Фоторепортаж

 

Сергей АЗАДОВ

С фотокамерой по Германии

 

В русскоязычном журнале «Рыбалка Plus» (Германия) № 51 за январь 2008 г. была опубликована фотография рыбака Andreas Heidt, подманивающего лебедя. Грациозная птица с красивым изгибом шеи застыла недалеко от рыбака. Снимок сам по себе красив, но неприятно резанула надпись под ним: «Этого лебедя весом примерно в 25 кило мы так и не поймали».

 

Но зачем, собственно, понадобилось ловить лебедя? Оценка его по весу наводит на мысль, не была ли уготована для него участь «дичи» на праздничном столе. Надеюсь, что это не так.

 

Убеждён, ловить лебедей, да и других птиц нельзя. Хотя поймать лебедя или утку не составляет большого труда, поскольку дикие животные и птицы в Германии очень доверчивы и подходят к людям совсем близко. Неоднократно убеждался в этом лично.

 

Эта белочка в центре Нюрнберга спустилась с дерева и взяла из рук орешки, а затем, поедая корм в метре от меня, на протяжении четверти часа спокойно позировала перед объективом фотоаппарата.

 

            

 

А этот снимок я сделал на территории бывшего высокогорного альпийского убежища Гитлера – «Орлиного гнезда» в местечке Берхтесгаден. Помимо необыкновенных природных красот этих мест и достопримечательностей высокогорного замка, «Орлиное гнездо» поражает обилием птиц. В основном это альпийские галки и вороны. Они летают низко и садятся чуть ли не на голову. Если вы присели на скамеечку отдохнуть или перекусить, и вытащили из сумки свёрток с бутербродами, будьте уверены – за вами наблюдают! Через мгновение вокруг вас соберётся несколько ворон. Эти бесстрашные, я бы даже сказал нахальные «райские птички», начинают деловито расхаживать рядом и выпрашивать корм. Они настолько привыкли к большому скоплению людей, что уже ничего не боятся и берут лакомства прямо из рук.

 

О доверии животных к человеку говорят следующие две фотографии, сделанные в разное время.

 

Как-то весной, гуляя по городскому парку вокруг небольшого озерца, наблюдал картину, которую назвал бы «Безмятежное детство». Кряковая утка вместе с утятами расположилась на лужайке. А чуть дальше отдыхало потомство реликтовой утки – лысухи. Удивляло, что всего в двух метрах от тропинки, по которой гуляли отдыхающие, утята спокойно ждали маму-лысуху, отлучившуюся за очередной порцией корма.

               

В другой раз я стал свидетелем безграничного доверия семейной утиной четы, которая устроила своё гнездо в крохотном палисаднике между пешеходным тротуаром и стоянкой машин рядом со станцией метро Renweg. Уток не смущал тот факт, что в непосредственной близости от гнезда постоянно парковались десятки машин и проходили сотни людей.

 

Всю весну, лето и до глубокой осени многие нюрнбержцы, живущие недалеко от станции метро Nordostbahnhof c интересом наблюдали за зайчатами, облюбовавшими зелёную лужайку у входа в метро. Дело в том, что на этой лужайке ежедневно собираются стаи городских голубей. Люди, спешащие в метро, давно привыкли к такому соседству и постоянно подкармливают диких птиц. Весной прошлого года неожиданно на этой лужайке из соседних кустов появились шесть маленьких зайчат, которые безбоязненно приблизились к голубям и стали спокойно подбирать остатки корма и щипать траву. Голуби несколько потеснились, но не улетели. Очевидцы с восторгом наблюдали за необычным союзом птиц и маленьких зверьков.

 

На следующий день несколько сердобольных старушек принесли на полянку морковку, капусту и другие овощи. Образовалась небольшая горка, которую можно было бы назвать «Заячья радость». Зайчата не преминули воспользоваться угощением, и в течение дня в окружении стаи голубей поедали принесённую зелень.

 

Так продолжалось всё лето. Люди и зайцы постепенно привыкали друг к другу: одни приносили корм, другие его поедали. Зайцы совершенно перестали бояться людей и брали «зелёные» подношения прямо из рук. Ближе к осени из маленьких коричневатых пуховичков выросли небольшие зайцы, размером с приличного котёнка. С наступлением холодов зверьки разбрелись по окрестным паркам и лесам. Надеюсь, что следующей весной какая-нибудь зайчиха опять приведёт своих малышей поближе к людям, и мы снова будем умиляться доверчивыми зайчатами.

А этот случай на рыбалке произошёл совсем недавно, осенью прошлого года. Та рыбалка на озере Rothsee была примечательна не количеством пойманной рыбы, а тем, что ко мне присоединился коллега-рыбак – лебедь с ближайшего острова. Он часа полтора не давал мне рыбачить: топтался по моим удочкам, сбивал их с рогатулек, чистил крылья непосредственно под натянутой леской и рядом с ней, заставляя постоянно пищать сигнализаторы поклёвок. И при этом все полтора часа он беспрестанно попрошайничал. Я всё ждал, когда же у него проснётся совесть. Но совесть не просыпалась до самого вечера. Он не уплыл к себе на остров даже после того, как слопал все мои съестные запасы. Видимо птица, почувствовав моё нежное отношение к себе, после плотного обеда разлеглась у меня в ногах, мешая рыбачить. Этот «оборзевший» лебедь так проникся ко мне доверием, что казалось он вот-вот завиляет хвостом и залает как собачка или замурлычет по-кошачьи. Только к вечеру с трудом, но без применения силы удалось выпроводить восвояси непрошенного, но очень симпатичного гостя.

Эту чёрно-белую фотографию я позаимствовал из одной баварской газеты. Она очень поучительна и наглядно демонстрирует отношение немцев к диким животным. Полицейские остановили движение на оживлённой автостраде, давая возможность лебединому семейству спокойно преодолеть полотно автобана. Обращает внимание, что ни один водитель из длинной вереницы остановившихся автомобилей не проявляет раздражения и возмущения, высовываясь из машины и размахивая руками. Все спокойно ждут, когда прекрасные белые птицы вместе с маленькими лебедятами степенно пересекут автобан и воспринимают это как само собой разумеющееся.

 

Немцы заботятся не только о крупных животных и птицах, но и о таких, казалось бы, неприметных земноводных, как лягушки. В период весенних миграций им устраивают «зелёную дорогу», прокладывая малогабаритные туннели под скоростными автострадами в местах их массового переселения.

 

Почему же животные здесь так доверчивы и абсолютно не боятся человека?

 

Всё дело в культуре людей. В Германии птиц и животных никто не пугает, за ними не гоняются бродячие кошки и собаки, поскольку их здесь просто не бывает. Даже малые дети воспитываются в духе бережного отношения к природе. Животных и птиц подкармливают, о них заботятся. Скворечники и кормовые столики продаются во всех зоомагазинах. Птичьи домики и кормушки с навесами для белок и пернатых висят во дворах и просто на улицах. В зимний период не только в зоомагазинах, но и во всех супермаркетах продаётся всевозможная подкормка для птиц, которая не залёживается на прилавках.

 

Доброе отношение к природе и всем её представителям – признак внутренней культуры нации. Своеобразной «лакмусовой бумажкой» для определения цивилизованности того или иного народа является отношение его и государства в целом к слабым: детям, инвалидам и животным. Несмотря на то, что стиль и уклад жизни в государствах «развитого капитализма» достаточно жесткий, и каждый трудоспособный член общества должен сам позаботиться о своём благополучии, отношение к слабой части общества остаётся неизменно гуманным. Причём это распространяется и на братьев наших меньших.

 

Так давайте в этом брать с них пример – будем добрее и гуманнее. И тогда доброта, многократно преумноженная, вернётся к нам обратно от Матушки-Природы.