Европа – Германия

 

Новости Европы и Германии

(по материалам «Deutsche Welle» и Inopressa.ru)

 

Беженцев будут распределять по странам ЕС. Под таким заголовком «Die Tageszeitung» 3 февраля сообщает: «После принятых в Германии в 1993 году ограничений в правилах, регулирующих прием беженцев, министры внутренних дел Германии в немалой степени поспособствовали и ужесточению соответствующего европейского законодательства. В результате с проблемой беженцев теперь все чаще сталкиваются не в Гамбурге или Берлине, а на южных рубежах Евросоюза – итальянском острове Лампедуза или на Мальте. Европейский иммиграционный пакт, принятый в октябре 2008 г., дополнительно укрепил границы "европейской крепости"». Тем не менее, основная нагрузка по-прежнему падала на страны Южной Европы, что не может им не нравиться. Поэтому: «С 2012 года планируется распределять беженцев, прибывающих в ЕС, между отдельными государствами союза. Относительно квот пока что ничего не сообщается».

 

Новички и кандидаты – головная боль Евросоюза. Газета «Die Frankfurter Allgemeine» 13 февраля пишет: «С тех пор, как Болгария и Румыния были приняты в Евросоюз, усилия обеих стран по внедрению норм правового государства, мягко говоря, пошли на убыль. Обе страны до сих пор предельно далеки от европейских стандартов. И нет никаких признаков того, что они смогут или захотят когда-либо самостоятельно приблизиться к этим стандартам. Прекращение финансирования – мера, которую ЕС недавно применил к Болгарии и которой он пригрозил теперь Румынии – наказание еще довольно мягкое. Есть немало свидетельств тому, что европейские субсидии лишь подстегивают коррупцию и преступные "разборки"».

 

В тот же день баварская «Die Sueddeutsche Zeitung» сообщала: «Турция все чаще вызывает озабоченность в Евросоюзе. ЕС возлагал большие надежды на стремление турецких властей к реформам. Теперь, трезво взглянув на вещи, Брюссель приходит к выводу, что в Анкаре возобладала противоположная тенденция. Горькая правда состоит в том, что соблазн вступить в ЕС мало влияет на внутреннее развитие Турции и укрепление демократии и правового государства. Европа должна решить, как быть дальше с Анкарой. При этом ей не следует реагировать на склонность турок строить из себя жертву заносчивых европейцев и взывать к оскорбленному чувству национального достоинства. Турция хочет в Европейский Союз. А ЕС, в свою очередь, не предъявляет несправедливых требований. Уступчивость, в ответ на которую не получаешь ничего, ошибочная стратегия. В качестве оправдания не годится и утверждение, что Европа нуждается в Турции для своего энергоснабжения, как утверждают некоторые. Напротив, приводя этот аргумент, европейцы делают себя уязвимыми для шантажа».

 

По последнему поводу орган немецких деловых кругов «Das Handelsblatt» 20 января писал: «Премьер-министр Турции Тайип Эрдоган впервые за четыре года посетил Брюссель с намерением придать новый импульс переговорам о вступлении его страны в ЕС. Там он выразил сомнение в экономической целесообразности строительства газопровода Nabucco и заявил о намерении своей страны пересмотреть отношение к этому проекту, поставив под сомнение важнейшее начинание ЕС, посредством которого он намеревается уменьшить свою зависимость от поставок российского газа. Новый козырь дал ему в руки газовый конфликт между Россией и Украиной. Председатель Еврокомиссии Жозе Мануэль Баррозу строго порекомендовал Эрдогану не увязывать проект Nabucco с переговорами о членстве в ЕС».

 

Наш комментарий. Как не крути, а приходится признать: что-то было в гипотезе Самюэля Хантингтона, который предсказывал, что после крушения мирового коммунизма главная линия раздела пройдет между западной цивилизацией, с одной стороны, и мусульманской и православной цивилизациями, с другой. Приняли православные Болгарию и Румынию, так сказать, авансом в ЕС, хотя они далеко еще не соответствовали стандартам этой организации. А они до приема еще как-то старались создать соответствующее впечатление, а теперь потихоньку возвращаются в свое привычное состояние. А мусульманская Турция и до приема не очень старается. И не зря покойный патриарх Алексий II утверждал (см. в данном номере статью «Патриарх умер…» на стр. 8-9), что «Ислам ближе стоит к православной церкви, чем католицизм».

 

И, кстати, вам ничего не напоминает фраза о «склонности турок строить из себя жертву заносчивых европейцев и взывать к оскорбленному чувству национального достоинства»?

 

Проблемы европейской энергетики

(по материалам «Deutsche Welle»)

 

Для немцев «солнечный бизнес» не экзотика, 20 января. Германия – далеко не самая солнечная страна в мире. Тем не менее, немецкие компании, работающие в области солнечной энергетики, считаются лидерами на мировом рынке. Почти 40 процентов производимых в Германии солнечных батарей идут на экспорт. В декабре прошлого года вблизи Лейпцига заработала крупнейшая солнечная электростанция Германии. Она покрывает потребности в электричестве 10 тысяч семей. В абсолютных цифрах – это 40 миллионов киловатт-часов в год. Причем речь идет об экологически чистом электричестве, которое позволяет сократить выбросы углекислого газа в атмосфере на 25 тысяч тонн в год. Электростанция в Лейпциге расположена на территории бывшего военного аэродрома, который использовался советскими войсками. Поиск подходящей территории – это, пожалуй, одна из сложнейших задач в бизнесе, основа которого – энергия солнца. Однако, как отмечают немецкие эксперты, как раз на территории бывшей ГДР таких площадей предостаточно.

 

15 лет назад производство электричества на основе солнечной энергии казалось экзотикой. Однако немецкий предприниматель Франк Асбек, основатель успешной компании Solarworld из Бонна, сумел вовремя распознать перспективы. «На тот момент мы представляли собой объединение выпускников университета с очень высокой мотивацией, рассказывает Асбек. – Всего нас было 12 человек. Сегодня мы представляем концерн, на который по всему миру работают 2500 сотрудников». Солнечные модули, которые производит немецкий концерн со штаб-квартирой в Бонне, и сегодня внушают уверенность в завтрашнем дне, несмотря на мировой экономический кризис. По словам Асбека, в секторе возобновляемой энергии наблюдается большой спрос на высококвалифицированные кадры. «И прогноз только для Германии и США звучит так: в ближайшие годы в этом секторе экономики будут созданы до полумиллиона новых рабочих мест, утверждает глава немецкого концерна. – Мы сможем брать на работу людей и перенимать технологии, например, из автомобильной отрасли».

 

Асбек считает, что через пять лет производить электричество на основе солнечных батарей станет так же выгодно, как и делать это другими способами. Солнечная энергия может дать толчок новой промышленной революции. По крайней мере, экзотичным бизнесом ее точно больше не назовешь.

 

Германия будет активнее черпать энергию из ветра, 22 января. Ввиду роста цен на энергоносители в ближайшем будущем ожидается прорыв в отрасли ветроэнергетики. По словам Хермана Альберса, главы Федерального союза ветроэнергетики (BWE), в ветроэнергетике есть все признаки роста. Все больше установок малой мощности будут заменять более крупными и эффективными, размещая их на тех же площадях. «Так что вопреки прогнозам скептиков, в развитии ветроэнергетики ожидается ощутимый прорыв. И Германия снова подтвердит свой статус мирового лидера в этой отрасли», уверен Альберс. По оценкам, через 10 лет производство электроэнергии с помощью ветроустановок вырастет в среднем на 3500 мегаватт в год, а суммарная ежегодная мощность ветроэнергетики Германии достигнет как минимум 55 тысяч мегаватт. Таким образом, к 2020 году на долю Германии придется четверть мирового объема электроэнергии, вырабатываемой с помощью ветра, подчеркивает представитель.

 

Сейчас в Германии насчитывается около 20 тысяч ветроэнергетических установок. Их общая мощность превышает 23 тысячи мегаватт. Германия сохраняет лидирующие позиции и по объему строительства ветроустановок. В 2007 году выручка германской индустрии ветроэнергетики составила шесть миллиардов евро – на 21 процент больше, чем в 2006 году. Доля экспорта ветрогенераторов в 2007 году возросла до 83 процентов, годом ранее она составляла 74 процента.

 

Немецкие генераторы покупают во всем мире. По словам представителя Федерального союза ветроэнергетики Ральфа Бишофа, для Германии «рынком сбыта номер один в последние годы были США. Там в прошлом году установлены ветряки с клеймом "сделано в Германии" общей мощностью 8 тысяч мегаватт. В 2008 году новые немецкие ветроустановки приобрел и Китай. Их общая мощность – 5 тысяч мегаватт».

 

В Германии оживился интерес к атомной энергетике, 19 января. В результате газового конфликта между Россией и Украиной в Германии оживился интерес к атомной энергетике. Почти 80 процентов электричества, потребляемого во Франции, вырабатывают ядерные реакторы. Новые атомные электростанции строятся и в других странах, например, в Великобритании, Швейцарии и Италии. По данным опроса британского журнала «Economist», за последние три года число европейцев, одобряющих идею использования ядерной энергии, существенно возросло. В Германии еще при канцлере Герхарде Шрёдере был принят закон об отказе от атомной энергии.

 

«Совершенно очевидно, что решающими станут выборы в федеральный парламент в 2009 году. Ведь если в следующие четыре года ничего не изменится, то большая часть программы по отказу от атомной энергетики к этому моменту уже будет реализована. Из 19 имеющихся в Германии АЭС две уже закрыты. Еще две находятся на стадии отключения. Вывод очевиден: пятью годами позже этот процесс уже нельзя будет повернуть вспять», говорит Йоахим Пфайффер, эксперт по энергетическим вопросам от блока ХДС/ХСС. Он уверен, что «стопроцентной заменой возобновляемые источники энергии стать не смогут. Нам так или иначе придется использовать больше природных ископаемых, к примеру, уголь. А это ляжет дополнительной нагрузкой на экологию. Для меня, атомная энергетика и возобновляемые источники – это две стороны одной медали. Они не исключают друг друга, а дополняют».

 

Словом, у немецких лоббистов атомной энергетики остается меньше года. Бернд Артс, участник форума атомной энергетики, приводит аргумент «за» возрождение: «Атомная энергия из года в год предотвращает выбросы 150 миллионов тонн углекислого газа в атмосферу. Это сопоставимо с выбросами общественного транспорта». Такой вклад в защиту окружающей среды обеспечивает производимое на АЭС электричество. В настоящий момент его доля составляет одну треть от всего объема вырабатываемой в Германии электроэнергии. Генеральный секретарь Христианско-демократического союза (ХДС) Рональд Пофалла озвучил это так: «Для ХДС атомная и экологическая энергии – понятия одного порядка».

 

В Германии критикуют Швецию за отказ от закрытия АЭС, 6 февраля. Статс-секретарь министерства по охране окружающей среды Германии Михаэль Мюллер (СДПГ) подверг критике решение правительства Швеции отказаться от прекращения использования атомной энергии. В интервью газете «Neue Osnabruecker Zeitung» он назвал это решение «абсолютно близоруким». По его словам, вне зависимости от позиции в споре об атомной энергетике ни у кого не вызывает сомнения тот факт, что будущее – за возобновляемыми источниками. Кроме того, Мюллер подверг критике представителей немецкого Христианско-демократического союза (ХДС), партнера СДПГ по правящей «большой» коалиции, за призыв пересмотреть сроки закрытия АЭС в Германии.

 

18 процентов: либералы продолжают набирать популярность, 11 февраля. Оппозиционная Свободная демократическая партия Германии (СвДП) продолжает увеличивать свой рейтинг. На выборах за нее готово проголосовать 18 процентов избирателей. По сравнению с предыдущим опросом социологического института Forsa немецкие либералы смогли набрать дополнительно два процентных пункта. Напомним, что к этому показателю партия стремилась на выборах 2002 года в рамках кампании «Проект 18». Правящий консервативный блок ХДС/ХСС остался на уровне 34 процентов. Входящая в «большую» правительственную коалицию Социал-демократическая партия Германии (СДПГ) пользуется поддержкой 23 процентов избирателей. «Зеленые» потеряли один пункт (10 процентов), рейтинг Левой партии не изменился (11 процентов).

 

Наш комментарий. На первый и, может быть, даже на второй взгляд, последняя заметка не имеет отношения к теме энергетики. Но это не так. Если приведенный в ней расклад предпочтений избирателей сохранится до дня выборов, которые должны состояться 27 сентября, блок ХДС/ХСС и СвДП получат в сумме более половины мест в Бундестаге и смогут сформировать правительство без участия социал-демократов, зеленых и прочих ненавистников атомной энергетики.

 

Статс-секретарь министерства по охране окружающей среды Германии Михаэль Мюллер (СДПГ) прав, когда говорит, что «будущее – за возобновляемыми источниками энергии». Но только какое будущее? Явно не ближайшее. Чтобы перебиться до того момента, когда возобновляемые источники всерьез смогут заменить собой углеводороды, и не впасть в полную кабалу к поставщикам последних, развитым странам не миновать пройти через этап широкого использования атомной энергии. Это поняли уже почти везде, кроме Германии. Надеемся, после 27 сентября и здесь ситуация в этом отношении изменится.