Послание президента

 

ПОСЛАНИЕ

 

Наблюдать это зрелище интереснее всего было, очевидно, психологу. Я имею в виду то, как зачитывавшего свое первое послание Дмитрия Медведева слушал Владимир Путин. Впрочем, и рядовым зрителям, в психологии неискушенным, смотреть это было довольно захватывающе.

 

Путин не только слушал своего клона. Он каким-то образом реагировал. То ли он пытался гипнотизировать Медведева (благо сидел в первом ряду), то ли что-то подсказать, внушить, точно Старик Хоттабыч Вольке Костылькову. Один раз он просто одобрительно закивал, явно удовлетворенный. Временами похлопывал ладонью по колену – то ли давал какой оговоренный знак, то ли волновался, чтоб Медведев не сказал какую-нибудь неуместную импровизацию? Охотно аплодировал вместe со всем залом – и это тоже было довольно забавно.

 

Медведев же произносил свою речь ровно и жестко, стараясь – вольно или невольно – имитировать манеру Путина, действительно как клон какой... Последнее время он и правда производит впечатление загипнотизированного, зомбированного, в сомнамбулическом состоянии говорящего человека. А может, его подменили роботом-двойником?

 

Президент великой страны (по крайней мере, по размерам) в 21-м веке говорит о том, что во всем виновата Америка – от Кавказской войны до свалившихся на Россию экономических проблем. Иногда у меня возникает ощущение, что они – правители России – и сами начинают верить в то, в чем восемь лет убеждают соотечественников. Зомбируя граждан, сами облучились.

 

И тут никого не должен смущать призванный подсластить пилюлю пассаж о том, что «у нас нет проблем с американским народом, у нас нет врождённого антиамериканизма», мол, все дело только в плохих правителях Америки. Ну-ну, это после стольких-то лет самой оголтелой антиамериканской пропаганды? Да буквально за пару дней до Послания подзабытые уже «нашисты» напомнили о себе антиамериканским шабашем у посольства США, после которого остались горы гнилых тыкв (акция проходила в день празднования в Америке Хеллоуина).

 

То же самое, похоже, и во внутренней политике: сколько правильного сказано президентом России – и о коррупции, и о судебной системе, и о свободе (той самой, что лучше несвободы)! Я думаю, что под этим мог бы подписаться любой либерал. Но, во-первых, какой толк от этих замечательных слов можно ожидать, мы знаем уже хотя бы потому, что нечто подобное глаголил в каждом своем послании и Путин. Во-вторых, как выяснилось на выходе, всё это говорилось в качестве большой сладкой пилюли, призванной скрасить неловкость от главного новшества, предложенного Медведевым. Внесение поправок в конституцию, связанных с увеличением срока полномочий президента и парламента. Но обо всём по порядку.

 

Пробежим для начала текст послания Дмитрия Анатольевича хотя бы по диагонали, насладимся этой песней: как нелицеприятно говорит он о пороках отечества (прямо Чаадаев какой, а не самодержец российский) и как расписывает те блага, которые не столько есть, сколько должны будут появиться в самом скором времени.

 

«В России на протяжении веков господствовал культ государства и мнимой мудрости административного аппарата. А отдельный человек с его правами и свободами, личными интересами и проблемами воспринимался в лучшем случае как средство, а в худшем – как помеха для укрепления государственного могущества».

 

Вот вы, уважаемый читатель, думаете, небось, на этом месте Медведев скажет, что теперь-то, с приходом к власти ответственных руководителей всё стало по-другому? Ан нет. Дмитрий Анатольевич нелицеприятен и в оценке сегодняшнего дня: «...государственная бюрократия по-прежнему ... руководствуется все тем же недоверием к свободному человеку, к свободной деятельности. Эта логика подталкивает её к опасным выводам и опасным действиям. Бюрократия периодически "кошмарит" бизнес – чтобы не сделал чего-то не так. Берет под контроль средства массовой информации – чтобы не сказали чего-то не так. Вмешивается в избирательный процесс – чтобы не избрали кого-нибудь не того. Давит на суды – чтобы не приговорили к чему-нибудь не тому. И так далее.

 

В результате, государственный аппарат у нас в стране – это и самый большой работодатель, самый активный издатель, самый лучший продюсер, сам себе суд, сам себе партия и сам себе в конечном счете народ. Такая система – абсолютно неэффективна и создаёт только одно – коррупцию. Она порождает массовый правовой нигилизм, она вступает в противоречие с Конституцией, тормозит развитие институтов инновационной экономики и демократии».

 

Ну что, чем вам не Чаадаев? Я бы сказал, такой пощечины царизм... тьфу-тьфу, режим еще не получал. И от кого? Столь ясной и недвусмысленной оценки не давали, пожалуй, даже такие непримиримые оппоненты режима, как Каспаров, Шендерович или Новодворская. Я даже начал волноваться, как отреагирует на это Владимир Владимирович, сидевший, как я уже сказал, в первом ряду! Вот ведь, сейчас, верно озвучив диагноз, президент начнет называть фамилии тех, кто, собственно, кошмарит бизнес, берет под контроль СМИ, вмешивается в избирательный процесс, давит на суды. А то вдруг еще возьмет, да и ткнет прямо с трибуны указующим президентским перстом прямо в того, кто и есть «сам себе суд, сам себе партия и сам себе в конечном счете народ». Но нет, Путин никакого беспокойства не проявил, даже не поежился – наоборот, благожелательно покивал, поаплодировал со всеми.

   

И правда, оказалось, беспокоиться не о чем было. Никаких конкретных виновников в сложившейся ситуации нет, или просто Дмитрий Анатольевич понятия не имеет, кто бы это мог быть. А для лечения болезни, оказывается, надо «развивать институты демократии». Але оп! – И всё. Делов-то. Ну, конечно, попутно бороться с коррупцией и развивать судебную систему, поскольку «независимый и честный суд – это основа справедливого общественного порядка». Интересно, вспомнил ли Дмитрий Анатольевич, произнося эти слова, умирающего Алексаняна или Бахмину, под призывом освободить которую в день оглашения Послания уже стояло 80 тыс. подписей? Судя по тому, что он никак не запнулся на этой фразе, не вспомнил.

 

Но мы отвлеклись. В результате предложенных президентом России мер – всемерного развития демократии и т.д., а также (очерчу, за неимением места, по пунктам):

 

– привлечение молодых и талантливых людей в фундаментальную и прикладную науку, процесс, который Дмитрий Анатольевич оригинально назвал «охотой за головами», призванный, очевидно, сменить процесс «утечки мозгов», непонятно только, с чего бы вдруг;

 

– помочь малому и среднему бизнесу в создании инновационных предприятий;

 

– модернизация школы (слушая, в каких условиях вскорости будут учиться российские школьники, я белой завистью завидовал им и жалел, что живу не в России и мне не идти скоро первый раз в первый класс);

 

– реформа здравоохранения и создание системы обязательного медицинского страхования, которая сделает доступными для всех граждан медицинские услуги;

 

– ну и, разумеется, полномасштабная забота о старшем поколении, для чего будет проведена соответствующая реформа пенсионного обеспечения –

 

и вот в результате всех этих комплексных мер, по ожиданиям Дмитрия Медведева, Россия станет «уже в близком будущем передовой, прогрессивной и удобной для жизни страной, процветающим, и основанным на справедливых законах сообществом свободных людей». Вот только конкретный год почему-то не назван, а мы с советских времен – «коммунизм к 80-м» – привыкли к точным обозначениям славных рубежей.

 

Слушая все эти сентенции, я вспомнил один старый советский анекдот, когда воспитательница в детском саду так живо расписала, как хорошо живется детям в Советском Союзе, что одна девочка в этот Советский Союз запросилась. Так и я, слушая программу Дмитрия Медведева, порой терял чувство реальности и начинал верить в то, что он говорит, и готов был запроситься в эту процветающую и основанную на справедливых законах страну. И, разумеется, бегом бежать из ужасного места под названием США, если бы меня угораздило там ненароком оказаться.

 

Ну вот, и эта вся такая большая и сладенькая пилюля была, собственно, для чего? К чему этак изящно и непринужденно подвели присутствовавших в Георгиевском зале Кремля, а заодно с ними и всех россиян? Оказывается, чтобы всё это «планов громадьё» осуществить, нужна сущая малость – увеличить президентский срок с четырех до шести лет, а заодно еще продлить на год срок парламентариям. Ну не по силам успеть президенту за четыре года осчастливить россиян, нужно как минимум шесть. Казалось бы, в чем проблема – если россияне будут так рады «началам дней... Петра» или кого другого, они имеют возможность избрать его на второй срок. Но элементарной логикой нынешние обитателя Кремля себя, кажется, не отягощают.

 

Помните, сколько в свое время политологи гадали на политической гуще, каков будет сценарий возвращения Путина на пост президента? Постережет ли ему Медведев трон, и если да, то когда отдаст – через год ли, или уж в 2012-м? И вот он, этот план, во всей красе, простой до гениальности! Дело в том, что – как уже объяснили сведущие люди – если эти изменения в конституцию будут одобрены, они не распространятся на нынешнего главу государства и нынешний созыв Думы, которые избирались до внесения поправок. Но не исключено, что Медведев не досидит и положенных ему четырех лет, так как, по мнению наблюдателей, возможно что после принятия поправок в конституцию могут быть назначены новые выборы президента и парламента. Так что к 2012 году – самое позднее – Путин вернется на трон, на радость всем россиянам. А в том, что всё это затеяно ради решения так называемого «третьего срока» Путина, не сомневается никто из не прикремленных наблюдателей (см. некоторые мнения в колонке справа).

 

А еще говорят, что Медведев марионетка. Как же марионетка, когда – мы помним – Владимир Владимирович был категорически против увеличения срока президентских полномочий, и вообще против какой бы то ни было перекройки конституции в угоду кому бы то ни было. Политолог Дмитрий Фурман даже неоднократно хвалил его за это. А вот Дмитрий Медведев решительно опрокинул мнение своего предшественника. Вот уж воистину – послал так послал. Всякие нормы права, конституции да и просто приличия. И, кстати говоря, мнение того же предшественника. Какая же он марионетка?

 

И не позже 2012-го года он совершенно самостоятельно передаст власть Путину, и тому придется подчиниться новым положениям конституции и стать президентом как минимум на шесть лет. Ведь он, как мы знаем, положениям конституции следует строго. А уж став президентом, он к ней не прикоснется. Таких уж он правил.

 

Вадим ЗАЙДМАН