Ближний Восток

 

Открытое письмо президенту США

Бараку Хусейну Обаме

 

Уважаемый господин Президент!

 

Как стало известно, вы планируете «уход Израиля с 98% „оккупированных территорий“» и намерены посвятить свое драгоценное время борьбе за права «палестинского народа». Сейчас вы ставите вопрос о ликвидации еврейских поселений в Иудее и Самарии.

 

Позволю себе напомнить несколько фактов из американской истории. Американские штаты Техас, Калифорния, Аризона, Невада и Юта являются бывшими мексиканскими территориями, оккупированными США в ходе агрессивной американо-мексиканской войны 1847 г.

 

Вы недавно заявили, что США являются крупнейшей мусульманской страной. А хотят ли американцы жить в мусульманской стране?

 

Вы принесли президентскую присягу на Библии. Так вот, в этой книге сказано, что Иудея и Самария являются частью Земли Израиля – Эрец Исраэль. А где в Библии упоминание того, что Техас и Калифорния являются частью США?

 

Вы говорите о разделе Иерусалима. Мы готовы, сразу же после того, как США предоставят государственную независимость индейцам племени Лакота. Напомню, уважаемый господин Президент, что индейцы лакота не взрывают автобусов, не режут младенцев в кроватках, не расстреливают людей на улицах и не угрожают уничтожить Соединенные Штаты Америки.

 

Искренне ваш

 

Марьян Беленький

Иерусалим, единая и неделимая столица государства Израиля (The State of Israel)

4 июня 2009

 

Что можно Юпитеру, то нельзя быку

Опыты сравнительной политологии

 

Есть наука сравнительная анатомия. Почему бы не быть сравнительной политологии? Попробуем стать ее основателями. В конце концов, не боги горшки обжигают.

 

4 июня состоялось заранее разрекламированное выступление президента США Барака Обамы в Каирском университете, в котором он призвал положить конец периоду подозрений и разногласий между Западом и мусульманским миром. Но одних слов мало, требовалось нечто более осязаемое. Обама негативно оценил вторжение вооруженных сил США и других западных стран в Ирак и Афганистан, но эти силы пока там остаются. Чем же подтвердить свои добрые намерения? И президент вынул из рукава палестинскую карту. Он назвал положение палестинцев невыносимым из-за ежедневных унижений, вызванных оккупацией, настаивал на необходимости прекратить строительство в еврейских поселениях на Западном берегу и на признании права палестинского государства на существование. Но евреи с самого начала были не просто согласны с формулой «Два государства для двух народов» – они за эту формулу отчаянно боролись, и когда ООН с ними согласилась, это был для них самый большой праздник. А арабы тогда отказались создавать в Палестине свое государство и отказали в этом праве евреям, с чего и началась вся цепь арабо-израильских войн. ХАМАС до сих пор не признает права на существование еврейского государства.

 

Кто бы рассказал господину Обаме один еврейский анекдот. Жил-был очень бедный еврей, обремененный к тому же кучей детишек. Каждый раз, когда объявлялись результаты розыгрыша лотереи, он взывал к Всевышнему: «Господи, ты же знаешь, какой я праведный, все твои заповеди соблюдаю, в какой нищете я живу. Ты всемогущ, что тебе стоит сделать так, чтобы главный выигрыш пал на меня?!» Когда это повторилось в пятый или шестой раз, терпение у небес кончилось, и оттуда раздался глас: «Мойше, купи хоть один билет!» Пересказал бы Обама этот сюжет палестинцам и затем посоветовал: если вы хотите иметь свое государство, признайте хотя бы для начала право на существование еврейского государства. Мяч на вашем поле.

 

Из отчетов о его выступлении не ясно, говорил ли Обама о деталях, но если не он, то об этом не раз говорила его госсекретарь Хилари Клинтон: отдать Восточный Иерусалим и практически весь Западный берег (98%, как пишет Марьян Беленький) – палестинцам, а еще Голанские высоты – Сирии и даже совсем крохотную (22 кв. км) территорию так называемых Ферм Шебаа – Ливану. Всем все Израиль должен отдать, этого требуют США, тем более – ЕС и уж совсем непременно – арабы и, конечно, Россия. Все очень щедры – за счет Израиля.

 

А не лучше ль, кумушки, на себя оборотиться? Правильно ткнул Марьян Беленький носом американского президента в захваченные Штатами у Мексики колоссальные территории. Американцы могут возразить, что Калифорния или Техас никогда не достигли бы нынешнего их расцвета, оставайся они в составе Мексики. И мексиканцы, правдами и неправдами пробирающиеся ныне на свои бывшие земли, достигают здесь уровня жизни, который в Мексике мог им только сниться.

 

Но то же самое можно сказать о Палестине. Во времена еврейских царств Ханаан был цветущей землей. Таким он был и в период византийской колонизации. Но после арабского завоевания земля пришла в запустение. В частности, были вырублены богатейшие виноградники: мусульмане вина не пьют, зачем им виноградники. Юг территории поглотила пустыня, север превратился в болота. Палестина превратилась в слабо заселенную территорию. В последние десятилетия ХIХ века туда снова потянулись евреи (больше всего – из Российской империи), и их тяжелейшим трудом земля стала оживать. Тогда начали стекаться в Палестину и арабы из соседних стран.

 

Так что аналогия с южными штатами США полная. Впрочем, нет, есть два отличия. На первое указал Марьян Беленький: у иудеев все же имеются исторические права на Иудею и Самарию, где ныне находятся спорные еврейские поселения, чего нельзя сказать о правах американцев на Нью-Мексико или Калифорнию. И второе: США отхватили у Мексики южные штаты в результате откровенно захватнической войны, в то время как оккупированные и частично аннексированные Израилем территории стали результатом нескольких оборонительных с его стороны войн. Так что несколько неловко за американского президента, который от Израиля требует отдать все (или почти все), а сам не спешит ничего отдавать.

 

А как в этом отношении обстоят дела у другого коспонсора ближневосточного урегулирования? Если США могут еще ссылаться на то, что захват ими почти половины мексиканской территории случился более полутора веков назад, во времена не очень цивилизованные, то Россия прихватывала куски территории, где только могла, в то самое время, когда развивались события на Ближнем Востоке. Не будем останавливаться на том, как она со всех сторон обгрызла Германию – в пользу свою и своих сателлитов, не будем потому, что Германия сама, видимо, считает эти потери законным возмездием за ее агрессию.

 

Но вот в то же время Россия откусила у Японии Южные Курилы – без всякой вины с ее стороны. Напротив, это Россия напала на Японию вопреки существовавшему между двумя странами договору о ненападении. Но то, скажут, не Россия напала на Японию, а сталинский СССР. Да, но как к этому относится современная Россия? На этот счет у нас имеются свежайшие сведения.

 

11 – 12 мая состоялся официальный визит премьер-министра России Владимира Путина в Японию. В преддверии визита, 30 апреля сайт Newsru-com, со ссылкой на ИТАР-ТАСС, опубликовал следующую информацию: «Японские парламентарии активно обсуждают вопрос о принятии поправок к законодательству с тем, чтобы в нем была четко прописана официальная позиция Токио о японском суверенитете над Южными Курилами. Нерешенность территориальной проблемы – основная причина того, что между Россией и Японией до сих пор не заключен мирный договор…  Между тем глава комитета по международным делам Совета Федерации Михаил Маргелов ранее отмечал, что "пока Россия контролирует эту территорию, она имеет свой выход в Тихий океан. Если мы потеряем этот контроль, то нам придется выходить в океан через японские проливы, что нарушит экономический и военный баланс во всем регионе"».

 

В этот же день на том же сайте было опубликовано такое сообщение: «Три месяца потребовалось сотрудникам милиции, чтобы установить все обстоятельства странной гибели трех жильцов одной из комнат коммунальной квартиры в доме №6 по Шпалерной улице. Трагедия произошла 15 января 2009 года, сообщает „Фонтанка.ру“ со ссылкой на ГУВД. В этот день целой семье – матери, ее сыну и дочери – стало плохо. 35-летний мужчина скончался до приезда скорой. А его 17-летняя сестра и 59-летняя мать, которых медики увезли в Мариинскую больницу, умерли позже, несмотря на усилия врачей. Оперативникам удалось установить, что один из соседей погибших очень сильно хотел расширить свою жилплощадь за счет комнаты погибших. Как полагают следователи, 35-летний Феликс Кубин у знакомых химиков достал раствор муравьиномалоновокислого таллия. В коммуналке общая кухня, добавить яд в пищу и питье соседям во время новогодних каникул труда не составило. Это и обрекло жертв на мучительную смерть».

 

То, что два эти сообщения сошлись в один день, – случайность. Но не случайно, видимо, то, что российское государство и его отдельный гражданин руководствуются, по сути, одной психологией, которую кратко можно выразить двумя словами: мне надо.

 

Из-за территориальной проблемы между Россией и Японией до сих пор не подписан мирный договор, страдают экономические отношения между двумя странами, в которых Россия очень заинтересована. У России и Японии есть и общие геополитические интересы. В регионе сталкиваются интересы таких держав как США, Китай, Япония, Россия, обе Кореи. Россия с Китаем опять вроде бы дружат, но была ведь уже между ними «дружба навек». Поэтому для России важно, чтобы ее отношения с Японией не были отягощены проблемой островов.

 

Чтобы как-то смягчить ситуацию, в подписанной в 1956 году между Россией и Японией декларации Россия обязалась после заключения мирного договора отдать два острова – Шикотан и Хабомаи. Фактически можно говорить об одном острове, ибо Хабомаи – это цепочка небольших незаселенных островков. Японцев это предложение не вдохновило, да и Россия вскоре о нем «забыла». Но в 2004 году шеф российского МИДа Сергей Лавров вновь оживил это обещание – видно, уж очень что-то от Японии нужно было.

 

Какой отлуп от «общественности» получил министр, сообщили тогда Грани.ру: «Заявление министра иностранных дел России Сергея Лаврова о возможности передачи Японии двух островов Южнокурильской гряды вызвало широкую реакцию в политических и общественных кругах. "Мы будем категорически возражать против такого рода постановки вопроса", заявил радиостанции "Эхо Москвы" лидер фракции "Родина" Дмитрий Рогозин. По его мнению, "главный принцип, который должен быть в голове у каждого государственного деятеля России, ни пяди земли ни другу, ни врагу". Как подчеркнул Рогозин, России четыре острова Курильской гряды принадлежат по праву победителя в страшной кровопролитной войне"».

 

Каков демагог: кровопролитная война была у СССР с Германией, при чем тут Япония. Острова были захвачены, скорее всего, без единого выстрела. Но возмущены были не только Рогозин и его фракция в Думе. Обращение к федеральному руководству с требованием ничего Японии не отдавать направила Сахалинская областная Дума. В Южно-Сахалинске прошли митинги протеста и т.д. Заодно осуждали федеральное руководство за отдачу Китаю островков по реке Амур.

 

Путин в ходе своего майского визита в Японию высказывался в том духе, что «торговля и инвестиции – сначала, а территориальный вопрос – потом», но все же пообещал, что вопрос об островах будет рассмотрен президентом Медведевым и японским премьером Таро Асо в июле в рамках саммита «восьмерки» в Италии. Но сразу же посыпались протесты. Так, уже на следующий день после окончания путинского визита, 13 мая, со своего рода инструкцией Медведеву выступил заместитель директора по научной работе Института Европы РАН Валентин Федоров, занимавший с 1990 по 1993 год пост губернатора Сахалинской области.

 

Вот некоторые строки из его напутствия президенту: «Медведев сделал бы правильно, если бы сказал японскому премьер-министру, что территориальной проблемы нет, она не существует. Курильские острова принадлежат России, и они нам не мешают. То, что Япония хотела бы их иметь, это ее личное пожелание, а мы не должны идти ни на какие уступки и не должны поддаваться этому назойливому требованию. Сейчас, когда мы продаем газ, а не покупаем его, то есть идем навстречу экономическим потребностям Японии, она набирается наглости просить у нас эти острова!.. Это верх цинизма! И вообще, этот вопрос надо закрыть раз и навсегда!».

 

В качестве удачного «решения» территориальной проблемы Валентин Федоров приводит пример с Латвией: «Вот Путин правильно поступил в отношении Латвии, когда те попытались Пыталовский район Псковской области отнять у нас. Я напомню, он тогда сказал: „Они получат уши от мертвого осла!“ Вот этот подход надо распространить и на Курильские острова. И меня просто бесит, когда наши представители идут им навстречу в этом жизненно важном для нас вопросе… Каждый политический деятель, уважающий себя, должен понимать, что если он отдает территорию, то он навсегда будет проклят своим народом».

 

После отбытия Путина из Токио японский премьер Таро Асо сделал на бюджетной комиссии парламента сообщение о своих переговорах с российским коллегой. Стороны, сказал он, пришли к выводу, что готовы строить отношения как стратегические партнеры и совместно решать в Азиатско-Тихоокеанском регионе волнующие проблемы. Поскольку вопрос о «северных территориях» остается для японцев неизменно болезненным, премьер сообщил депутатам о предстоящих переговорах с российским президентом и добавил: «Четыре северных острова никогда не были иностранной территорией, это исконные японские земли. Более 60 лет они находятся под незаконной оккупацией, что вызывает крайнее сожаление».

 

Последовала немедленная реакция российского МИДА. 21 мая на специальном брифинге для журналистов официальный представитель МИД РФ Андрей Нестеренко заявил: «Острова, возвращения которых требует Япония, являются законной территорией России по итогам Второй мировой войны. Если применительно к Южным Курилам что-либо является незаконным, то это упорные, не имеющие под собой никаких юридических оснований претензии Японии на упомянутые российские земли. Рассчитываем на то, что в японском руководстве впредь будут проявлять должную политкорректность в высказываниях по чувствительным и сложным аспектам российско-японских отношений».  

 

Да и сам Дмитрий Медведев, по сообщению ИТАР-ТАСС, принимая 29 мая верительные грамоты у 12 послов иностранных государств, отчитал нового японского посла за «предпринятые не так давно попытки японских партнеров поставить под сомнение суверенитет России над Курильскими островами».

 

Но попробуйте сказать тому же Рогозину или Федорову, что Израиль имеет никак уж не меньшее право на Восточный Иерусалим или Голаны, чем Россия на Южные Курилы. Да что вы! Рогозин, ныне пребывающий постоянным представителем России при штаб-квартире НАТО в Брюсселе, клянет НАТО за потакание израильским захватчикам, не желающим вернуть арабам их исконные земли.

 

Да и российский МИД не грех спросить: если Южные Курилы «являются законной территорией России по итогам Второй мировой войны», почему, скажем, Восточный Иерусалим не является законной территорией Израиля по итогам нескольких войн с арабами, причем войн оборонительных? А ведь Россия и ее МИД придерживаются в этом вопросе противоположной точки зрения, и этого не скрывают.

 

Да что мы все о Курилах. Считай, только что на наших глазах Россия фактически аннексировала две провинции Грузии – Южную Осетию и Абхазию. В соглашении, подписанном российским президентом Дмитрием Медведевым и его французским коллегой Николя Саркози, представлявшим в данном случае весь ЕС, предусматривался отвод войск обеих сторон конфликта на исходные позиции. Российские войска в Южной Осетии остались, основав там военную базу. Заодно Россия то же самое сделала в Абхазии.

 

Один из оруженосцев режима, Виталий Третьяков, откровенно писал в журнале «Профиль», что акт официального признания 26 августа 2008 года государственной независимости Южной Осетии и Абхазии «стал, возможно, самым главным на данный момент событием русской истории XXI века, а именно: реальным началом практического воссоздания Российского Союза, то есть того государства-цивилизации, которое в разные периоды своей жизни называлось Великим княжеством Московским, Московским царством, Российской империей и Советским Союзом». Ну да, говорил же Владимир Владимирович, что распад Советского Союза стал самой страшной катастрофой ХХ века. Значит, надо выправлять положение. Очевидно, Южная Осетия и Абхазия – это только начало, и следует ожидать дальнейших шагов в том же направлении.

 

И как прореагировали ООН и мировое сообщество на это многообещающее начало? Утерлись. Ну, как же, Россия важный партнер: поставляет энергоносители, а еще, если ООН и мировое сообщество будут себя хорошо вести, может быть, поможет разрешить иранскую ядерную проблему.

 

Итак, констатируем: проблемой Южных Курил ни ООН, ни мировое сообщество никак не интересуются. По поводу Южной Осетии и Абхазии они что-то неразборчиво себе под нос бормочут, но этим дело и кончается. Зато та же ООН и почти все что-то значащие члены того же мирового сообщества дружно, прямо хором скандируют: Израиль – должен –  отдать – арабам – все – что – они – требуют!

 

Можем записать первый постулат новой науки сравнительной политологии: Что можно Юпитеру, то нельзя быку.

 

И. Давидович