Послание президента
Передовой опыт – в массы!
Какое совпадение: 5 ноября, в тот же день, когда президент РФ Дмитрий Медведев огласил свое первое Послание Федеральному собранию, сайт Newsru.com опубликовал, со ссылкой на газету «Новые известия», заметку, в которой приведены международные рейтинги России в различных показателях внешней и внутренней деятельности государства и общества. Поскольку оба события случились в один день, невольно возникло их сопоставление.
Президент говорит, что одна из первых забот Российского государства – укрепление международной безопасности, а в заметке говорится буквально следующее: «Россия признана одной из самых агрессивных стран в мире». Так, может быть укрепление международной безопасности стоит начать с уменьшения собственной агрессивности?
Но, кстати, в вопросах международной безопасности странные противоречия (или проговорки?) содержатся в самом Послании. В нем провозглашается: «Миром нельзя управлять из одной столицы... Вместе со всеми заинтересованными сторонами мы будем создавать подлинно демократическую модель отношений, не допуская единоличного доминирования в какой-либо сфере». А чуть ниже президент заявляет: «Наш народ духовно и нравственно богат, нам есть чем гордиться, есть что любить, есть что отстаивать и что защищать, есть к чему стремиться. Поэтому мы не отступим на Кавказе». Но Кавказ – не вотчина России, происходящее там – вопрос международный. Если русский народ духовно и нравственно не просто богат, а даже сказочно богат, означает ли это, что проблемы Кавказа могут решаться единолично из столицы России? А если другие страны, ссылаясь на духовное и нравственное богатство своих народов, станут утверждать, что они тоже не отступятся, скажем, Франция – от Северной Африки, Германия – от Балкан и т. д.?
А вот еще президент твердо заявляет: «Резкие колебания политической и экономической конъюнктуры, турбулентность мировой экономики и даже нагнетаемая военно-политическая напряженность не станут поводом для демонтажа демократических институтов». Ну, абсолютно ничто в мире не заставит российские власти демонтировать демократические институты! Но, извините, из самого Послания видно, что там особенно демонтировать нечего.
Обратимся к составляющим демократии. В заметке: «В ежегодном рейтинге уровня свободы слова международной организации "Репортеры без границ", борющейся против цензуры и за освобождение журналистов, Россия заняла 141-е место. Страна расположилась между Йеменом и Тунисом. Всего в рейтинг были включены 173 страны». В послании: «Свобода слова должна быть обеспечена технологическими новациями. Опыт показал, что уговаривать чиновников оставить в покое СМИ практически бесполезно. Нужно не уговаривать, а как можно активнее расширять свободное пространство интернета и цифрового телевидения».
Кто бы объяснил российскому президенту, что в действительно демократических странах свобода слова существовала задолго до названных им технологических новаций, даже в царской России – между 1905 и 1917 годами. И что же, российские граждане дождутся свободы слова лишь тогда, когда Интернет и цифровое телевидение придут в каждую квартиру? Кто бы подсказал господину Медведеву, что к тому времени российские чиновники найдут управу и на эти «технические новшества».
Кстати, об этих безымянных и таинственных чиновниках. Владимир Познер, объясняя, почему он решил закрыть программу «Времена», которую он в течение 8 лет вел на первом канале, сказал: при обсуждении того или иного политического вопроса хотелось, чтобы «всегда были первые лица», а поскольку определенному кругу лиц, то есть оппозиционерам, дорога на федеральные каналы была закрыта, приходилось все время приглашать одних и тех же людей, что ему и надоело. Вот интересно, кто же это закрыл путь оппозиции на федеральные каналы – небось, какие-нибудь чиновники из райкоммунхоза?
К числу важнейших демократических свобод президент справедливо отнес свободу предпринимательства. А в той же заметке на этот счет сообщается: «В январе этого года американские исследователи из Heritage Foundation перевели Россию в разряд стран с "подавляемой" экономической свободой. В составленном рейтинге экономической свободы Россия попала на 134-е место из 157. На этом же месте оказались Вьетнам и Украина».
А вот еще об одном показателе, из заметки о международных рейтингах: «В рейтинге Transparency International, который отражает уровень коррупции, Россия заняла 147-е место из 180 возможных. Теперь Россия по уровню коррупции занимает одну строчку с Кенией, Сирией и Бангладеш. Это самый низкий показатель России за последние восемь лет. Хуже ситуация обстоит только в Бурунди и Сомали. А в таких странах, как Замбия, Эфиопия, Никарагуа и Уганда, уровень коррупции значительно ниже».
Не совсем ясно, почему «за последние восемь лет» – уже восемь с половиной. Восемь лет с коррупцией боролся президент Путин и уже полгода борется президент Медведев, а она, клятая, все растет и растет. Не успело отзвучать эхо от президентского послания, как главный военный прокурор России Сергей Фридинский на координационном совещании руководителей правоохранительных органов Вооруженных сил и других воинских формирований, посвященном вопросам борьбы с коррупцией, заявил: «За девять месяцев текущего года рост количества зарегистрированных преступлений коррупционной направленности составил 35,4%». И еще лучше: «Сумма ущерба от коррупционных преступлений в Вооруженных силах и других войсках в этом году возросла по сравнению с прошлым в 3,5 раза и составила 1,6 млрд. рублей. Размер причиненного государству ущерба в органах и учреждениях МЧС России увеличился в 15 раз, во внутренних войсках МВД России – в 8,5 раза, в Минобороны – в 3,4 раза».
Теперь попробуйте решить простенькую задачку: если число зарегистрированных преступлений на почве коррупции за эти 9 месяцев выросло на 35,4%, а сумма ущерба от них – в 3,5 раза, во сколько раз выросла средняя сумма взятки? И заметьте еще: из этих 9 месяцев 5 пришлись уже на время, когда за борьбу с коррупцией взялся новый президент. Нет ли здесь недоработки кремлевских политологов? Потрудились бы получше, глядишь, и доказали бы, что на коррупционные деяния каким-то хитроумным способом тоже США толкают. Иначе, чем же еще этот позор можно объяснить?..
Или вот еще пассаж из президентского Послания: «Мы не позволим разжигать социальную и межнациональную рознь». А в тот же день, 5 ноября, Московское бюро по правам человека публикует сообщение (не могли, паршивцы, хоть неделю выждать): «В 2008 году число погибших и пострадавших в результате нападений на почве ксенофобии в России выросло почти в полтора раза по сравнению с прошлым годом. С января по октябрь 2008 года зафиксировано не менее 254 подобных нападений: в результате были убиты 113 и пострадали не менее 340 человек».
Что касается социальной розни, то достаточно ознакомиться с реакцией части российских граждан (см. на стр. 5) на обращения другой части к президенту России с просьбой помиловать Светлану Бахмину: ненависть к богатым и удачливым выплескивается из берегов. Да и то сказать: Москва прочно удерживает первое место среди городов мира по концентрации миллиардеров, при том, что весьма немалая часть россиян, особенно в провинции, едва сводят концы с концами.
Вот с таким багажом Дмитрий Медведев отправился на встречу «большой двадцатки», которая пройдет 14-15 ноября в Вашингтоне. Будет рассказывать, как усилить международную безопасность, усовершенствовать финансовую систему и т.д. Как не поделиться богатым российским опытом с остальным миром…
И. Давидович