно, чтобы было как можно больше эпатажа, любой степени непристойности. Чем выше степень – тем лучше. Эпатаж – как самоцель.
 

А популяризация ли имперских настроений в случае с Задорновым,  заискивание ли с вызывающе бесстыжей Ксенией Собчак, сведение ли счётов с Виктором Ерофеевым – всё это уже сверхзадача. Создатели передачи всякий раз убивают Гордоном  двух зайцев. Один ценнее другого.

 

И то ли ещё будет! Если нет никаких сдерживающих факторов, кроме страха сказать что-либо, не совпадающее с политической конъюнктурой, а всё остальное не ограничивается ни приличиями, ни вкусом, ни этическими нормами, то получается Гордон-Кихот, борющийся с самим же собой  водружёнными в студии мельницами. Правда, как это ни странно, Гордон – не самое худшее, что  в телевизоре сегодня  водится. Это  не просто «ящик», а  всё чаще – ящик Пандоры, в чистом виде.

 

Не хочется говорить банальности, но «не читайте перед обедом советских газет» и, тем более, не смотрите перед сном российские государственные каналы. Потому  что это психотропное оружие наносит вред душевному и физическому здоровью.

 

Напрашивается вопрос: почему я сама смотрю? Могла бы на этот вопрос слукавить и ответить извинительное: де- мол, для исследования методов воздействия власти на умонастроения граждан, для наблюдения за преднамеренной дебилизацией общества, для того, чтобы потом заметки писать, в конце-концов... Но не всё так однозначно. Смотрю ещё и потому, что зависимость от этого «алкоголя» выработана и у меня.

 

Что же говорить о людях, не имеющих пристойной альтернативы в виде интернета? И на логичный вопрос у себя дома: «Почему ты смотришь это безобразие? Мне за тебя страшно...», – я не знаю, что ответить, я не знаю до конца, «почему»...

 

Дьявол лукав, он умеет обольщать и без труда затаскивать в свою сеть, то есть, в телевизионную сетку вещания.

Иосиф Бродский писал: «В настоящей трагедии гибнет не герой, гибнет хор». Понятно, что это значит в контексте сегодняшнего российского телевидения и его зрителей. И ещё сказал Бродский – а он знал, что говорил: «Всякое творчество есть по сути своей молитва. Всякое творчество направлено в ухо Всевышнего». Если допустить, что Гордон и «всякое такое», тоже претендуют называться творчеством, то, думаю, Всевышний давно отказался это слышать, чего и нам, несомненно, желает...