Технологии не помогут

 

Разговоры об инновациях и модернизации, ставшие такой же безысходной отрадой правящей клептократии, какой когда-то были толки о развитом социализме, по умолчанию исходят из преобразующей роли технологий.

 

Мол, заведутся где-то волшебным образом современные технологии, не успеют их выморить «проклятые бюрократы» (то есть партнеры по бизнесу и сослуживцы «новых маниловых») – «и, наверно, мне тогда станет легче жить», как пел когда-то Окуджава.

 

Этот технологический детерминизм, наиболее яркими выразителями которого были Маркс и Жюль Верн, зародился в эпоху Просвещения и был простителен лишь в позапрошлом веке.

 

Уже прошлый, ХХ век – в том числе и в нашей стране – подарил даже самым непонятливым массу примеров, доказывающих обратное.

 

Имплантация современных технологий в отторгающий их архаичный (или архаизированный, как в современной России) социальный организм в принципе не может быть достаточной для того, чтобы эти технологии набрали «критическую массу» и преобразовали этот организм.

 

В результате они, вместо того чтобы оздоровить социальные отношения, подавляются и сминаются ими, в лучшем случае становясь орудием дальнейшей архаизации общества (как достижения науки на службе тайных полиций или современные для того времени технологии формирования сознания – в иранской исламской революции 1979 года).

 

Как правило, они отторгаются устарелой системой управления и в лучшем случае изолируются ею в необходимых для выживания этой системы анклавах, где медленно умирают от нехватки пространства для развития. В Советском Союзе такими анклавами были наукограды, необходимые в 60-е годы для достижения ядерного паритета; паритет был достигнут – и наукограды превратились в социальные аналоги заповедников и заказников.

 

В усталых обществах, вроде современного российского, наблюдается парадоксальное явление не отторжения, но игнорирования современных технологий даже там, где их, по изящному советскому выражению – по определению обозначающему насильственность действия – удается «внедрить».

 

Ярчайший пример дает каждому гражданину России аэропорт «Шереметьево-2» – не считая «Шереметьево-1», худший аэропорт столицы. Для обеспечения безопасности там пару лет назад был установлен прекрасный сканер, позволяющий пассажиру проходить досмотр, не снимая не то что обуви и ремня, но даже пиджака. В «Домодедово» такие сканеры эксплуатируются довольно давно, и где-то полгода назад (только что было «пару лет назад», но так у автора. – Ред.) они были установлены и в «Шереметьево-2».

 

И ничего не изменилось: пассажиров прогоняют через этот сканер, заставив, как и раньше, снять обувь, ремни и пиджаки и убрав из карманов все металлические предметы.

 

Бред? Конечно.

 

Обслуживающие эти сканеры люди прекрасно знают, что проходящие через них пассажиры не должны раздеваться и что все их неудобства и вся суета вокруг вечно отсутствующих лотков для обуви и одежды напрасны.

 

Они не извлекают никакой выгоды из колоссальных неудобств, которые доставляют пассажирам. Однако продолжают выполнять не просто заведомо бессмысленные, но и прямо идиотические действия – причем не для того, чтобы утвердить свою власть над «пассажиропотоком» и даже не столько чтобы сохранить свои рабочие места (что в кризис становится все более актуальным), но потому лишь, что «не было указания».

 

Указания не было – а спросить начальство, забывшее его дать, страшно!

 

Так было при позднем Сталине, и понятно почему: тогда за неправильно сказанное слово могли посадить, а в кампанию – и расстрелять.

 

Сейчас Россией правит если и Сталин, то очень маленький. За «не в масть» заданные вопросы никого не сажают и не расстреливают (ну, почти). Но система управления такова, что людям по-прежнему страшно задать самый простой вопрос о нормальном, соответствующем инструкции, использовании современных технологий.

 

В международном (!!) аэропорту Москвы (!!) «Шереметьево-2» уже более полугода, выражаясь фигурально, забивают гвозди микроскопом. И созданная (не унаследованная от «клятых коммунистов», а именно созданная заново в 2000-е годы!) система управления такова, что остановить этот увлекательный процесс некому – да, по-видимому, и незачем.

 

Ведь использование сканеров по назначению никому не позволит брать новые взятки, а иных движущих сил новая управляющая система, похоже, просто не знает.

 

Технологический прогресс и модернизация в этой системе управления невозможны в принципе: если пресловутые «инновации» и разрешат, и даже установят – их попросту не заметят.

 

Не будет «указания», как в «Шереметьево-2».

 

Михаил Делягин,

«Ежедневный журнал», 9 июля

Автор директор Института проблем глобализации, д.э.н.