Природа и мы

 

Ольга ГРИНЕВА

Дельфины – жертвы собственной популярности?

 

«Дельфины могут научить нас жить в гармонии с самими собой,

друг с другом и окружающим нас миром».

 

Серж Кахили Кинг, воспитанник гавайской семьи целителей, психолог

 

Исследователями отмечено, что в популяциях китов и дельфинов присутствует элемент обучения и передачи информации от поколения к поколению – то, что дефинируется человеком как культура. Каждый индивидуум в группе этих морских животных играет строго определенную роль.

фото М. Лаутенбаха

Прогулка на катере в окрестностях канарского острова La Gomera:

дельфин, похоже, не менее рад встрече, чем пассажиры катера

Что такое дельфинотерапия? Нетрадиционный метод лечения, который назначается детям с различными нарушениями развития: умственными и физическими. Во всем мире существует пока не более 10 центров дельфинотерапии (в США, Турции, Испании, Израиле, России и Украине; число этих центров растет). Дельфинотерапию применяют при лечении таких заболеваний, как синдром Дауна, аутизм, при задержках умственного развития, нарушениях центральной нервной системы, зрения и слуха. Учеными отмечено, что дельфины – очень интеллектуальные животные (мозг которых по степени развития и сложности организации вполне сравним с человеческим, а в некоторых «деталях» и превосходит его!), они способны к сложным взаимодействиям, доброжелательно относятся к людям и обладают уникальными физическими данными. Им свойственно игровое поведение. Дельфины испытывают потребность в общении, способны к межвидовому общению и использованию невербальных средств общения. По некоторым предположениям, ультразвуковые сигналы, посылаемые дельфинами при помощи эхолокационной системы, также оказывают положительное воздействие на человека. После прохождения курса дельфинотерапии у детей-инвалидов отмечают улучшение самочувствия, настроения, развитие самостоятельности, моторики и умственных способностей, в них просыпается общительность и интерес к окружающему миру. Однако никакие положительные результаты лечения центрами дельфинотерапии не гарантируются, а больничные кассы Германии, например, дельфинотерапию как лечение не признают и не оплачивают (а стоимость курса лечения в некоторых странах доходит до 10 000 евро). Поскольку дельфинотерапия предусматривает и консультации психолога, положительные результаты можно объяснить тем, что родители получают профессиональную помощь в проблеме понимания, восприятия своего ребенка и работы с ним. Особой заслуги дельфинов в этом нет, а при помощи обыкновенной пет-терапии (лечения с помощью домашних животных, прежде всего собак, кошек и лошадей) можно при меньших денежных затратах получить лучший результат.

 

По мнению Христианы Тире, работающей в Нюрнбергском дельфинарии, в случае применения дельфинотерапии дети просто испытывают восторг от пребывания рядом с необычными, красивыми, крупными морскими животными, к тому же с постоянной «улыбкой» на морде и неуемным желанием поиграть, а какие-то необыкновенные способности дельфинов – явление недоказанное. Более того, пребывание в бассейне с дельфинами даже опасно – все-таки они являются дикими животными (вес которых иногда превышает 300 кг, а длина – 2 м), предсказать поведение которых достаточно трудно. Вода, в которой плавают дельфины, не может быть идеально чистой. Не существует требований, которым должны отвечать предлагаемые курсы дельфинотерапии, нет организации, контролирующей работу этих центров, нет и определенных требований к образованию людей, которые дельфинотерапию проводят (факт устрашающий, учитывая спектр и степень тяжести заболеваний детей, попадающих в центры). Следует задуматься и о том, как чувствует себя сам дельфин, которого ежедневно принуждают к контакту с человеком (визуальному и телесному), не давая возможности скрыться, живущий в воде, прошедшей санитарную обработку с добавлением дезинфицирующих средств (например, хлорки – отсюда заболевания кожи и слизистой глаз у дельфинов). Дельфинов, отловленных в море (а таких в дельфинариях большинство, поскольку выживающего потомства катастрофически не хватает для растущего спроса) отрывают от их социальной среды, нанося тем самым травму и самому дельфину, и его популяции. По мнению критиков дельфинотерапии, в ее основе лежит использование в корыстных целях беззащитных людей (родителей тяжело больного ребенка, хватающихся за любую соломинку) и беззащитных животных.

 

Гораздо более эффективную помощь оказывают дельфины взрослым по методу, разработанному Михаэлем Лаутенбахом (руководителем Дельфин-Института во Фрайбурге, психологом). Лаутенбах в течение последних 10 лет предлагает на одном из Канарских островов (La Gomera) семинары для взрослых и предоставляет возможность увидеть с катера более 20 видов китообразных, в том числе дельфинов, обитающих в прибрежной зоне. По мнению Лаутенбаха, взаимоотношения дельфинов – пример уникальной междуособной гармонии, взаимоподдержки и позитивного настроя, дельфины создают вокруг себя сильнейшее энергетическое поле, у них можно многому научиться. Цель семинаров – лечение последствий психологических травм, конфликтов и депрессии, обретение эмоционального равновесия и поиск выхода из кризисной ситуации. Лаутенбах убежден в том, что нельзя ожидать от дельфинов какого-то позитивного воздействия, лишив их свободы, и предоставляемая им возможность психологической помощи с участием дельфинов является прекрасной альтернативой дельфинотерапии, проводимой в специальных центрах. О семинарах на острове La Gomera написаны книги, некоторые участники описывают свои ощущения как начало абсолютно новой, полноценной жизни.

 

Но вернемся к дельфинариям. До каких только идей не доходили предприниматели с целью наиболее выгодного использования дельфинов! Вплоть до того, что диких морских животных помещали в центр дискотеки (в развлекательном парке Connyland, Швейцария), в невыносимый грохот и вспышки электрического света!

 

Факт: за весь период существования Нюрнбергского дельфинария из 21 родившихся в нем дельфинят на сегодняшний день живы 4, являющиеся к тому же братьями и сестрами, то есть целенаправленно использовать этих особей для разведения невозможно. Поэтому руководство дельфинария планирует в недалеком будущем покупку новых, отловленных в море дельфинов. Если брать животных «оптом», т.е. как минимум 10 особей, стоимость каждой обойдется «всего» в 35 000 евро. Цена за единичные экземпляры может доходить до 200 000 евро. Известно, что в прибрежной зоне Японии (одного из крупных поставщиков дельфинов для коммерческих целей) ежегодно отлавливаются самым брутальным образом от 17 до 20 тысяч дельфинов. Тычячи животных гибнут во время охоты, тысячи просто идут «на мясо» под видом деликатеса – китового мяса по цене 600 долларов за килограмм, а самые сильные и выносливые попадают в дельфинарии. Немецкое правительство активно поддерживает природозащитные организации в стремлении запретить отлов и уничтожение дельфинов в Японии, но в то же время допускает импорт дельфинов в Германию. Прямых поставок из Японии в Германию официально не существует; часто животных транспортируют через Карибские страны, чтобы скрыть их истинное происхождение. Черный рынок процветает.

       

13.04.09, Нюрнберг, возле входа в зоопарк:

стенд организации «Menschen für Tierrechte» с информацией о дельфинарях

На мой вопрос членам организации «Menschen fuer Tierrechte»: «Чего же все-таки вы достигли? Ведь строительство нового дельфинария в Нюрнберге предотвратить не удалось!» прозвучал ответ – «В первую очередь, мы достигли изменения взглядов общественности. И это – очень важный шаг. Люди начинают задумываться о происходящем, ищут более полную, точную информацию и сознательно не посещают дельфинарий. Таких – 62 % посетителей зоопарка. Средства массовой информации следят за происходящим. Строительство нового дельфинария «Лагуна» – проект, осуществление которого продвигается чуть ли не насильственным образом. Планируется повысить плату за вход в зоопарк, сделав обязательным посещение дельфинария и таким образом погасить кредит, взятый на строительство. В случае неудачи, как объявлено уже официально, гасить кредит будут налогоплательщики! Лагуна, между прочим – это бухта в море. То, что строится в нюрнбергском зоопарке, является ямой из бетона».

 

В региональную организацию «Menschen für Tierrechte», основанную в 1984 году, вступили на сегодняшний день около 300 человек. Но сегодня в связи с тяжелой экономической ситуацией в Германии многим уже не по карману платить членские взносы, поэтому люди выходят из рядов защитников животных.

Один из экспертов по защите животных, Вильям Джонсон (Англия), в своей книге о жизни диких животных в неволе пишет: «Каждый отдельный индивидуум получает с момента поимки инъекции искусственных витаминов, антибиотиков широкого действия, противогрибковых препаратов и гормонов. Благодаря этому он живет. В противном случае смерть наступила бы в первые же дни – стресс оказывает разрушительное воздействие на иммунитет животных, делая их чрезвычайно чувствительными к различного рода инфекциям и паразитам».

 

Кто-то заметит: в мире существуют более серьезные проблемы, чем страдания животных, в данном случае дельфинов. На это высказывание отвечает ВИТА, крупнейшая на сегодняшний день российская организация по защите прав животных: «Жестокость к животным – отражение низкого нравственного уровня общества и неразвитой способности к сопереживанию. Все проблемы современного общества – войны, уголовные преступления, социальное угнетение, неравенство – являются результатом того, что в этом обществе действует право сильного. Люди постоянно испытывают на себе жестокость и безнравственность других людей. Самое бесправное и незавидное положение в нашем обществе занимают животные: они представляют собой сырьё для различных промышленностей и объект для развлечений».

 

И в этом есть по меньшей мере доля истины.

 

Автор благодарит Христиану Тире, Аннетту Килиан (дельфинарий Нюрнберга), Корнелию Шамике, Элизабет Медерер («Menschen fuer Tierrechte», Нюрнберг) и Михаэля Лаутенбаха за предоставление интереснейших данных и фотографий.

В Нюрнбергском дельфинарии

Фото автора.