Газовая история
Благодетель Путин
Нынешний газовый скандал настолько огромен, содержит в себе столько аспектов, к тому же он еще не завершен, что дать более-менее полное его описание в данном номере газеты нет никаких возможностей. Поэтому мы пока ограничимся одной его стороной – спором из-за цены газа для Украины. Российская сторона и лично Владимир Путин всячески стараются представить себя благодетелями Украины в этом вопросе. Посмотрим, как обстоит дело в действительности.
Рынка газа нет, но Украина должна платить за газ по рыночным ценам
Что рынка газа нет – это общепризнано. Но что это означает? Означает это то, что в торговле газом, как таковым, не действуют законы конкуренции. На первый взгляд, это странно. Не менее двух десятков стран в мире являются продавцами природного газа. Вроде бы они должны конкурировать между собой. Но газ – это такой товар, подавляющая часть которого транспортируется по трубопроводам. Вряд ли есть смысл тянуть газопровод из Мексики в Европу или из Алжира в Китай. Поэтому реально каждая страна удовлетворяет свои потребности в газе от очень ограниченного числа его добытчиков, и нормальной конкуренции не получается.
Но почему же в таком случае Россия настаивает, чтобы Украина платила ей за газ по рыночной цене? Откуда берется рыночная цена на газ, если нет рынка газа? Рынка газа нет, но есть общий рынок энергоносителей, в рамках которого существует общая их конкуренция. Поставщик газа не может назначить произвольно высокую цену на него, ибо потребитель в этом случае предпочтет газу мазут, уголь или другой энергоноситель. Реально цена на газ определяется, исходя из цены на ныне самый распространенный энергоноситель – сырую нефть.
Как рассчитывается рыночная цена газа
Основной характеристикой каждого энергоносителя является его теплотворная способность. Оказывается, тысяча кубов газа дает примерно в 6 раз больше тепла, чем один баррель (около 160 литров) нефти. Но, конечно, это только основа расчета, учитываются и другие факторы.
При этом для расчета цены газа берется не сегодняшняя цена нефти, а цена шестимесячной давности. Что за странность? Дело в том, что расчетная цена газа определяется не каждый день, а поквартально. Скажем, второй квартал кончился, а 1 июля вам уже надо продавать/покупать газ. Среднюю цену нефти и другие расчетные параметры за второй квартал нужно еще посчитать. Поэтому цена на газ в третьем квартале определяется, исходя из средней цены нефти в первом квартале. Между серединой первого квартала и серединой третьего квартала – 6 месяцев, поэтому и говорят о 6-месячном интервале для расчета. В периоды плавного изменения цен на нефть это не очень существенно, но в последний год, когда цены в первом полугодии резко росли, а во втором вообще обвально упали, это создавало драматические коллизии.
Вот, например, Алексей Миллер, глава правления «Газпрома», выступая 12 ноября 2008 года перед журналистами в Новом Уренгое, сказал: «В нынешнем, четвертом квартале 2008 года цена за тысячу кубометров газа превышает 500 долларов – это исторический максимум». Как так – максимум, когда цены на нефть упали, считай, до минимума? Но все верно: в основу расчета цены на газ в 4-м квартале заложена цена на нефть во 2-м квартале. А она тогда была максимальной. Вы скажете, что пиковой цены (147,27 доллара) нефть достигла в июле. Но она сразу быстро пошла вниз, и средняя цена в 3-м квартале была уже существенно ниже, чем во втором. Поэтому, продолжая тот разговор, Миллер сказал: «Абсолютно точно цены на газ с начала 2009 года для потребителей Европы пойдут вниз».
Итак – благодетель
Когда между Украиной и Россией начались переговоры о заключении контракта на поставки газа в 2009 году, Россия назвала цену 250 долларов за тысячу кубов. Украина ответила, что это много, по ее расчетам цена должна находиться в пределах 201-235 долларов. Это означает, что Украина готова была согласиться на 235 долларов. Вроде бы не столь уж большая разница. Но российская сторона аж зашлась от обиды: мы вам – льготную цену, а вы еще кобенитесь, тогда платите, как в Европе, – 418 долларов. Это было в конце декабря, а 4 января планка была поднята еще выше – до 450 долларов за тысячу кубометров.
И Владимир Путин на встрече с журналистами 8 января был весь преисполнен благородным негодованием по поводу этих неблагодарных украинцев. Вот, послушайте: «С этого года… среднеазиатские страны перешли в отношениях с Россией на европейское ценообразование. Не знаю, является ли это коммерческой тайной, но я скажу: средняя цена среднеазиатского газа в этом году для самой России – 340 долларов за тысячу кубометров. Если посчитать стоимость доставки до границы Украины, это будет 375 долларов за тысячу кубометров. Тем не менее, „Газпром“ сделал супер-льготное предложение украинским партнерам. Неудобно даже называть эту цифру, но я ее тоже назову – 250 долларов за тысячу кубометров газа. Почему говорю „неудобно“? Потому что потребители внутри России, конечно, спросят нас: с какой стати? Тем не менее, „Газпром“ на это пошел. И что вы думаете? Это предложение было отвергнуто, и по указанию президента Ющенко накануне 31 декабря прошлого года украинская делегация прервала переговоры и покинула Москву».
Действительно, Россия к украинцам – как к братьям, себе в убыток газ отдает, а они отвечают черной неблагодарностью. Но… упускают россияне, в том числе Владимир Владимирович (видно, по забывчивости), один пустячок. Когда они говорят о цене газа для Европы, они «забывают», что эта цена ежеквартально пересматривается. Можно не сомневаться, что и цена на среднеазиатский газ будет соответственно пересматриваться. А контракт на поставки газа Украине заключается на год. А среднегодовая цена газа для Европы, скорее всего, окажется ниже 250 долларов за тысячу кубов.
Посмотрим-ка, по какой цене «Газпром» поставляет свой газ (вкупе с купленным среднеазиатским) в Европу в 1-м квартале 2009 года. Швейцарская «Neue Zuercher Zeitung» 6 января под названием «Я не понимаю украинцев» опубликовала интервью с Симоном Пирани, экспертом в области энергетики, старшим научным сотрудником Oxford Institute of Energy Studies. Из названия следует, что эксперт настроен никак не проукраински. Но вот что он говорит: «Сегодня Западная Европа покупает газ по 400 долларов за тысячу кубометров, и 44 доллара из этой суммы приходятся на транспортные расходы. Соответственно, для Украины справедливой была бы цена около 356 долларов».
Уже из этого следует, что, заломив для Украины цену в 450 и даже 418 долларов за тысячу кубов газа, Россия просто занимается шантажом. Вспомним еще, по какой цене газ поставлялся в Европу в 4-м квартале 2008 года: выше 500 долларов за тысячу кубометров. То есть мы видим уже значительное снижение цены. А какова будет цена во 2-м квартале? Она будет рассчитываться, исходя из средней цены нефти в 4-м квартале 2008 года. А цена эта была втрое ниже, чем во 2-м квартале того же года. Значит, цена газа для Европы тоже упадет примерно втрое по сравнению с его ценой в 4-м квартале 2008 года. Если принять ее за 540 долларов, то получим 180 долларов за тысячу кубометров. Для Украины эта цена должна быть ниже на величину транспортных расходов. Пусть эта величина тоже уменьшится, но в итоге цена газа для Украины окажется порядка 150 долларов за тысячу кубометров.
Судя по тенденциям, цена нефти вряд ли в ближайшие полгода повысится, скорее наоборот. Следовательно, и цена на газ для Украины до конца года останется в пределах тех же 150 долларов. В итоге имеем цену в 1-м квартале порядка 350 долларов и остальные три квартала – по 150 долларов. В среднем за год это даст цену в 200 долларов за тысячу кубометров газа. А Путин хочет лупить с Украины 250 долларов за те же кубы круглый год.
Вот такой благодетель Владимир Владимирович…
Заключение
Украине стоило бы перейти на европейские принципы ценообразования на газ. Конечно, это страшно – сразу начать платить по 350 долларов за тысячу кубов. Но один квартал можно перебиться, например, за счет целевого кредита, зато потом можно будет с лихвой окупить потери. И, в конце концов, Украина же рвется в Европу. Почему Польша и другие западные соседи Украины могут платить европейскую цену за газ, а она – нет? Давно пора заняться Украине снижением энергозатрат в промышленности и коммунальном хозяйстве.
В данной статье затронута только одна сторона газового спора между Россией и Украиной. Спор еще не закончен и, видимо, нам придется еще вернуться к нему в более широком аспекте. Пока скажем лишь, что виновны в нем, на наш взгляд, обе стороны, хотя, возможно, и в разной степени. И, что несомненно, обе стороны от этого конфликта только потеряли и будут нести потери еще долгое время…
Израиль Зайдман
P.S. Эта статья была закончена 14 января утром, а во второй половине дня произошло нечто немыслимое: Россия вроде бы подала газ в систему, а из Украины в Европу газ не пошел. Стороны обвиняют друг друга, Европа в растерянности. Кто-то играет в бессовестную игру: люди на Балканах и в некоторых странах Восточной Европы замерзают.
«The New York Times» в номере от 14 января приводит мнение на этот счет Григория Перепелицы, директора Института внешней политики МИДа Украины: «Это продолжение российско-грузинской войны другими средствами». Он считает, что таким образом Москва пытается дискредитировать украинских лидеров и проучить Центральную Европу за лоббирование приема Украины в НАТО. А итальянская цитирует зампреда правления «Газпрома» Александра Медведева: «Возникает впечатление, что весь этот мюзикл, который происходит на Украине, дирижируется совсем из другой страны». Иными словами: если Украина блокирует газ, направляемый в Европу, то в этом вина Соединенных Штатов.
В связи с последним заявлением вспомнилось сообщение «Росбалта», появившееся днем ранее: «Единороссы нашли виновных в организации массовых акций в Приморье против повышения пошлин на иномарки: это западные спецслужбы. Убеждение в этом высказал во вторник вице-спикер Госдумы, первый замруководителя фракции "Единая Россия" Владимир Пехтин». Это самая натуральная паранойя (что означает мания преследования).
Кто бы ни оказался виноват в этой газовой трагикомедии, обе страны – Россия и Украина – будут на долгое время дискредитированы.