Дружба народов

 

Виктор ШЕНДЕРОВИЧ

Узбеки

 

«Бывают странные сближения», но это, пожалуй, странным не назовешь. Оно какое-то… демонстративно-показательное, что ли.

 

В прошлый вторник Америка (по преимуществу белая) впервые выбрала себе черного президента. В это же самое время в Москве, в процессе празднования Дня Национального единства, забили двух узбеков; одного – насмерть.

 

Америка выбрала перемены.

 

Мы – зафиксировали статус-кво.

 

Все остальное, что случилось в Москве в тот день, смотрится уже гарниром: толпа горлопанов с предусмотрительно спрятанными под шарфиками лицами, другая толпа – официозная – с их дурацким «Одеялом мира» на пол-города и бесстыжим депутатским балаболаньем на притянутые за уши исторические темы…

 

Все пустое. Суть вопроса и содержание праздника сформулировали скинхеды.

 

Кстати, вы не знаете, как звали убитого?

 

Я не знаю. Не смог узнать, хотя перелистал все ссылки в интернете. Во всех сообщениях он фигурировал просто как «узбек», и эта милая деталь выдает в нас людей широких и не озабоченных мелочами.

 

Какая, действительно, разница?

 

Я знаю страны, где имя убитого кричало бы с первых полос и со всех телеэкранов, а главный полицейский начальник стоял бы навытяжку перед телекамерами, и публика не слезла бы с него до тех пор, пока убийцы не были бы найдены. И они были бы найдены – именно поэтому!

 

Но нам, благонравным обывателям великой России, уже много лет с громким пуканьем поднимающейся с колен, к расизму не привыкать, – и кресло под министром Нургалиевым не закачается оттого, что в столице с регулярностью туров чемпионата России по футболу убивают безымянных (для нас) узбеков, таджиков, вьетнамцев...

 

Вот если бы г-н министра засомневался в необходимости метелить оппозицию… О-о-о, вот тогда бы в полный рост встал вопрос о его служебном несоответствии!

 

Кстати, о Нургалиеве и «инородцах». Вы не находите, что наши скинхеды знают, кого можно убивать, а кого нельзя? Что-то они не подстерегают в темном переулке самого господина министра, хотя он и не «титульной нации»; что-то не замечены в преследовании путинского друга, немножко туркмена, Реймана, не охотятся на Сергея Кужугетовича Шойгу, – хотя по формальным признакам и он бы скинхедам подошел, не правда ли?

 

Или кто-нибудь что-нибудь слышал об угрозах Шамилю Тарпищеву?

 

Нет уж. Дураки, а мыла не едят! Посреди равнодушной российской столицы подонки топчут ногами и режут насмерть людей заведомо «второго сорта» – гастарбайтеров, беженцев, нелегалов... Именно по линии социального ценза проходит смертельный водораздел. «Узбек», в данном случае – псевдоним, и почти традиционный, полного бесправия – и политической, а отнюдь не географической азиатчины (см. «господ ташкентцев» Салтыкова-Щедрина).

 

Оттого-то так уверены в своей безопасности убийцы. Потому-то так спокоен, во всех смыслах, министр МВД. Узбеком больше, узбеком меньше… Кто с него спросит?

 

Полвека назад всевозможные советские кукрыниксы упражнялись в карикатурах на ку-клус-клан. Пока они оттачивали свое мастерство, Америка вымела ку-клус-клан вон из политики – сегодня любители этого экстрима сидят там на своих кухнях, и сидят очень тихо. Президентом Америки будет Обама.

 

А мы, полжизни проборовшиеся за свободу Анжелы Дэвис (живя среди ссыльных народов и непроходимого пятого пункта), в новые времена, по новой отмашке из телевизора, переключились на защиту прав русских в Прибалтике – в эту пробирку, уже десять лет напролет, и трухаем свой интернационализм.

 

А банды классово близких скинхедов разгуливают по Москве в поисках безнаказанной нерусской крови по случаю Дня национального единства…

 

«The New Times», 11 ноября