Мир
Мюнхен-2009
6 – 8 февраля в Мюнхене в 45-й раз прошла Международная конференция по безопасности, в которой приняли участие 300 представителей из 50 стран.
С особым интересом ожидалось выступление на конференции вице-президента США Джозефа Байдена. 7 февраля Байден в своем выступлении сказал: «В последние несколько лет произошла опасная тенденция в отношениях между Россией и членами НАТО. Настало время, как сказал президент Обама, нажать кнопку перезагрузки, и пересмотреть направления, где мы можем и должны сотрудничать с Россией… Мы можем сотрудничать в обеспечении безопасности, обеспечить достаточный контроль за ядерными вооружениями и материалами, добиться улучшения контроля над вооружениями подобно Договору СНВ, выйти за пределы существующих договоров и усилить сокращение вооружений».
В то же время он предупредил, что «мы не будем соглашаться с Россией во всем. США не признают Абхазию и Южную Осетию в качестве независимых государств», добавив, что США «не признают право никакой страны на сферы влияния». Однако, сказал он, «США и Россия могут не соглашаться друг с другом, и одновременно сотрудничать там, где наши интересы совпадают. Они совпадают во многих областях».
На следующий день с Байденом встретился первый вице-премьер России Сергей Иванов. Он приветствовал обещание Соединенных Штатов «перезагрузить» отношения с Москвой как «весьма положительный шаг». Иванов добавил: «Какие бы мы проблемы не взяли: это и климат, и мировой финансовый кризис, и Афганистан, и иранская ядерная программа – так или иначе есть поле для взаимодействия между Россией и США».
Вместе с тем он категорически отрицал, что к решению Киргизии о ликвидации американской базы «Манас» на ее территории имеет какое-то отношение Россия. Ну, чистое совпадение: 3 февраля президент Киргизии Курманбек Бакиев встретился в Москве со своим российским коллегой Дмитрием Медведевым, и, учитывая тяжелое финансовое положение Киргизии, была достигнута договоренность о том, что РФ передаст Киргизии 150 млн. долларов безвозмездно, а также предоставит кредит в сумме 2 млрд. долларов. И почему-то расчувствовавшемуся Бакиеву приспичило тут же объявить о закрытии американской базы. Никто его к этому не неволил.
Уже на следующий день мировая пресса полнилась сообщениями о том, что это шантаж со стороны Москвы. Как известно, Барак Обама объявил о планах значительного расширения американского воинского контингента в Афганистане. Ввиду нестабильной обстановки в Пакистане, Америке важно обеспечить пути снабжения своих войск через территорию России и ее центрально-азиатских союзников.
«The New York Times» писала 4 февраля: «Москва в целом согласна. Однако она хочет гарантий нерасширения НАТО на восток, вывода американских войск из бывших республик Средней Азии и, возможно, Прибалтики. России нужно публичное признание Вашингтоном, что территории бывшего СССР остаются сферой влияния России. На это Обама пойти не может в принципе». Российские эксперты в один голос говорят: «В Афганистане США делают за нас нашу работу». Да и без экспертов ясно, что Россия намного больше, чем США, заинтересована в замирении этой страны. Но российскому руководству хочется, как говорится, и рыбку съесть и на что-то сесть. Вот и добились закрытия последней американской авиабазы в Центральной Азии.
Самое лучшее, что мог бы сделать в этой ситуации Обама – объявить, что в таком случае он выводит свои войска из Афганистана. В самом деле, Россия и ее союзники по ОДКБ объявили о создании Сил быстрого развертывания, вот пусть и займутся Афганистаном, благо, опыт есть…
В Мюнхене обсуждались также перспективы развития отношений между Россией и НАТО. По этому вопросу предоставим слово журналу «Der Spiegel». В опубликованной им 10 февраля статье Беньямина Биддера «Сердечное взаимонепонимание между Россией и Западом» говорится:
«Мюнхен-2007 и Мюнхен-2009. Здесь возмущенный Путин, тут новый американский вице-президент, призывающий к сотрудничеству и предлагающий России начать отношения с чистого листа. Российские СМИ превозносят речь Байдена, газета "Ведомости" даже объявила его "человеком недели". Присутствовавшие в Мюнхене представители Европы уверяли, что они не хотят изолировать Россию. Ангела Меркель, подхватив предложение Дмитрия Медведева, говорила об общей архитектуре безопасности – едином пространстве от "Ванкувера до Владивостока".
Однако у амбициозных планов, связанных с новой архитектурой безопасности, есть одно "но" – Москва и Запад имеют в виду две в корне различные конструкции. "Ангела Меркель подразумевает присоединение России к НАТО", – поясняет Александр Рар из Немецкого общества внешней политики. Однако Россия в качестве рядового члена НАТО – это для многих россиян нонсенс… Медведев, подчеркивает Рар, стремится к созданию новой структуры, в которой Москва и НАТО будут обладать равными правами и возможностями.
Однако европейцы не видят необходимости в создании новых институтов. Они хотят включения России в уже существующие, в НАТО и ЕС, так что при всем согласии, достигнутом в Мюнхене, в вопросе единой архитектуры безопасности Россия и Запад друг друга по-прежнему не понимают».
И не поймут. В России даже православный батюшка считает (см. статью «Патриарх умер. Да здравствует патриарх!» в этом номере), что «Россия попросту не способна удовлетвориться в международных отношениях ролью ведомого, второсортного партнера. Участвуя в работе европейских структур, мы не можем отказаться от права решающего голоса…»
Россия должна быть признана равновеликой НАТО, включающему 26 стран: у НАТО один голос и у России один голос, а иначе она несогласная. То же и с ЕС. А чего…
И. Зайдман