Дело Бахминой

 

После того, как в интернете появилось открытое к подписанию всеми желающими обращение к президенту России Дмитрию Медведеву с просьбой о помиловании Светланы Бахминой, там же 21 октября появилось контр-обращение, также открытое для подписания, текст которого мы публикуем ниже.

 

Пусть С. Бахмина до конца досидит свой срок!

 

 Уважаемый Дмитрий Анатольевич!

 

Просим Вас остаться в стороне от шумихи, поднятой сейчас вокруг гражданки С. Бахминой, бывшего юриста ЮКОСа, осужденной на шесть с половиной лет лишения свободы. В интернете идет кампания по сбору подписей для досрочного освобождения С. Бахминой.

 

В таком же положении, как Бахмина, пребывает сегодня и сотни других женщин-заключенных. У них также на воле остались дети, подчас брошенные, в отличие от ухоженных детей Бахминой. И у них также есть младенцы, что содержатся в детских домах по месту отбыванию наказания. Но по этим женщинам так называемые правозащитники не взывают к Вашему состраданию и в пользу их подписи не собирают.

 

Эти женщины платят за свои проступки до конца в назначенной им мере. А что делает Бахмину исключительною и достойною президентского помилования?

 

Значительное число людей толкают на преступления безысходность, отчаяние, нужда. Бахмина с её каждомесячным доходом во многие тысячи долларов да ещё более значительными годовыми вознаграждениями не знала подобного. Какой же был ее мотивирующий фактор? Она должна в полной мере искупить перед народом свою вину согласно вынесенному ей весьма умеренному приговору.

 

Не так давно Вы сказали, что для нашей страны важны «сигналы». Помилование Бахминой пошлёт раздражающий сигнал честным людям о том, что соучастие в больших преступлениях даёт возможность рассчитывать пусть не на законное освобождение до срока, но, вполне – на президентское помилование.

 

Мы призываем Вас укрепить веру сограждан в то, что совершившие преступление не уходят от наказания и что столь часто попираемая справедливость всё же существует!

 

 

На момент сдачи номере под этим обращением подписалось 2660 человек. Понятно, когда призывают «милость к падшим» проявить. Но довольно странно, когда требуют противоположного. Мотив авторов контр-обращения – справедливость! Если освобождать, то всех беременных женщин, а не одну Бахмину! Здесь видно полное непонимание того, что такое этот акт – помилование. Когда объявляется амнистия, она касается всех заключенных определенных категорий. А помилование, как, кстати, и УДО (условно-досрочное освобождение) – это всегда акт индивидуальный. Есть прошение Бахминой – президент его рассмотрит и решит, достойна она помилования или нет, а общественность может ее поддержать. Если вы считаете, что кто-то еще достоин помилования, пусть подаст прошение, а вы его своим обращением к президенту поддержите. А вот такое контр-обращение – это, вероятно, первый случай в истории, и произойти он мог только в стране, где накоплена огромная масса социальной злобы, и авторы контр-обращения к этой злобе и апеллируют. В этом чувствуется что-то родственное большевистскому перевороту 1917 года.

 

Мы проанализировали состав подписантов, не всех 2626, а одну страницу с номерами от 2394 до 2594, всего 201 человек – достаточно представительная выборка. Не каждый указывал все свои данные, а кто хотел, добавлял и комментарий. Подавляющее большинство подписантов – жители крупных городов, больше всего москвичей. Также подавляющее большинство – люди с высшим образованием, больше всего инженеров, много программистов, менеджеров, студентов. Удивило, что около десяти из примерно ста указавших свою профессию оказались юристами.

 

Из комментариев чаще всего встречается «вор должен сидеть в тюрьме» или близкие к этому, что возражений, в общем, не вызывает (если вор украл не курицу или знаменитых «три колоска»). Много и комментариев такого типа: «Равенство людей перед законом и неотвратимость наказания должны быть реализованы» (Зарецкая Т.А., Москва, психолог); «Закон один для всех» (Трусов В.А., Ижевск, нефтесервис); «Против избирательности и привилегированности милосердия и правосудия» (Бородин Д.С., Москва, инженер); «Я хочу жить в государстве, в котором перед законом все равны!!!!» (Смирнова Л.Б., Выборг, юрист); «Пусть в обществе знают, что есть закон, который для всех одинаковый» (Исков Р.А., Санкт-Петербург) и т.п.

 

В принципе, опять возражений не вызывает. Но есть два «но». Первое: речь-то в данном случае идет не о правосудии, а о милосердии к уже осужденным. И тут равенства не может и не должно быть. Естественно, неравенство должно в этих случаях определяться не имущественным или общественным положением осужденного. При Ельцине была общественная комиссия по помилованию, которую возглавлял Анатолий Приставкин. Потом ее ликвидировали, подозреваю, как раз по инициативе чиновников, которым «удобнее» было подсказывать свои советы президенту по этому вопросу в зависимости от имущественного положения просителя. А вообще, многие комментарии подписантов указывают на то, что в обществе потеряно само понятие о милосердии.

 

Второе «но» еще, пожалуй, огорчительней. Чтобы было понятнее, приведу еще один комментарий: «Я против двойных стандартов. Закон для богатых не должен быть каким-то другим» (Менько Г., программист). Хоть один человек выразил свою мысль до конца. Остальные имеют в виду то же самое: что закон должен быть один для богатых и бедных.

 

Приведу еще два мнения: «Закон один для всех, даже для ЮКОСа» (Гозман Г., Калуга, дворник); «Правосудие должно быть равным для всех: и для ЮКОСа, и для простых граждан» (Посков Д.А., Санкт-Петербург, инженер-программист). Здесь то же деление: ЮКОС и простые граждане означает богатые и бедные.

 

Но разве справедливость только тем и ограничивается, чтобы закон был одинаков для богатых и бедных? Справедливо ли будет, если закон будет снисходителен для одних бедных, например, коренных жителей, и суров для других, скажем, гастарбайтеров, чаще всего – самых бедных?

 

Многие из подписантов ненавидят олигархов. Но задались ли вы, уважаемые, простым вопросом: почему это из всех олигархов так жестко наказали и разорили одного Ходорковского и его сотрудников? Вы считаете, что Ходорковский – вор. Я не спорю, но неужели вы думаете, что остальные – Абрамович, Потанин, Дерипаска, Вексельберг, Алекперов, Прохоров, Лисин, Мордашов, Керимов и десятки других, наживших свои миллиарды в то же время – ангелы с белыми крылышками?

 

Думаю, процесс создания их богатств протекал у всех примерно одинаково. Различия начались позднее, и были они как раз в пользу Ходорковского. Недавно сообщалось: Прохоров купил где-то на Западе виллу за 500 миллионов долларов, Абрамович покупает зарубежные футбольные клубы, строит самые большие яхты – все это тоже сотни миллионов долларов. Дети олигархов учатся в Парижах и Лондонах, сами они деньги прожигают в Куршавелях. Ходорковский ни в чем таком замечен не был. Дети его учатся дома, никакой недвижимости на Западе он не скупал. И он первым начал не только брать, но и отдавать России. Он развернул несколько благотворительных проектов и стал финансировать оппозиционные партии, включая, кстати, и КПРФ. Человек считал, что в нормальной стране должна быть оппозиция, – как щука в пруду, чтобы карась не дремал.

 

Вот за это он и поплатился. И еще за то, что на совещании Путина с промышленниками он задал вопрос: почему при всех разговорах о борьбе с коррупцией, она все больше растет? И вот это вы считаете справедливостью?

 

Кстати, когда дело ЮКОСа только разворачивалось, Игорю Шувалову, тогда – помощнику президента Путина (он и сейчас у него заместитель в правительстве), задали вопрос: почему дело возбудили только против ЮКОСа и Ходорковского. Шувалов, слывущий среди власть имущих либералом, несколько смутился и высказался в том духе, что с кого-то же надо начинать, будут потом и другие. Но другие поняли: надо «почитать родителей» и держать язык за зубами, а еще надо делиться – не с народом, а с власть имущими.

 

Поэтому правозащитники и считают, что дела Ходорковского и его сотрудников – политические, и к ним должен быть особый подход и особое внимание. Ну, подумайте сами, чего им только не инкриминируют: и сокрытие налогов, и мошеннические сделки, и убийства, и черт знает что еще. И все – в одном ЮКОСе, а у остальных – все чисто. Вы можете в это поверить? Такая «справедливость», по-вашему, в интересах народа?

 

Авторы контр-обращения апеллировали к накопленной в обществе социальной злобе, и они не ошиблись. Не все откликнувшиеся руководствовались этим мотивом. Не менее половины подписантов исходили из вполне здравых общих представлений о том, каким должно быть правосудие, не вникая в детали. Но значительная часть подписантов кипит социальной озлобленностью.

 

Вот некоторые образчики: «Нет уж, пусть досиживает как положено... После отсидки она и три её поколения будут жить без забот припеваючи на сворованные ею деньги» (Лазаренко В.Н., Казань); «Она не избранная и воровала, чтобы быть еще богаче. Пусть досидит свой срок до конца!!!» (Хомич А.Д., Москва, юрист); «Ненавижу олигархическую автократию, господствующую в стране и ее защитников псевдо либерастов изнасиловавших Россию и ее народ в 90-е. А отвечать каждый должен за себя и за свои деяния» (Мишин О.В., Москва, юрист).

 

А вот еще лучше: «Я бы расстреливал за экономические преступления» (Фурса Н.Н, Аксай, строитель); «Я за восстановлении смертной казни за коррупцию и хищения свыше 100к$. Давайте организуем петицию» (Архангельский Л., Омск, программист); «Ненавижу Бахмину и таких как она. Надо всех этих”высокооплачиваемых” поставить к стенке, а то, что они награбили – отнять и отдать нам – простым людям. И размножаться им незачем. Их дети – это тунеядцы и наркоманы. Я – за смертную казнь!» (Куликов А., Ленинградская область); «В случае с Бахминой, милосердие – это быстрое и безболезненное повешение. Потому что справедливостью будет кол на Лобном месте, ага» (Келемор С.В., Санкт-Петербург, рабочий).

 

Естественно, среди подписантов оказались и национально озабоченные господа. Например: «Против Бахминой нечего личного не имею если бы она по человечески сказала что ей плохо и она просит снисхождения я был бы за но вокруг ее имени проводится антироссийская компания ставящая целью дискредитировать конституционный строй я против предательского радио Эхо ЦРУ и засевших там и глумящихся над нашей страной евреев как и во всех сферах нашей жизни взять СМИ культуру русская фамилия стала редкостью это факт который можно легко проверить мой голос против этого» (Сергеев С.С., Челябинск, историк); «Детали компании по Бахминой, показывают некое наглое и циничное нутро кагала сложившегося среди ряда работников СМИ и ”правозащитников”, добивающегося своих корпоративных корыстных целей» (Вернер А.В., Минск, профессор).

 

Если столько ненависти скопилось среди людей с высшим образованием, владеющих интернетом, то нетрудно представить настроения тех слоев населения, где часто и телефона в доме нет. Скопление столь мощного заряда социальной злобы рано или поздно добром не кончится. Трудно сказать, явилось рассматриваемое контр-обращение инициативой Кремля или это общественный порыв, вызревший в созданной режимом атмосфере. Не проводя прямых сравнений, российским властителям можно посоветовать задуматься над тем, что православный философ и историк Георгий Федотов в статье «Россия и свобода» сказал о движении черносотенцев: «Власть, дворянство вскармливали его – но на свою голову»…