Веселыe картинки

 

Еще о переселении душ

 

Помните, как в «Собаке Баскервилей» Шерлок Холмс, разглядывая галерею предков Баскервиля, обнаружил портретное сходство между Стэплтоном (Олег Янковский), тайным наследником умершего Чарльза Баскервиля, и его далеким предком Хуго Баскервилем, благодаря которому и появилась легенда о страшной собаке? «Вот так начнешь изучать фамильные портреты и уверуешь в переселение душ», – сказал по этому поводу великий сыщик.

 

Вот в такое же переселение душ начинаешь верить, просто изучая работы великих мастеров прошлого.

 

В 6-м номере нашей газеты за 2007 год был опубликован биографический рассказ В. Кочкина «Генсек Брежнев и царь Агамемнов», а в качестве иллюстрации к рассказу нами была помещена репродукция маски, снятой с царя Анамемнона. Нас тогда поразило бросившееся в глаза сходство между властителем далекого прошлого и одним нынешним «царем». Впрочем, тогда акцентировать это сходство в материале мы не стали, так как оно не имело отношения к опубликованному рассказу, сами же мы сочли это сходство случайностью.

 

Но вот наша добрая знакомая из Мюнхена Наталья Генина обратила наше внимание на известную картину Иеронима Босха (ок. 1460 – 1516) «Фокусник». На этой картине, написанной более 500 лет назад, изображен элементарный наперсточник, про которого мы полагали, что это изобретение бурных 90-х 20-го века. Ан нет, головы людям дурили гораздо раньше и, как мы видим, за 500 с лишним лет это их ничему не научило.

            

Но в данном случае нас интересуют зрители, зеваки, наблюдающие за искусством фокусника. Всмотритесь внимательно в их лица. Не напоминает ли вам кто-то из них одно до боли знакомое лицо? И, кстати, то же самое, кого напомнила нам и маска Агамемнона. Так и хочется воскликнуть вслед за Шерлоком Холмсом, слегка его перефразировав: «Вот так начнешь изучать работы мастеров прошлого, фиксировавших время и его героев, и уверуешь в переселение душ». И еще хочется добавить, видя представителей столь разнесенных во времени эпох: «Сколько же раз он реинкарнировался, и как он живуч!»

 

Кроме того, разглядывая картину Босха, начинаешь понимать, откуда у нынешнего реинкарнированного такие способности к шулерству: видно, 500 лет назад он долго и основательно наблюдал за уличным наперсточником. Хорошим учеником оказался.

 

В. Зайдман