Уважаемая редакция!

 

С большим интересом прочёл в 6-м номере «Рубежа» подбор материалов о Великой отечественной войне СССР против Германии. Приятно, что увидели свет разноплановые мнения и в конце подведён общий знаменатель. И всё же нельзя не высказать уточняющие замечания.

 

Во-первых, в мае этого года мы отмечали 64 годовщину победы над Германией, а не окончания Второй мировой войны, как сказано в преамбуле (официально она закончилась 02.09.45). Но главное, как мне кажется, в заключении должно было быть указанно на явные ошибки цитируемых авторов.

 

В. Астафьев, конечно же, мастер слова. Его «окопная правда» интересна, но зачастую не точна. В 1943 году немцы не «загнали в явный мешок» шесть советских армий. Тогда они лишь оттеснили советские войска за Белгород. В. Астафьев перепутал 1942-й год с 1943-м. Тогда, в мае 1942 года ударом от Барвенково и затем от Волчанска войска Ф. Бока окружили две (не шесть) советские армии и две группы, взяв в завершение в плен 240 тыс. человек и множество техники.

 

Далее, критикуя историка Ю. Жукова, И. Зайдман указывает на ложь последнего. В частности, о количестве выпущенных накануне войны танков новейшей конструкции. Конечно же, их было не десятки (по Ю. Жукову). Но аргументировать надо было бы не числом единиц их в Юго-Западном фронте, а общим количеством танков, выпущенных к июню промышленностью – 1841 (книга маршала Г.К. Жукова, т. 1, изд. 8, с.254).

 

Но главное. Необходимо было бы указать, что тема войны отражена ещё в литературе либо не полно, либо тенденциозно, а порой и извращённо. Советские мемуаристы и военные историки были ограничены в изложении событий господствовавшими идеологическими установками/запретами. Оставшиеся после войны в живых немецкие генералы не были допущены к архивным материалам. Время упущено, никого из тех, кто знал – в силу занимаемого положения – причинную и взаимную связь принятия решений, не осталось в живых. Последняя попытка создания полноценной истории войны была предпринята коллективом под руководством Д. Волкогонова, но и она, как известно, была пресечена маршалом С. Ахромеевым в самом начале работы. Сейчас президент России создал комиссию по предотвращению искажений истории. Но, учитывая её персональный состав, вряд ли можно надеяться на полноценное исследование.

 

С. Фрейдман

г. Эрланген

 

Ответ редакции

 

Принимаем замечание по поводу даты окончания Второй мировой войны. Для всех нас настолько важна была война с Германией, что о войне на Дальневосточном театре военных действий мы порой забываем.

 

Прав автор письма и в том, что Виктор Астафьев перепутал события войны под Харьковом 1942 и 1943 годов. Тем не менее, по большому нравственному счету, в его «окопной правде», на наш взгляд, больше правды, чем в «генеральской правде».

 

Что касается остальных замечаний С. Фрейдмана, то они объясняются, очевидно, тем, что он нерегулярно читает нашу газету. Важный вклад в правдивое освещение войны внесли книги Марка Солонина, о которых мы достаточно подробно рассказывали на страницах газеты (№ 6 2007 г., №1 и №6  2008 г.). Неоднократно приводились там и цифры общего количества новейших танков в Красной армии на 22 июня 1941 года, Так, в № 6 2008 года отмечено, что, по данным книги В.В. Бешанова «Танковый погром»», их было 1861 единица, в том числе 636 КВ и 1225 Т-34.

 

Какое нынче тысячелетье на дворе?

 

Прочтение статьи И. Зайдмана «Евреи недодали России» в № 6 «Рубежа» явилось для меня эмоциональным потрясением, в особенности строки об Одессе. Буровский с «упорством тупоумия» (С.-Щедрин) явно пользовался принципом родственного ему по духу д-ра Геббельса: чем больше ложь, тем скорее в нее поверят...

 

С легким удивлением узнала я, что сей «ученый муж» вещает из Красноярска и является кандидатом исторических и доктором философских наук! Как говорили на моей благословенной родине: кто в молодости догнал его маму и передал ему такие «исключительные» гены? Похоже, охранник ГУЛАГа... Вы еще возмущаетесь недоверием немецких властей к советским дипломам? Какая была объективная необходимость, кроме потребности души, писать этот капитальный «труд» после двухтомника Соженицына «Двести лет вместе»? Все равно антисемитом № 1 ему уже не стать, а только продолжателем этого бесславного «пророка». Странно, что он еще продолжает «творить» во глубине сибирских руд, а не в столицах.

 

Да, Одесса действительно генерировала всеобъемлющие культурные формы, только не на протяжении двух десятилетий, а в течение всей ее насыщенной истории, на протяжении двух столетий! Это был отдельный неповторимый замечательный мир, своеобразный плавильный котел с важной ролью евреев во всех сферах жизни! Вы будете смеяться, но евреи появились на территории Одессы до возникновения города в 1794 году. Их захоронения с могильными плитами на иврите найдены при раскопках турецкой крепости Хаджи-бей, разрушенной казаками. На ее месте стали возникать поселения нового города. Первый еврейский погром произошел в Одессе в 1814 году. Это греки не могли перенести честную конкуренцию в торговле с евреями. Память об этих народах сохранилась в названиях Греческая площадь и Еврейская улица. Вы много видели в России улиц с таким названием?

 

Врет он... Не было у евреев своего района с красочным названием Молдаванка (а что в нем красочного?) На окраине этого района жила беднота и криминалитет, а обширные в городе слои интеллигенции жили в центре города, ну и, разумеется, богачи; в частности, была на ул. Ришельевской квартира родителей Исаака Бабеля. От Молдаванки до Привоза – дистанция огромного размера, как от ученого до Буровского. Так о каком пятачке идет речь?! Это у нашего «героя» сэхла (ума) на пятак!

 

Что он в своем далеке может знать о замечательных одесских купцах, ремесленниках, приказчиках? А вот контрабандистам, ворам, налетчикам крупно повезло в истории: И. Бабель, талантливо увековечил их в своих произведениях, создав вокруг них ореол романтизма... И в одесском фольклоре говорилось, что «вся Одесса переполнена ворами», печален был конец Мишки-Япончика. Перейдя со своим отрядом на сторону большевиков, был ими предательски убит.

 

За означенное предвоенное двадцатилетие и далеко раньше Одесса рождала великих людей с естественным постоянством.

 

В Одессе родился и провел юность Леонид Пастернак – художник, отец поэта. Здесь работал журналистом отец кинооператора Романа Кармена и отец историка-писателя Эдварда Радзинского. А сколько музыкальных талантов дала Одесса! Здесь родился и начал учебу композитор Оскар Фельцман. Все ли знают, что это он написал музыку на слова Вл. Войновича к песне «На пыльных тропинках далеких планет останутся наши следы»? А сколько музыкальных гигантов создал замечательный педагог Петр (Пинхус) Столярский! Это Давид Ойстрах, Буся Гольдштейн, пианисты Эмиль Гилельс, Елизавета Гилельс и многие другие. Доска почета с лауреатами и медалистами в вестибюле Одесской консерватории заставила бы Буровского «забуреть»: на 85 % это еврейские фамилии, из песни слов не выкинешь!

 

В Одессе родились и учились известный физик Георгий Гамов (США), академики Векслер и Нудельман. Последнему, как дважды Герою Соц. труда поставлен в 1987 г. памятник, правда, на 7 лет позже, чем академику Глушко, спасибочки и за это... В Одессе много десятилетий работал известный историк Саул Яковлевич Боровой, умерший в своей постели... Какой истерический вой вызвала его работа о Запорожской Сечи. Оказалось, что в Запорожском войске финансовыми делами ведали, кто бы мог подумать, евреи! Свои бухгалтерские записи они вели на украинском языке, но ивритскими буквами. Вынужденный скрываться от ареста в 50-е годы, Боровой жил нелегально под Алма-Атой многие годы. Звездный час одесских чекистов наступил в 70-е годы, когда началась массовая эмиграция евреев. Поскольку надо было платить за образование (кто об этом еще помнит?), уехать могли представители научной интеллигенции и теневого бизнеса. Вызовы адресатам задерживали и выдавали, наконец, за большие деньги. Потом по «соглашению» забирали за копейки дачи, квартиры, специальные комиссии не пропускали к вывозу антиквариат, книги и т.д. А одесский Андропов генерал КГБ Заварзин лично насиловал писателя-диссидента Аркадия Львова (Бинштейна) перед отъездом. Не предвидел он, сердечный, что Львов, после отъезда много лет проработавший на радио «Голос Америки», увековечит светлый образ товарища Заварзина.

 

Степень ненависти к одесским евреями со стороны режима превосходила оную во всей Украине. Вся верхушка власти после войны в Одессе была всегда из присланных, и каждый последующий старался закрутить гайки покруче предыдущего. Обком запретил С. Юрскому читать рассказы Бабеля и много другое. С продолжающейся эмиграцией Одесса медленно, но верно теряла интеллектуальный, культурный, образовательный и человеческий потенциал. Начала этот процесс когорта писателей: Ильф-Петров, Багрицкий, Катаев, Олеша, Вера Инбер (двоюродная сестра Троцкого). Главной задачей власти в Одессе на всем протяжении истории после 1917 г. было обескровить Одессу, лишить ее своей замечательной индивидуальности, неповторимого юмора и языка. А таланты шли... Это математик доктор наук Юра Родин (еврей) – США, физик и химик доктор наук Исаак Лапидес – Израиль, физик-атомщик доктор наук Юлий Гутман – США, доктор наук – гидролог Давид Толмазин, метеоролог Михаил Розенквит, США. А математик, член-корренспондент АН СССР Марк Григорьевич Крейн умер в Одессе. Однажды  он увидел в газете свою подпись под гневным письмом трудящихся против происков Израиля, которое он не подписывал.

 

И за всё перечисленное уважаемый И. Зайдман хочет всего лишь отвесить Буровскому пощечину?! Столько «макес дир ин цире»! Столько язв тебе на рожу! Пусть бездарность, означенная Бердяевым в эпиграфе, будет его постоянным спутником в работе, да будет так, как идет ход истории! Наивен вопрос о том, чего больше в «творчестве» Буровского: невежества, наглости или переходящей в ненависть чернейшей зависти к евреям? Понятно, что и того, и другого, и пятого, и десятого! Воистину, «чудище обло, озорно, огромно, стозевно и лайя» (Радищев).

 

Лора Гуревич

 

P.S. Проклятая политкорректность. И высказаться точно нельзя.

P.P.S. Прошу прощения, если кого-то упустила... Вспомнила слова из басни укр. басняра Л. Глiбова: «Такого ще поганця не бувало!»