Ближний Восток
Израиль: правый крен
27 декабря прошлого года, устав терпеть систематические обстрелы юга страны из сектора Газа, правительство Израиля решилось на военную операцию против окопавшейся в секторе террористической организации ХАМАС. На этот раз израильская армия (ЦАХАЛ), в отличие от войны в Ливане летом 2006 года, была прекрасно подготовлена, и операция развивалась успешно. Но, конечно, военные действия в самом густо населенном регионе планеты не могли не повлечь за собой жертв среди мирных жителей. ХАМАС, зная чувствительность «мирового сообщества», раздувал кадило, преувеличивая число жертв и снабжая мировые СМИ россказнями о переполненных госпиталях и отсутствии уже мест на кладбищах. Как обычно, в европейских городах начались акции протеста. Благо, мусульман теперь в Европе достаточно, и в левых политкорректорах недостатка тоже нет. Усилилось давление на израильское правительство со стороны западной дипломатии.
Под этим давлением 12 января возник раскол в израильском правительстве, глава МИДа Ципи Ливни и министр обороны Эхуд Барак высказались за прекращение операции, премьер-министр Эхуд Ольмерт настаивал на ее продолжении. Ольмерта поддержало большинство министров, а также руководство служб безопасности, и операция была продолжена. Но давление извне, видимо, настолько усилилось, что в ночь на 18 января Израиль все же вынужден был прекратить операцию.
Солдаты и офицеры ЦАХАЛА уходили из Газы с горечью, задавая вопрос: «Почему нам не дали завершить работу?» Основными целями операции «Литой свинец» Израиль объявил прекращение ракетных обстрелов и контрабанды оружия в палестинский анклав. Ни одна из этих целей не была достигнута: обстрелы юга Израиля продолжались даже во время самой операции и не прекратились после вывода войск из Газы. Сразу после их вывода ХАМАС начал восстанавливать тоннели, по которым в Газу доставляется оружие.
Уходя из Газы, солдаты оставляли на развалинах домов надпись: «Гилад, мы были здесь». Гилад Шалит остался в плену. Признаюсь, когда началась операция, у меня было наивное желание посоветовать ЦАХАЛу захватить в плен побольше боевиков ХАМАСа, чтобы потом менять на Шалита их, а не осужденных судом преступников. Я сильно обрадовался, когда в одном из сообщений прочел, что ЦАХАЛ захватил уже больше ста пленных. Но был сильно разочарован, когда в начале февраля узнал, что речь опять идет об обмене Шалита на отбывающих сроки в израильских тюрьмах хамасовцев. Торг идет из-за того, что ХАМАС требует освободить 350 преступников, а Израиль согласен только на 346, отказывая в освобождении четырем, самым кровавым, один из которых осужден на 77 пожизненных заключений, остальные – «всего» на 35-36.
Досаду по поводу незавершенности операции в Газе испытали не только офицеры и солдаты, но и большинство населения Израиля. На 10 февраля еще ранее были назначены досрочные выборы в Кнессет. После вывода войск из Газы стало ясно, что израильские избиратели качнутся вправо. Так это и произошло, и немалую роль в этом сыграли наши бывшие соотечественники, составляющие около четверти населения Израиля.
Давно было известно, что большинство репатриантов из бывшего СССР тяготеют к жесткой политике в отношении арабов, являются поклонниками «твердой руки» и поклонниками Владимира Путина. Этим еще в ходе избирательной кампании попытался воспользоваться министр обороны и глава левой партии «Авода» Эхуд Барак, заявивший, что палестинских террористов надо «мочить в сортире». Однако, это ему не помогло, избиратели не забыли, что он еще 12 января выступал за прекращение операции в Газе. «Авода» потерпела на выборах поражение.
Избиратели Бараку и его «Аводе» предпочли другие партии, которые, как они считают, ближе отвечают представлению о «твердой руке». Это правая партия «Ликуд» во главе с «зубром» израильской политической сцены Беньямином Нетаньяху и ультраправая «Наш дом Израиль», возглавляемая «ястребом» Авигдором Либерманом. Партию Либермана поддерживают, в основном, выходцы из бывшего СССР, но на этих выборах она получила некоторую поддержку и других избирателей.
Расклад в Кнессете нового созыва такой: центристская «Кадима» во главе с Ципи Ливни имеет 28 мандатов, «Ликуд» – 27, «Наш дом Израиль» – 15, «Авода» – 13, ультраортодоксальная партия «Шас» – 11. Еще три религиозные партии получили вместе 12 мест, левая «Мерец» имеет 3 места и, наконец, три партии израильских арабов получили вместе 11 мандатов.
Как можно предполагать, президент Израиля предложит формировать правительство Ципи Ливни, как главе партии, получившей наибольшее число мандатов. Но левоцентристская коалиция, которую она может сколотить, наберет всего 44 мандата и даже вместе со всеми арабскими партиями (что практически невероятно) – 55. Для формирования правительства требуется не менее 61 голоса из 120.
После неудачи Ливни Пересу ничего не останется, кроме как предложить сформировать правительство Нетаньяху. Тот может собрать под свои знамена 65 депутатов от правых и религиозных партий. В принципе, возможны и другие варианты, как, например, большая коалиция на основе «Кадимы» и «Ликуда» с ротацией поста премьер-министра, но это маловероятно.
Надо сказать, израильтяне отдали предпочтение правым партиям не только из-за недоведенной до конца операции в Газе, но еще из-за определенных опасений в отношении нового президента США. Два Барака – свой левый Эхуд Барак и малоизвестный, но настораживающий Барак Обама – это, они посчитали, может оказаться для маленького Израиля слишком много.
И. Давидович