Пенитенциарная Россия

 

Российские тюремные университеты

 

Тюремное население в России постепенно идет к критической черте – за последние 15 лет осуждено более пятнадцати миллионов человек, т.е. практически каждый девятый человек. А с учетом освобожденных из мест заключения в советские годы лиц, получивших «высшее тюремное воспитаниe», эта цифра составит  двадцать пять миллионов человек, что сопоставимо с численностью населения такой страны как Румыния или Болгария.

 

По данным правового Управления Федеральной службы исполнения наказания в 758 исполнительных колониях на август с.г. было прописано 733 тысячи осужденных – почти на 20 тысяч больше, чем в начале года.

 

Если сюда приплюсовать следственные изоляторы и предварительные СИЗО, то общее число превысит  миллион человек.

 

Не зря в российском народе бытует пословица «От сумы и тюрьмы не зарекайся». Население России, в основной массе, рассматривает тюрьму, как что-то неизбежное, и их уже не пугает неволя.

 

В наводнивших эфир России приблатненных тюремных шлягерах больше романтики,  чем осуждения. Иронические, на одной ноте, с надрывом романсы возвышают зэка: «Сижу на нарах, как король на именинах». И таких королей в России становится все больше. Не случайно Пятигорскую тюрьму народ называет «Белая лебедь».

 

Среднегодовая судимость, в настоящее время, выше в два раза, чем в девяностые годы, и она постоянно растет.

 

Российские власти считают, что стратегия борьбы с преступностью требует ужесточения  законодательства и усиления карательной практики судов. Ничуть не возражая против житейской аксиомы «Вор должен сидеть в тюрьме», нельзя в тоже время не отметить, что миллионы «арестантов» отбывают срок за незначительные кражи (мешок муки, мобильный телефон, палку колбасы и т.п.).

 

По данным независимых экспертов, до 15% отбывающих наказание осуждены незаконно, в то время как на свободе разгуливают «гроссмейстеры» коррупции, высокопоставленные чиновники, виновные в жутких авариях с многочисленными человеческими жертвами.

 

Исключение составляют политические противники действующей власти, их органы правосудия раскручивают на всю катушку (пример – Ходорковский и менеджмент « Юкоса»).

 

Последствия  подобной политики властей уже сказываются на социальной структуре общества и, что особенно опасно, в армии и силовых структурах.

 

Рост «тюремного населения» в таких темпах приведет к тому, что к 2020 году половина населения пройдет через «тюремные университеты» и говорить о развитой демократии, цивилизованной демократии будет уже некому.

 

Вячеслав ПЛЕТНЕВ,

наш спецкорр по Северному Кавказу