Визиты вице-президента
Вы сами должны решить
Провозгласить некие правильные и благородные принципы – это одно, а вот попытаться воплотить эти принципы в жизнь – нечто совершенно другое. Полагаю, вице-президент США Джозеф Байден не раз и не два подумал об этом во время своего визита на Украину и в Грузию. Пару недель назад госсекретарь США Хиллари Клинтон выступила с программной речью о внешней политике администрации Обамы. Не отказавшись от идеи мирового лидерства Америки, Клинтон в то же время четко указала, что это лидерство будет достигаться иными способами, чем прежде: «Наш подход к внешней политике должен отражать мир, каков он есть сейчас, а не каким он был раньше. Попытки применить в нынешних условиях идею „концерта великих держав“ 19-го столетия или стратегию силового баланса 20-го века лишены смысла. Мы не можем вернуться к принципу сдерживания времен „холодной войны“ или к концепции унилетаризма (этим непереводимым словом называют ситуацию, когда государство принимает решение без всяких консультаций с другими странами – А.Г.)». Вместо этого Белый дом предлагает нечто иное – вместо многополюсного мира (где каждая из великих держав, окружив себя сателлитами, противостоит другим великим державам – именно так видят внешнюю политику в Москве) нужно создать «многопартнерский мир», где самые разные страны объединяются в коалиции, дабы разрешить важные для них всех проблемы.
Руководствуясь именно таким подходом, Байден отправлялся в Киев и Тбилиси. С самого начала поездки были заявлены две ее главные цели. Ясно и четко дать понять, что, во-первых, «перезагрузка» отношений с Россией будет происходить не за счет Украины и Грузии, чье стремление в евроатлантическое сообщество вызывало ярость Кремля. А, во-вторых, что, поддерживая стремление к демократии, Вашингтон вовсе не желает играть роль верховного судьи во внутренних конфликтах в этих государствах. Точно так же внешнеполитические решения, вроде решения о вступлении в НАТО, должны приниматься только и исключительно народами Украины и Грузии.
Как заведенный Байден твердил и в украинской, и в грузинской столице эти три мантры: США отвергают деление мира на зоны жизненных интересов, не собираются создавать таковую на постсоветском пространстве, но и не считают, что у Москвы есть право претендовать на такую зону; Украина и Грузия «должны сами решать» – не только без Москвы, но и без Вашингтона – в какие организации вступать и какую политику проводить; лидеры независимых стран несут прямую ответственность за внутриполитическую ситуацию, Вашингтон ждет от них ответственных действий, направленных не на разрушение, а на защиту демократии.
Одна беда: похоже, никто из тех, кому Джо Байден направлял свои послания, ему не поверил. Ничего удивительного, что не поверили в Москве, где внешнюю политику планируют по схемам Real Politik 19-го века: еще бы, коварные американцы приехали взбодрить своих «троянских коней» на постсоветском пространстве. И при этом игнорируются российские требования учитывать «региональный контекст отношений, цивилизационно-историческую специфику и сложившиеся культурно-интеграционные традиции» (то есть требование считать постсоветское пространство зоной российских «привилегированных интересов», как того требовал год назад Дмитрий Медведев).
Проблема в том, что и маяки демократии, вроде Ющенко, Тимошенко и Саакашвили, мыслят в такой же системе координат. Начальники вполне искренне не понимают, почему первый зам. главного заокеанского босса, с одной стороны, не скрывает раздражения и говорит о параличе власти на Украине, а с другой, денег не дает никому и своего избранника не называет. А вместо этого все твердит о необходимости принимать трудные решения (которые, судя по словам Байдена, заключаются в том, что всем киевским руководителям надо договориться и хоть как-нибудь удержать страну от паралича). И при этом все повторяет «сами, сами» вместо того, чтобы раздать всем сестрам по серьгам. О степени перенапряжения украинской элиты, силившейся прочитать некие тайные знаки, заключавшиеся в речах Байдена, свидетельствует текст, написанный киевским корреспондентом уважаемой московской газете. В статье на полном серьезе сообщается, что вице-президент США взял во внутриукраинском конфликте сторону Виктора Ющенко и отказал в поддержке Юлии Тимошенко. Сей вывод делался на том основании, что Байден довольно жестко критиковал украинское «правительство». Корреспондент решил, что Байден имел в виду тимошенковский кабинет министров. Между тем, любому первокурснику-хорошисту должно быть известно, что английское слово government имеет и другое более широкое значение – руководство страной в целом. И из контекста речи Байдена совершенно очевидно, что его упреки направлены всему украинскому руководству – и президенту, и премьеру, и лидерам парламента. Но ментальность постсоветской элиты такова, что она жаждет перста указующего и, не видя ясных сигналов, придумывает их.
Однако то, что было на Украине – чистые цветочки по сравнению с приемом, оказанном вице-президенту в Грузии.
Михаил Саакашвили отлично понимал, что Байден обязательно выразит поддержку стране, треть территории которой фактически аннексирована (и Байден без конца повторял, что США всячески поддерживают Грузию). Грех было не воспользоваться этой ситуацией, чтобы не извлечь конкретную политическую выгоду.
Грузинские граждане приветствовали Байдена, когда он следовал по проспекту им. Дж. Буша (что выглядело некоторой бестактностью, но, черт побери, уж слишком часто эти янки меняют своих начальников»). А текст плакатов, встречавших вице-президента («Мы рассчитываем на вас», «Не забывайте нас», «Вы наша единственная надежда», «Мы наказаны за любовь к свободе»), заставлял вспомнить о грузинском политике, который тридцать лет назад льстиво заявил, что для его народа солнце встает на севере, то бишь в России. Разница, как выясняется, не столь уж и велика – достаточно сказать, что теперь, в силу изменившихся обстоятельств, солнце для Грузии встает на западе.
При этом Саакашвили (как и Шеварднадзе в свое время) попытался манипулировать высоким начальством. Аккурат в самый канун визита грузинский президент сообщил «Вашингтон пост», что воспользуется визитом Байдена, чтобы ускорить будто бы уже ведущиеся переговоры о поставках Грузии американских противотанковых средств и комплексов ПВО. А до этого грузинские министры поведали, что в скором времени к наблюдателям ЕС в зоне конфликта присоединятся американцы. Все, мол, практически, уже решено.
Тут же, как, подозреваю, и рассчитал Саакашвили, прогрохотала Москва. Замминистра иностранных дел Григорий Карасин напомнил, что Россия «ограничит или прекратит» любое военное сотрудничество со страной, поставляющей оружие Грузии. Сигнал предельно откровенный – начнете поставлять оружие Саакашвили, и так нужный вам воздушный транзит в Афганистан кончится, не начавшись.
И Байден мгновенно оказался в ловушке. Ему, только что облитому с ног до головы патокой, награжденному высшим орденом, было невозможно прямо опровергнуть все наговоренное грузинскими хозяевами. Но никак не среагировать было тоже нельзя – эскапады Саакашвили грозят завершить всю российско-американскую перезагрузку. И к журналистам отправили анонимного, но чрезвычайно высокопоставленного представителя администрации, который сквозь зубы сообщил: «Байден ничего не обещал относительно военной помощи». Но, так или иначе, получается, что Саакашвили использовал Байдена. Грузинский президент слишком буквально понял призыв решать все самому. Многопартнерского мира уж точно пока что не получается.
Александр Гольц,
«Ежедневный журнал», 24 июля