Художник и власть
Новая российская святость
Премьер-министр Владимир Путин посетил любезного властям художника Илью Глазунова по случаю 79-летия последнего. Встреча эта ознаменовалась несколькими хлесткими высказываниями главы правительства. Часть их вполне вписывается в тот образ, который Владимир Путин создает себе уже много лет, но одно высказывание заставляет глубоко задуматься о том, в каких же категориях мыслит этот государственный муж и какие имеет представления о культурных ценностях собственной страны. Впрочем, по порядку.
Путин прибыл в Московскую Государственную галерею Ильи Глазунова и отправился смотреть работы художника. Остановившись у картины «Князь Олег с Игорем», премьер как истинный силовик обратил внимание на оружие князя и сделал автору замечание: «Меч коротковат, как ножик перочинный в руках смотрится». Глазунов с готовностью признал ошибку и пообещал ее исправить. Путин в своем обычном грубоватом стиле добавил, что этим мечом «как будто колбасу режут». Глазунов отметил, что у премьера хороший глазомер. «Я детали подмечаю», – произнес премьер в ответ.
Вообще-то, если резать колбасу мечом, то эффект будет примерно такой же, как от попыток Ивана Грозного в исполнении Юрия Яковлева насаживать на меч килек. Впрочем, оказалось, что меч – это еще цветочки. Подобно воспетому Пушкиным сапожнику, премьер пошел судить все выше и выше.
На картине «Вечная Россия» (она же «Сто веков»), где пекущийся о судьбе страны живописец изобразил толпу значительных исторических фигур, Путину не понравилось соседство Сталина с Троцким. Иосиф Виссарионович, как почтительно назвал его Владимир Владимирович, сидит в тройке, а рядом с ним возвышается Троцкий, держащий в левой руке корону Российской империи. При этом отца народов не очень хорошо видно из-за метели. В ответ на вопрос, зачем он посадил Сталина в тройку с Троцким, Глазунов стал оправдываться, что Троцкий все-таки играл большую роль в истории России. Путин, по-видимому, удовлетворился этим ответом или решил не пугать именинника новыми замечаниями. И тут-то наступает самое интересное.
На переднем плане «Вечной России» (снабженной схематичным изображением с цифрами и указателем, чтобы всем было ясно, кто изображен на монументальном полотне), художник поместил важнейших для российской культуры святых: Сергия Радонежского, Серафима Саровского, Иоанна Кронштадтского, князя Владимира и, наконец, князей Бориса и Глеба. Вот на этих-то несчастных убиенных и обратил свой взор Путин.
Он заявил, что Борис и Глеб, конечно, святые, «но надо бороться за себя, за страну, а отдали без борьбы». «Это не может быть для нас примером – легли и ждали, когда их убьют», – добавил православный премьер.
История про меч уже успела изрядно взволновать интернет-сообщество, появились даже стихотворные отклики: вариация на тему «Песни о вещем Олеге» ЖЖ-пользователя amigofriend и басня поэта Алексея Цветкова. Конечно, на ум приходит Северная Корея, где уважаемый и любимый вождь Ким Чен Ир лично ставит «Евгения Онегина». (Вспомнить отечественный опыт Жданова и Хрущева, поучающих художников, тоже можно.) Но что там меч князя Олега, в конце-то концов! Глазунов — творец послушный, вписывающийся в вертикаль, его такие высочайшие указания смущать не должны. С ним-то все хорошо закончилось: Путин распорядился при жизни художника присвоить его имя Всероссийской академии живописи, ваяния и зодчества, которую Глазунов возглавляет пожизненно еще с 1987 года.
Как мы помним, Путину вообще не впервой советовать художникам, как им творить. В марте прошлого года он объяснял труппе «Современника» во главе с художественным руководителем Галиной Волчек, что Чацкого не следует показывать слабым человеком, «он — сильный, он противостоит всем! Он уходит победителем, а вы сразу показываете, как он всхлипывает». Путин тогда еще сопоставил Александра Чацкого с Александром Матросовым, причем не постеснялся заявить: «Я не побоюсь показаться здесь непрофессионалом, потому что я непрофессионал».
Теперь премьера не устроила слабость и покорность святых князей. Но святые мученики-страстотерпцы – это уже не литературные герои. Вряд ли нужно объяснять, что злодейски убитые, безропотно принявшие смерть Борис и Глеб для русской и православной культуры являются одними из самых главных символов. Не говоря уж о том, что готовность принять на себя муки – вообще один из ключевых принципов для христианства.
И вот премьер-министр России, осеняющий себя крестными знамениями перед телекамерами, находящийся, по многим данным, в близких отношениях с наместником Сретенского монастыря, да что там – с самим Патриархом, спокойно опрокидывает многовековую систему здешних культурных ценностей. Можно сказать, посягает, в буквальном смысле, на самое святое. Не случайно в блогах уже развили мысль главы правительства: «Это не может быть для нас примером – позволил себя распять и ждал, когда умрет».
Нельзя сказать, конечно, что многие православные государственные мужи в истории России старались походить на Бориса и Глеба. Но никому из них еще не приходило в голову походя упрекнуть святых мучеников в том, что они не боролись за себя и за страну. Для Путина, возможно, это и в порядке вещей, ему всюду нужны Матросовы, даже на иконах. Любопытнее, что скажет на это Православная Церковь. Да вот только похоже, что ничего не скажет.
Григорий Дурново,
«Ежедневный журнал», 11 июня
Премьер и художник, басня Крылова
один премьер зашел к художнику когда-то
и на картину глядь
там у богатыря перо коротковато
пусть ноготь подпилить и чубчик подравнять
оно еще вполне сгодится
но чтобы натовских сатрапов проучить
или кого в сортире замочить
богатырю пришлось бы сильно потрудиться
премьер наставник всем он нам взамен отца
он тотчас ласково внимание творца
на несуразность обращает
и тот в смущенье меч исправить обещает
мораль чтобы врага искусно подстеречь
рисуй гранатомет какой там в жопу меч
Алексей Цветков,
«Ежедневный журнал», 13 июня
В тексте сохранена орфография автора