CНГ
Молдавия на перепутье
29 июля в республике Молдова состоялись внеочередные парламентские выборы. Необходимость в них возникла в связи с патовой ситуацией, сложившейся после прошедших 7 апреля очередных выборов. Тогда правящая компартия Молдовы получила 49,5% голосов и 60 мандатов в парламенте, а несколько оппозиционных партий – 41 мандат. Особенностью политической системы Молдовы является то, что президента республики избирает парламент, и для его избрания необходимо 3/5 голосов депутатов, то есть 61 из 101. Коммунистам не хватило одного голоса, и перекупить кого-либо из оппозиционных депутатов им не удалось.
После тех выборов в Кишиневе имели место бурные выступления молодежи, обвинявшей власти в фальсификации итогов выборов. Выступления сопровождались актами вандализма.
Нынешние выборы дали коммунистам только 45,1% голосов и 48 мандатов в парламенте, у оппозиции – 53 мандата. Правы ли те многочисленные наблюдатели, которые назвали этот результат «концом эры безраздельного восьмилетнего правления коммунистов в Молдове»? Это зависит от того, как посмотреть, и от дальнейшего развития событий в республике. Обратите внимание на то, что ни одна из сторон – ни компартия, ни объединенная оппозиция – не имеют достаточного числа мандатов для избрания президента.
Как дошла Молдова до жизни такой? Владимир Воронин, отслужив два президентских срока, честно сдал пост, решив переместиться на место спикера парламента, которое ранее занимал Мариан Лупу. Этот 43-летний экономист-рыночник, стажировавшийся в Вашингтоне и Женеве, возглавлял в компартии небольшую «проевропейскую» группу. Лупу после апрельских выборов рассчитывал занять освобожденный Ворониным пост президента. Будучи выдвинутым на этот пост, он мог рассчитывать получить тот один (и даже более) недостававший голос со стороны оппозиции.
Но Воронин решил иначе. Ранее старавшийся лавировать между ЕС и Россией, он в последнее время в своей политике склонялся к России (кстати, по случайному совпадению Россия как раз перед выборами в Молдове сняла все ограничения на поставки из республики вин). И Воронин предложил на пост президента Зинаиду Гречаную, премьер-министра, хорошо знакомую Москве и более ее устраивающую, чем «еврокоммунист» Лупу. А тот, раздосадованный, вышел из компартии и возглавил до того влачившую жалкое существование Демократическую партию, которая теперь получила 12,6% голосов избирателей и 13 мандатов в парламенте.
А теперь сложите 48 мандатов компартии и эти 13 мандатов Демпартии: получите искомые 61 мандат, необходимые для избрания президента. Кстати, никакие другие реально возможные расклады этого числа не дают, остается только вариант еще одних внеочередных выборов в парламент. Теперь все зависит от Лупу и от договоренности между ним и его бывшими однопартийцами. На меньшее, чем пост президента, Лупу, очевидно, не согласится.
В этом случае Демпартия станет как бы «еврофракцией» компартии, но воглавлять страну будет экономист-рыночник. Что ж, и это будет означать определенный сдвиг в сторону Европы еще одной бывшей советской республики…
И. Зайдман