Открытое письмо

 

Год тому назад, после выступления канцлера Германии Ангелы Меркель 18 марта 2008 года в Кнессете, мы обратились к ней с письмом, содержание которого было близким к предлагаемому ниже тексту, с просьбой высказать ее мнение по затронутым в нем вопросам. К сожалению, письмо было на русском языке. Мы рассчитывали на то, что в канцелярии канцлера или в других правительственных службах найдется переводчик с русского на немецкий. Ответ пришел примерно через полгода. В нем выражалось глубокое сожаление по поводу того, что в связи с большой занятостью фрау канцлерин не смогла ответить на наши вопросы. Честно говоря, примерно такого ответа мы и ожидали.

 

На этот раз мы перевели текст на немецкий, публикуем его на двух языках. Кроме того, мы решили, что адресовать наши мысли и вопросы нам следует не только немецкому правительству, но и немецкой общественности. Таким образом текст обрел форму открытого письма. Мы намерены посылать его последовательно в различные немецкие издания, в надежде, что какое-нибудь его опубликует. Однако, учитывая прошлый опыт, уверенности в успехе у нас нет. Поэтому мы просим наших читателей: если у вас есть знакомые немцы (соседи, сослуживцы и пр.), познакомьте их с немецким текстом этого открытого письма.

 

Открытое письмо

немецкому правительству и немецкой общественности

 

Выступая 18 марта 2008 года в Кнессете, канцлер Германии Ангела Меркель говорила об «особой исторической ответственности Германии за безопасность Израиля». И далее: «Это означает, что безопасность Израиля для меня, как канцлера ФРГ, никогда не является предметом переговоров». Это следует понимать так, что в случае угрозы безопасности Израиля Германия безоговорочно будет на его стороне.

 

Все прекрасно, но… эту позицию не разделяет большинство немцев и европейцев. Напротив, все опросы общественного мнения последних лет показывают, что европейцы, включая немцев, главную угрозу миру на Ближнем Востоке, да и в мире в целом, видят в Израиле. В этом взгляде сошлось многое. Тут сказались и наследие нацизма и «старого доброго» антисемитизма ХVIIIIХ веков (это так удобно – прятать свой антисемитизм за негодованием в отношении израильских оккупантов, угнетающих бедных палестинцев), и доведенная до абсурда современная политкорректность, и усталость немцев от комплекса вины.

 

Если говорить вполне откровенно, получается, что Ангела Меркель в своем выступлении в Кнессете проигнорировала эти настроения значительной части, а то и большинства немцев. Это не соответствует принципам демократии и может еще больше усилить неприязнь немцев по отношению к Израилю.

 

В неприятии немцами официальной позиции Берлина по отношению к ближневосточному конфликту есть один особый мотив. Звучит он так: мы не против «исторической ответственности Германии» перед еврейским народом. Пусть это выражается в особом благоприятствовании Израилю в двусторонних отношениях – в области экономики, торговли, науки, культуры и т.п. Но когда речь идет о политике в области безопасности, это задевает интересы третьих сторон. Не должны палестинцы расплачиваться за то, что немцы в свое время уничтожили несколько миллионов евреев. Довод этот впервые выдвинули сами палестинцы, но его трудно оспорить.

 

Таким образом, надо признать, что политика Германии в отношении ближневосточного конфликта покоится на ненадежном, отчасти даже аморальном фундаменте. Между тем, для этой политики имеются, на мой взгляд, более надежные основания. Рассмотрим их применительно к разным аспектам ближневосточного конфликта.

 

Территориальный вопрос

 

В 1941 году Германия, нарушив существовавший между двумя странами договор, напала на Советский Союз. Разгромив вместе со своими союзниками Германию, СССР аннексировал Восточную Пруссию, а также добился аннексии обширных немецких территорий в пользу своего сателлита Польши. Изгнание немцев из Судет также означает аннексию немецкой земли.

 

В 1948 году 5 арабских стран, нарушив резолюцию Генеральной Ассамблеи ООН (документ более высокого уровня, чем договор между двумя странами), напали на только что созданное государство Израиль. Разгромив агрессора, Израиль оккупировал арабскую территорию площадью 6,6 тыс. кв. км. Агрессивные нападения арабских стран на Израиль повторялись еще несколько раз. В итоге Израиль аннексировал Восточный Иерусалим, а также Голанские высоты (у Сирии).

 

Германия в результате аннексий потеряла 25% своей и без того не слишком обширной национальной территории.

 

Арабы, выступающие в конфликте с Израилем как единая нация, в результате оккупации и аннексий лишились 0,05% из более чем 12 млн. кв. км, занимаемых ими в Азии и Африке земель.

 

Россия располагает 17 млн. кв. км собственных земель, из которых значительная часть веками остается неосвоенной, не может она вот уже почти 60 лет толком освоить и Восточную Пруссию. Эта земля никогда ранее не входила в состав России, в ней никогда не жили русские, и ее потеря не создает угрозы государству российскому.

 

Собственная площадь государства Израиль составляет 14,1 тыс. кв. км, при этом ширина этой территории в наиболее населенной ее части составляет всего 13-17 километров. Танковые колонны противника могут преодолеть это расстояние за считанные минуты и разрезать страну на части. Первое же военное поражение Израиля будет означать его исчезновение с карты мира. Оккупированные Израилем земли, пусть и давно, входили в состав еврейского государства.

 

Германия после Второй мировой войны вызывала глубокое недоверие у своих соседей. Однако, за истекшее время она блестяще выдержала экзамен на миролюбие и демократичность (то, что она до сих пор чувствует себя экзаменуемой, идет уже во вред не только ей самой, но и всему миру).

 

Никто не станет отрицать, что у Израиля более чем достаточно оснований не доверять своим арабским соседям.

 

Никто в мире, включая правительство Германии, не требует от России (как и от Польши) вернуть Германии ее земли. Более того, немецкие власти преисполнены забот, как бы помочь русским получше обустроиться в Восточной Пруссии. Точно так же никто, кроме самих японцев, не требует от России вернуть Японии захваченные ею (уже вовсе без оснований) Южные Курилы.

 

От Израиля все, включая его лучшего союзника США, требуют вернуть арабам все оккупированные и аннексированные территории.

 

Израиль готов – в обмен на мир – практически все эти территории вернуть, за двумя небольшими исключениями. Об одном из них мы скажем ниже, а второе – это небольшие анклавы еврейских поселений в Самарии и Иудее, которые, как заявляют израильские руководители, важны для безопасности страны. Учитывая крайне уязвимое географическое положение Израиля и его враждебное и непредсказуемое окружение, это трудно оспаривать. Напомним заявление Меркель о том, что «безопасность Израиля для меня, как канцлера ФРГ, никогда не является предметом переговоров».

 

На пресс-конференции 17 марта в Иерусалиме она сказала, что «мирный процесс затрудняется несколькими причинами, в первую очередь, ракетными обстрелами израильских городов, но также и продолжающимся строительством в еврейских поселениях». Заметим: речь идет не о создании новых поселений, а о строительстве в уже существующих.

 

В Коране приведено обращение Mоисея (Mусы) к своему народу: «О народ мой! Войдите в землю священную, которую Allah предначертал вам, и не обращайтесь вспять, чтобы не оказаться вам потерпевшими убыток» (сура 5:24). То есть Аллах недвусмысленно говорит, что «земля священная» Палестины Им лично «предначертана» евреям. Не худо бы арабам хотя бы своей священной книге следовать, а остальным – время от времени напоминать им об этом.

 

Я задаю прямой вопрос: почему канцлер Германии в огромных отторгнутых у немцев территориях не видит препятствий для нормальных отношений с Россией, а с Польшей и Чехией – даже для союзнических отношений, но согласна с арабами в том, что ничтожные клочки удерживаемой Израилем палестинской территории являются непреодолимым препятствием для мирного процесса на Ближнем Востоке?

 

Святыни

 

Вторая территория, которую Израиль не готов уступить палестинцам, – это Восточный Иерусалим. Мусульмане утверждают, что Иерусалим – это их святыня: здесь находится скала, с которой пророк Мухаммед вознесся в небо, что подтверждается отпечатком его пятки на скале. Но мусульмане уже имеют две святыни, которые никто не оспаривает, – Мекку и Медину, у евреев же Иерусалим – единственный святой город. Иерусалим был их святым городом уже, как минимум, три тысячи лет тому назад, арабы здесь появились на добрых полтора тысячелетия позднее. Дик Хеллман, президент движения «Христианская кампания общественных действий за Израиль», объединяющего множество американских протестантских организаций, писал: «Ни один народ, кроме евреев, не имеет библейских, исторических и моральных прав на Иерусалим. Больше ни один народ не провозглашал Иерусалим своей столицей. В Коране вообще нет упоминания об этом городе. Еврейская библия упоминает Иерусалим 600 раз!».

Иерусалим – город раздора

Но все международное сообщество настаивает, что Израиль должен «возвратить» Восточный Иерусалим арабам. Все считают, что Израиль является единственным препятствием для создания Палестинского государства. Дескать, стоит ему освободить оккупированные территории, включая Восточный Иерусалим, палестинцы создадут свое государство, и воцарится на Ближнем Востоке вечный мир. При этом как-то забывают, что с 1948 по 1967 годы, то есть почти 20 лет сектор Газа был оккупирован Египтом, а Западный берег, включая Восточный Иерусалим, – Иорданией. Что же египтяне и иорданцы не помогли тогда братьям-палестинцам создать свое государство?

 

Нам опять трудно удержаться от сравнения. В 2005 году канцлер Германии Герхард Шрёдер ездил в российский Калининград, чтобы вместе с Путиным отметить 750-летний юбилей немецкого Кёнигсберга. Тем самым он признал законность, легитимность отторжения Россией у Германии этого города, как и всей Восточной Пруссии. Что, у Германии нет своих святынь? Достаточно сказать, что в Кенигсберге находится могила одного из величайших немцев Иммануила Канта. Россия к этому городу никакого отношения никогда не имела и отторгла его у Германии только по праву победителя. Израиль имеет на Восточный Иерусалим то же право победителя, но сверх того еще и гораздо более веские права. Но ему в них отказывают…

 

Мы опять спрашиваем: чем объясняется столь разное отношение немецких политиков к своим и чужим святыням?

 

Проблема беженцев

 

В 1945-1946 годах из отторгнутых у Германии земель, а также стран Восточной Европы, было изгнано, по разным данным, от 12 до 18 млн. немцев. Происходило это самым брутальным образом: в пути было убито или погибло около двух миллионов человек. Германия тогда лежала в руинах, но все уцелевшие немцы были на ее сократившейся территории приняты и обустроены. В то же время с Южных Курил были изгнаны все жившие там японцы и представители коренного народа айны. Япония, чьи города были разбомблены до состояния пустыря, всех приняла. Почти в то же время, во второй половине 1940-х годов, из арабских стран и Ирана было изгнано около миллиона евреев. Большая их часть была принята и обустроена только что образованным государством Израиль с его крошечной территорией.

 

В то же самое время, в 1948 году, с территории Израиля, против которого арабы развязали войну, бежало от 400 до 500 тысяч арабов. Они именно бежали, их никто не изгонял. Напротив, евреи всячески удерживали их от бегства, чему имеется множество свидетельств независимых наблюдателей, в частности, чиновников британской администрации в Палестине. Я не привожу их только ради экономии места. Арабы бежали по призыву руководителей арабских стран, напавших на Израиль. Вот, например, слова из обращения к палестинским арабам тогдашнего премьер-министра Ирака Нури аль-Саид: «Мы сокрушим страну и разрушим каждое место, где евреи будут искать убежища. Арабы должны увезти своих жен и детей в безопасные области, где они смогут жить до окончания боев».

 

Известно: «окончание боев» оказалось не в пользу арабских агрессоров. И что же, руководители арабских стран приняли и позаботились о спровоцированных ими к бегству соплеменниках? У арабов, в отличие от Германии, Японии, Израиля, гигантские территории. В конце концов, палестинских беженцев можно было разместить в домах, оставленных евреями, а для их обустройства можно было использовать колоссальные ценности, конфискованные при изгнании у тех же евреев. В одном источнике мне встретились такие данные: только земельной собственности у евреев было отнято в пять раз больше, чем вся территория Израиля.

 

Что произошло на деле, в мартовском 1976 года номере официального журнала Организации освобождения Палестины «Фаластин аль-савра» писал нынешний президент Палестинской автономии Махмуд Аббас: «Арабские армии вошли в Палестину, чтобы защитить палестинцев от сионистской тирании. Вместо этого они бросили их на произвол судьбы, заставили эмигрировать, окружили их политической и идеологической блокадой и поселили в тюрьмах, похожих на гетто, в которых жили евреи в Восточной Европе». Совершенно верно, не евреи загнали палестинцев в лагеря беженцев. Братья-арабы держат их в лагерях на совершенно бесправном положении как горючий материал, которым в любой момент можно снова разжечь войну против Израиля.

 

После Второй мировой войны в мире насчитывают 135 миллионов людей, бежавших из мест своего проживания. Всеми ими занимается Ведомство Верховного комиссара ООН по делам беженцев, всеми – кроме палестинских беженцев. Для этих нескольких сот тысяч человек в 1949 году в ООН почему-то было создано специальное Управление по делам палестинских беженцев. Каждое бюрократическое учреждение должно оправдывать свой хлеб. Хлебом названного Управления стало оплакивание судьбы несчастных палестинцев и, соответственно, разжигание в мире недобрых чувств по отношению к обидевшему их Израилю.

 

Видя столь исключительное внимание со стороны международного сообщества, арабы еще больше обнаглели. В 1949 году арабские лидеры отвергли предложение Совета Безопасности ООН подготовить экономически обоснованные предложения по расселению и трудоустройству беженцев в регионах Ближнего Востока. Спустя десять лет, в июне 1959 года, они категорически отказались рассматривать представленный Генеральным секретарем ООН Дагом Хаммаршельдом долгосрочный план реабилитации беженцев и их интеграции в местах фактического проживания. И ООН покорно стала транслировать требование палестинцев – только обратно в их дома.

 

Ныне те несколько сот тысяч беженцев превратились в более чем пять миллионов человек, то есть их число возросло более чем в десять раз. Общее число арабов за эти десятилетия возросло в 3-4 раза. Откуда же столько палестинцев? Да очень просто: поскольку ООН берет на содержание каждого, кто называет себя палестинцем, а отличить от них других арабов невозможно, бедняки из арабских стран охотно пополняют ряды палестинцев. Принять эти миллионы арабов в Израиль – это означает конец еврейского государства. А ведь ООН в 1947 году проголосовала за создание в Палестине двух государств – еврейского и арабского.

 

Правами изгнанных немцев, японцев, евреев ООН никогда не интересовалась. Оставим в стороне  японцев и евреев, сосредоточимся на судьбе немцев. ЕС с момента его образования, а значит, и входящая в него Германия подключились к всемирной заботе о палестинцах. А как же изгнанные немцы? Да, они являются полноправными и вполне благополучными гражданами ФРГ. Но гложет их чувство допущенной по отношению к ним несправедливости.

 

В Нюрнберге, где выходит наша газета, ежегодно на свой слет собираются судетские немцы и их потомки. Они добиваются признания незаконными декретов Бенеша, по которым они были изгнаны со своей родины. Никакой поддержки в этом отношении от федерального правительства они не получают. На одном из таких съездов, в мае 2002 года, присутствовал тогдашний министр внутренних дел ФРГ Отто Шили. На их обиды по адресу правительства он ответил: «Обиды прошлого принадлежат прошлому». Судетские немцы пытались сыграть на стремлении Чехии войти в ЕС. Но Брюссель присоединился к мнению Отто Шили.

 

В 2004 году организация немцев, изгнанных из Польши, которая к тому времени успела уже стать членом ЕС, подала иски одновременно в польский и европейский суды с требованием вернуть им утерянное имущество или компенсировать его стоимость. Суды им отказали. Но интереснее другое: посетивший в то время, по случаю 60-летия Варшавского восстания, Польшу Герхард Шредер заверил польское правительство в своей поддержке в его противостоянии с жалобщиками, «чье безответственное поведение отягощает польско-немецкие отношения». 

 

Это невозможно понять: почему, когда речь идет об обидах немцев, немецкие политики провозглашают, что «обиды прошлого принадлежат прошлому», а когда о своих обидах заявляют арабы, они признаются вечно актуальными?

 Эдвард Бенеш

Крайняя робость и беспримерная наглость

 

Робость немецких политиков в этих вопросах объясняется, вероятно, тем, что они боятся обвинений в реваншизме. Но почему аналогичного обвинения не боятся арабы? Они устраивали кровавые еврейские погромы еще до образования государства Израиль. Армии пяти арабских стран напали на Израиль на второй день после его провозглашения, и затем еще несколько раз совершали против него агрессию. А теперь они еще выступают в роли потерпевших.

 

Дело не только в арабах. Да, Германия развязала Вторую мировую войну, она очень виновата перед своими соседями, не говоря уже о евреях. Мертвых не вернуть, но в отношении живых Германия как никакая другая страна много сделала для искупления вины прошлых поколений немцев. Казалось бы, всем уже выплачены компенсации: узникам нацистских лагерей и гетто, угнанным на принудительные работы и другим категориям пострадавших.

 

Но вот  итальянский кассационный суд вынес решение о правомерности претензий к Германии итальянских граждан, которые в 1943 году были депортированы в Германию на принудительные работы. Я не берусь судить, насколько правомерны эти претензии. Но поразила меня оценка этого дела в одной статье. Там говорится, что Федеральное правительство имеет право оспорить решение итальянского суда в Международном суде в Гааге, и у него есть все шансы выиграть дело. Но далее автор пишет: «Другой вопрос, как немецкое правительство будет выглядеть в глазах мировой общественности, решись оно на такой шаг».

 

Но почему только немецкое правительство должно заботиться о том, как оно «будет выглядеть в глазах мировой общественности»? Почему правительства Польши и Чехии с гневом отвергают любые претензии изгнанных немцев? Сотни тысяч немцев после войны были угнаны в СССР на каторжные работы. Один из них, Гайнц Борншайн, был в 1949 г. схвачен в Берлине и по обвинению в подрывной деятельности осужден на 25 лет принудительных работ. Был депортирован в СССР, 6,5 лет отработал на российском севере, в Воркуте, горнорабочим на угольной шахте, в 1955 г. освобожден Аденауэром вместе с немецкими военнопленными и другими гражданскими лицами.

 

После начала выплаты Германией компенсаций «остарбайтерам» Борншайн решил, что и ему положена компенсация от России. Четыре года – с 1999 по 2003 – он добивался реабилитации, затем стал добиваться компенсации. Добился: за 6,5 лет каторжного труда ему начислили сумму, эквивалентную 170 €, но и за нею он должен лично приехать в Россию. Борншайн и сумму компенсации, и условие ее получения посчитал издевательством, и обратился за поддержкой к немецким властям. Из МИДа он получил такой ответ: «Национал-социалистический режим причинил немало зла многим людям в Европе. Но федеральное правительство отдает себе отчет и в том, что во время Второй мировой войны и непосредственно в послевоенные годы немало немцев стали жертвами насилия и произвола со стороны иностранных властей. Но насколько бы неправомерными ни были действия других держав, их причины, как правило, кроются в чудовищных злодеяниях национал-социалистического режима. Поэтому федеральное правительство не намерено требовать от Российской Федерации компенсации жертвам принудительных работ». Аналогичные ответы он получал и из других ведомств.

 

Борншайн по поводу этих ответов написал в МИД ФРГ: «Если представители моей страны допускают подобные действия из соображений политкорректности, то я склонен рассматривать подобные действия правительства как предательство». И он совершенно прав. Каждое государство должно отвечать за свои (или своих предшественников) «неправомерные действия».

 

То, что написано в письме МИДа ФРГ, есть полное признание принципа коллективной ответственности, более того – наследственной ответственности: ведь Борншайну, когда кончилась война, было не более 15 лет, к нацистским преступлениям он не мог иметь никакого отношения.

 

Но, если в ХХI веке коллективная ответственность не отменена, почему все цивилизованное человечество поднимает крик, когда в ответ на теракты или обстрел ракетами израильских городов армия обороны Израиля проводит в секторе Газа операцию против террористов, и при этом, случается, гибнут «мирные» граждане? Их «мирность», кстати, весьма относительна: они выбрали себе в правители террористов Hamas, и каждый теракт, будь то в Иерусалиме, Нью-Йорк или Лондон, палестинцы отмечают ликующими демонстрациями.

 

Вернемся к России. Ладно, немцы отвечают за преступления своих отцов и дедов. Но вот сама Россия (тогда еще в облике СССР) совершила огромное преступление против народа Афганистана: из 15-миллионного населения страны 1,3 миллиона были убиты, более трети населения оказалась в беженцах. Никто даже не заикается о компенсациях афганцам со стороны России. Родственники поляков, убитых в лесу под Катынью, не требуют даже компенсаций – только реабилитации жертв советского КГБ, но не могут добиться и этого.

 

Борншайн в письме в МИД ФРГ упомянул о политкорректности. Складывается впечатление, что в современном мире политкорректность требуется от Германии, Запада, Израиля. А вот от России или арабов ее никто не ждет и не требует. Потому, что от них ждут нефти и газа или просто ввиду их наглости? Арабы, как и Россия, дерут с западных стран за нефть и газ заоблачные цены, арабские шейхи и российские магнаты скупают собственность в Европе и США, а все фонды помощи «братьям-палестинцам» на 99% складываются из взносов западных стран, вклад арабских стран – менее одного процента. Этот театр абсурда создан и поддерживается самим Западом, Германией в том числе. У меня все тот же вопрос: почему немецкие руководители столь робки, когда речь идет о защите прав немецких граждан, и столь терпеливы к наглому поведению России или арабов?

 

Нельзя ли немного заботы о сохранении биологических видов перенести на евреев?

 

Кто смотрит замечательные документальные фильмы о животном мире, которые регулярно показывает немецкое телевидение, тот знает, какие усилия цивилизованное человечество прилагает для сохранения видов, которым грозит исчезновение, например, гепардов и горных горилл в Африке, орангутангов – на островах Индонезии, рысей и волков – в Европе.

 

Трогательная забота проявляется даже о самых обычных видах, которым – как виду – ничто не угрожает. Помню, несколько лет назад показывали сюжет о строительстве в Германии лягушкопровода. В одном из регионов автобан перерезал пути сезонной миграции лягушек: по весне святой инстинкт продолжения рода неудержимо гнал их поперек дороги, на которой они гибли тысячами. Дорогу огородили, а под ней для прыгучих путешественников построили туннель, который обошелся не помню уж во сколько миллионов €. Через некоторое время телевидение показало строительство аналогичного сооружения для зайцев. В 2007 году во Франции была сдана в эксплуатацию скоростная железнодорожная линия, связывающая Paris с восточными районами страны. На ее протяжении было построено 388 виадуков и переходов для диких животных.

 

В начале июня 2008 года в Бонне состоялась экологическая конференция, в которой приняли участие министры экологии из 200 стран мира. В одной из газет я прочитал такое сообщение с конференции: «Ангела Меркель призвала всех к решительным мерам по защите многообразия и богатства природы. Напомнила, что та находится в крайне плачевном состоянии. Намекнула, что до этого состояния довели ее люди. Мы все в ответе за то, что погубили. И срочно должны разработать общую тактику и стратегию, чтобы сохранить исчезающие виды растений и животных. Пока не поздно!»

 

Может быть, стоит также позаботиться о защите разнообразия человеческих видов? Конечно, в этом случае речь идет не о видах в биологическом смысле, а о народах. Один из народов, который находится на грани исчезновения, – еврейский народ. О нем тоже можно сказать, что «до этого состояния довели его люди». Немецкие нацисты при активной поддержке представителей ряда других народов и при полном равнодушии большинства народов Земли уничтожили треть мирового еврейства. Ныне в мире осталось примерно 13 миллионов евреев. Половина из них живет в Израиле, другая половина рассеяна в разных странах, больше всего – в США.

 

В диаспоре евреи в ближайшие десятилетия исчезнут в результате ассимиляции. В России исследователи прямо пишут: процесс еврейской ассимиляции в России заканчивается. И в США ныне 50% евреев вступают в смешанные браки. Картина эта за пределами Израиля – повсеместная. Германия приняла примерно 200 тысяч бывших советских евреев якобы в расчете на восстановление еврейской жизни в стране. Это не более чем иллюзия. Из приехавших около половины – уже не евреи, в лучшем случае – «половинки». В религиозные общины идут, в основном, старики. Через 20-30 лет эти общины вновь опустеют, молодежь, как везде, ассимилируется.

 

В итоге к середине нынешнего века или несколько позже евреи сохранятся только в Израиле – если сохранится сам Израиль. В Европе и Азии, вероятно, невозможно найти государство, которое в своей истории не терпело бы поражений. Но и после самых жестоких поражений каждое из них – Франция, Германия, Россия, Англия, Польша, Швеция, Китай, Япония, Турция – вновь поднималось. Израиль – государство, первое же серьезное поражение которого будет означать его конец. Одной атомной бомбы, взорванной в центральной, наиболее густо населенной части страны, хватит, чтобы его уничтожить. Уничтожение Израиля будет по указанным выше причинам означать конец евреев как народа.

 

Неужто еврейский народ не заслужили у человечества хотя бы такую заботу о его сохранении, какую оно проявляет по отношению к гепардам или лягушкам?

 

Иммануил Кант писал: «Две вещи наполняют душу всегда новым и все более сильным удивлением и благоговением – это звездное небо надо мной и моральный закон во мне». Ну, звездное небо было над землей, когда и человека еще не было. А моральный закон – когда и откуда он? Об этом можно узнать у другого немецкого мыслителя – Гегеля. В «Философии религии» он писал: «Иудейская религия – носитель позитивности, ибо в ней нравственный закон».

 

Евреи еще более трех тысяч лет назад принесли человечеству нравственный закон вместе с монотеизмом. И если говорится, что евреи – избранный народ, то избранность эта – не привилегии какие-либо, а только ответственность за то, чтобы донести до других народов «славу Господа», как сказано в Библии, то есть слово Божие, закон Божий. И евреи эту обязанность выполнили, передав нравственный закон христианам и мусульманам. Христианство, к тому же, и создано евреями. Ну, правда, потом евреи сполна получили «благодарность» и от христиан, и от мусульман.

 

Нравственный закон, который дала человечеству еврейская Toрa, лежит и в основе нынешней западной цивилизации. А сколько талантов в самых разных областях жизни – от музыки до науки – дали евреи современной цивилизации только за полтора-два века их эмансипации в европейском обществе. Пригодятся еще евреи человечеству.

 

Приведу слова еще одного великого немца, Иоганна Вольфганга Гёте: «Перед нравственным судом Бога, перед судом, которым будут судимы народы, не будет спрошено, самая ли лучшая, самая ли превосходная эта нация, а только – продолжает ли она существовать, сохранилась ли она».

 

Евреи не добиваются благодарности, индульгенции, привилегий от других народов – только элементарной справедливости и понимания, в каких условиях им приходится строить и отстаивать свое государство.

 

26 июня 2008 года испанский парламент наделил человекообразных обезьян правами человека. В решении парламента говорится: «Крупные человекообразные обезьяны имеют те же права на жизнь и свободу, что и человек».

 

Какой парламент – может быть, Генеральная Ассамблея ООН – мог бы вынести решение, что права человека распространяются и на евреев?

 

Заключение

 

Пока что евреи государства Израиль этих прав лишены, и прежде всего – права на жизнь. Это их право ежедневно оспаривается со стороны арабов террористическими актами и ракетными обстрелами израильских городов, захватом заложников. Фактически право израильтян на жизнь оспаривается и мировым сообществом, ибо оно постоянно связывает руки Израилю в его защитных мерах против террористов.

 

Не было у евреев своего государства, и одна треть мирового еврейства погибла. Виновны в этом были не одни немецкие нацисты, но и все цивилизованные государства: ни одно из них не захотело предоставить евреям убежища. Евреи извлекли из этого урок и создали свое государство. Цивилизованный мир тоже извлек из Холокоста урок и создал политкорректность, которая угрожает окончательно добить евреев как народ.

 

Немецкие и прочие европейские СМИ постоянно изображают конфликт на Ближнем Востоке таким образом: развертывается непрерывная цепь взаимного насилия, в которой не видно ни начала, ни конца, и черт вас знает, кто прав и кто виноват. Но имеющему глаза и память нетрудно понять, кто дал старт конфликту в самом его начале, и кто дает старт каждому новому его этапу: после каждого короткого затишья акты насилия возобновляют арабы, израильтяне не могут на них не реагировать. Разомлевшие от шестидесяти с лишним лет мирной жизни европейские бюргеры не хотят вникать в детали: раз постоянная напряженность на Ближнем Востоке как-то связана с Израилем, значит, он в ней и виновен.

 

Арабы при всех обсуждениях ближневосточного конфликта, при всех переговорах ведут себя как победители и как невинно пострадавшая сторона, не желая идти ни на какие уступки, упорно настаивая на единственном варианте решения конфликта, прекрасно понимая, что его не примет другая сторона. Предельно наглое поведение арабов в этом конфликте стало возможным благодаря перевертышу, который они совершили при помощи мирового сообщества: неоднократно совершавшие агрессию против Израиля, они выдают себя за жертву агрессии.

 

Мне приходилось читать о том, как нелегко далось в 1949 году Аденауэру решение провозгласить создание нового немецкого государства на половине прежней территории. Но он пошел на это, и от этого решения выиграли все немцы, в том числе и изгнанные из родных мест. Самое лучшее, что могли бы сделать немецкие политики для израильтян, для палестинцев, для всего мирового сообщества, – поделиться с арабами собственным опытом. Объяснить им: когда идешь по шерсть, не возмущайся, если вернешься стриженым. Сказать им, что у них нет оснований выступать ни с позиции моральной правоты, ни с позиции победителей. Втолковать, что политикой компромиссов можно добиться большего, чем максималистскими требованиями.

 

Было бы еще лучше, если немецкие политики все это объяснили своим коллегам по ЕС, чтобы затем всем вместе не просто уговаривать арабов сделать реальные шаги к мирному разрешению ближневосточного конфликта, а оказать на них моральный, политический и финансовый нажим, – вместо того, чтобы оказывать нажим на Израиль, абсолютно бесполезный, ибо Израиль никак не может позволить себе больше идти на односторонние уступки арабам. Уход Израиля из Южного Ливана, а затем из Газы показал: от односторонних уступок арабы только больше наглеют.

 

В последней декаде июня 2008 года с визитом в Израиле побывал французский президент Николя Саркози. Он тоже заверил депутатов Кнессета в «готовности его страны защитить Израиль в случае иранской ядерной угрозы и решительно преградить дорогу тем, кто хочет уничтожить еврейское государство». Одновременно он перечислил необходимые предпосылки для мира с палестинцами: «Статус столицы двух государств для Иерусалима (то есть передача контроля над восточной частью города арабам), немедленное и окончательное прекращение строительства поселений и справедливое решение проблемы 5 млн. беженцев». Налицо – все требования палестинцев.

 

«Готовность защитить Израиль» – это декларация. На деле, даже при всем желании, ни Меркель, ни Саркози просто могут не успеть это сделать. Помимо всего прочего, им обоим для реальных действий по защите Израиля потребуется согласие парламента, а при нынешних настроениях бюргеров это окажется весьма проблематичным. А вот выполнение требований палестинцев, на чем настаивает мировое сообщество, реально ухудшит условия безопасности Израиля.

 

В мире много других подобных конфликтов, например, конфликт между Индией и Пакистаном из-за Кашмира. В целом нам более симпатичны индусы, чем мусульмане, но в этом споре право скорее на стороне мусульман, составляющих большинство населения Кашмира. Трижды из-за этого спора вспыхивали войны между Индией и Пакистаном, в этом регионе постоянно совершаются теракты. Но никого это особенно не волнует, несмотря даже на то, что спор теперь идет между двумя ядерными державами. Все заняты «бедными палестинцами»…

 

Начали мы это письмо с того, что большинство немцев не поддерживает обязательства правительства ФРГ в отношении безопасности Израиля, основанные на «исторической ответственности Германии». Предлагаемая нами концепция, как нам кажется, с моральной стороны более оправдана. Возможно, она найдет у бундесбюргеров большее понимание.

 

Редакция