Мировой кризис и саммит G20

 

Свет или светлячки в конце тоннеля?

 

В предыдущем обзоре, посвященном мировому финансово-экономическому кризису, мы писали, что при всей глубине кризиса появляются признаки, дающие надежду на перелом к лучшему. За истекший месяц оснований для таких надежд как будто прибавилось. Вот, например, два сообщения от одного дня 18 марта.

 

В этот день британская телерадиокомпания ВВС сообщила: «Объем строительства новых домов в США в феврале этого года взлетел почти на четверть по сравнению с январем, свидетельствует официальная статистика… Количество обращений за разрешениями на строительство – этот показатель считается надежным индикатором рынка – также выросло на 3%». Правда, оценка этого явления была неоднозначной: «Аналитики при этом теряются в догадках, что стало причиной февральского рывка – по мнению некоторых из них, для этого нет никаких оснований... Некоторые наблюдатели расценивают февральские цифры как свидетельство начала восстановления экономики, в то время как другие полагают, что это лишь кратковременный всплеск».

 

В тот же день британская «The Independnet» опубликовала статью под заголовком «Великобритания станет единственной страной, в которой в следующем году продолжится рецессия». В статье говорится: «МВФ шокировал аналитиков на брифинге новым прогнозом, заявив, что ВВП Великобритании в 2009 году понизится на 3,8%, а в 2010 году – еще на 0,2%. Ранее, в январе, МВФ прогнозировал, что экономика Британии претерпит снижение на 2,8% в 2009 году, но уже в 2010 продемонстрирует рост на 0,2%». Информация негативная, но далее следует: «Британия станет единственным крупным государством, экономика которой продолжит снижение в следующем году. МВФ утверждает, что другие крупные экономические державы возобновят рост к 2010 году». Не правда ли, мы готовы потерпеть стагнацию британской экономики в 2010 году, если в других крупных странах, а, значит, в мировой экономике в целом возобновится рост?

 

Противоречивые сигналы поступали в последней декаде марта из России. 23 марта «The Wall Street Journal» опубликовала статью Эндрю Осборна «Первый вице-премьер провидит завершение финансового кризиса в России». Сообщая об интервью первого вице-премьера Игоря Шувалова зарубежным журналистам, автор пишет: «Финансовый кризис в России почти достиг дна. По мнению Шувалова, к концу года в российской экономике наметится подъем. Большая часть фирм уже адаптировалась, и Кремль больше не желает тратить крупные средства на спасение должников».

 

Швейцарское издание «New Zuercher Zeitung» свой комментарий к тому же интервью озаглавило так: «Луч надежды в царстве печали». В статье говорится: «Российский рынок акций пострадал в ходе финансового кризиса сильнее других торговых площадок стран БРИК, тем не менее в феврале его рост составил 7%, что является лучшим результатом среди европейских бирж, а в целом с начала года – 10%. Эта тенденция связана с двумя факторами: во-первых, наметилось окончание стремительного падения цены на нефть. Во-вторых, до сих пор все опасения, не потеряет ли российский Центробанк контроль над девальвацией рубля, оказывались беспочвенными. Однако было бы слишком рано говорить о смене тенденции».

 

Но, конечно, все взоры в первую очередь обращались в сторону США. И президент Барак Обама не подкачал. В интервью телекомпании CBS 23 марта он заявил, что в нынешней кризисной ситуации в экономике США есть и «потенциальный просвет»: ее восстановление может произойти так же быстро, как вступление в период спада. Отвечая на вопрос о том, сколько, на его взгляд, может продлиться экономический кризис в США, он заявил, что уже наметились «проблески надежды». Они заключаются, в частности, в снижении банковских процентных ставок и урегулировании множества проблемных ситуаций с обслуживанием ипотечных кредитов населением. «Это сулит перспективу того, что, по крайней мере, жилищный рынок достигает дна и начинает стабилизироваться». В то же время Обама признал, что в американской экономике, несмотря на усилия властей, сохраняется потенциал дальнейшего ухудшения.

 

Как по-вашему: американский президент по отношению к кризису оптимист или пессимист?

 

Ключевым событием нескольких последних месяцев в сфере преодоления криза стал состоявшийся 2 апреля в Лондоне саммит G20. Перед саммитом звучало достаточно пессимистических прогнозов, много писали о плохой совместимости позиций его участников. Вопреки ожиданиям, им удалось достигнуть согласия по основным вопросам. Выступивший на итоговой пресс-конференции с заявлением премьер-министр Великобритании Гордон Браун сказал: «Мы достигли нового консенсуса и выработали план по восстановлению роста в мировой экономике, смогли заложить основы новой системы, чтобы не допустить в будущем кризисов, аналогичных нынешнему». Он отметил, что нынешняя встреча сама по себе не решит немедленно все проблемы, но она заложила основу, которая «приведет к победе над кризисом». Саммит принял решение направить на борьбу с кризисом триллион долларов, сообщил Браун (не считая ранее выделенных). Всего до конца 2010 года на решение проблем экономики направят 5 триллионов долларов, уточнил Браун. По его словам, эти средства должны обеспечить рост производства на 4% и сделать производство экологически чистым и энергосберегающим.

 

По поводу замены доллара международной резервной валютой, за что перед саммитом высказывались Китай и Россия, Браун сказал, что на саммите никто этот вопрос не поднимал. Но, добавил он, «Мы готовим реформу Международного валютного фонда, и в ходе данной работы любые предложения и инициативы по валютным вопросам будут самым тщательным образом рассмотрены». Он дал понять, что вопрос о новой международной валюте может быть включен в повестку дня очередного саммита «двадцатки», который договорились провести в сентябре в Нью-Йорке. Забегая вперед, скажем, что уже после саммита министр финансов РФ Алексей Кудрин заявил, что, по меньшей мере, еще 30 лет доллар будет оставаться мировой резервной валютой.

 

Саммит принял решение опубликовать «черный список» стран и территорий, которые составляют так называемый «налоговый рай». После публикации списка входящие в него страны и территории должны взять на себя соответствующие обязательства по введению прозрачности своих финансовых и банковских секторов, иначе им не избежать соответствующих действий со стороны международного сообщества, подчеркнул Браун.

 

Итоговое коммюнике саммита предусматривает еще ряд мер, в частности, усилить финансовое регулирование, реформировать международные финансовые институты, с помощью которых можно было бы преодолеть этот кризис и избежать таких кризисов в будущем, способствовать международной торговле и инвестициям, отвергая протекционизм.

 

Удовлетворение итогами саммита высказали президент США Барак Обама и, что особенно важно, канцлер Германии Ангела Меркель и президент Франции Николя Саркози, ранее относившиеся к нему довольно скептически. Наиболее скептично по итогам саммита высказался президент России Дмитрий Медведев, который сказал: «Выход из мирового финансового кризиса, скорее всего, будет более продолжительным, чем нам этого бы хотелось». Вместе с тем, он отметил, что 20-25 лет назад невозможно было себе представить ситуацию, когда «столь разные государства, со столь разными экономиками, разными ментальностями, историческими традициями сели бы за один стол и смогли договориться в такой тяжелой ситуации о том, как действовать, причем достаточно быстро». Глобализация, сэр!

 

Мировые финансовые и товарные рынки отозвались на итоги саммита весьма положительно: пошли в рост цены на нефть, металлы, акции американских банков и российских компаний нефтегазового сектора, и пр.

 

Но уже слышны скептические голоса, в частности, в России. Так, Максим Бланк, экономический обозреватель NEWSru.com, писал 6 апреля: «Проблема заключается в том, что повсеместный рост – что на товарных, что на фондовых рынках – не сопровождается другими признаками выздоровления ни в мире, ни в России. Даже в США, несмотря на титанические усилия и триллионы потраченных уже долларов, цены на недвижимость продолжают снижаться, безработица и уровень просрочки по ипотечным и потребительским кредитам растут, ВВП пересматривается в худшую сторону. Аналогичная ситуация и в России, где макроэкономическая статистика не дает пока никаких сигналов на возможное улучшение, и единственный фактор роста – перевалившая отметку в 50 долларов за баррель цена на нефть».

 

Эксперт делает вывод, что подъем на рынках, скорее всего, окажется временным. 8 апреля Герман Греф, председатель правления Сбербанка РФ заявил РИА «Новости», что банковский кризис в России только начинается. В тот же день первый вице-премьер РФ Игорь Шувалов в ходе «круглого стола», организованного Московской школой управления «Сколково», сказал, что кризисный период в мировой экономике, скорее всего, продлится еще около трех лет. Министр финансов Алексей Кудрин еще ранее успел заявить, что следует ожидать вторую волну кризиса.

 

Скептические прогнозы, похоже, уже начали оправдываться. В частности, цены на нефть, в первых числах апреля слегка перешагнув отметку в 50 долларов за баррель, затем снова опустились ниже этой отметки, и сейчас колеблются вокруг нее, не показывая никакого устойчивого роста.

 

А тем временем, как сообщила 3 апреля «Независимая газета», только за март – первый месяц, когда для покрытия бюджетного дефицита правительству России пришлось распечатать Резервный фонд, – фонд этот усох на 750 млрд. руб., или на одну шестую. Газета делает закономерный вывод, что так его хватит на полгода. А дальше-то что?

 

Словом, очень даже может оказаться, что в конце тоннеля мы видим не свет, а светлячков, которые в любой момент могут улететь…

 

Израиль Зайдман